Рубрики
Дошкольное образование

Игра КВН – развитие интеллектуального и креативного потенциала дошкольников

В настоящей статье рассмотрены вопросы, касающиеся интеллектуального потенциала дошкольников во время игры в КВН, активизации их творческого мышления через преодоление необходимых сложностей, при помощи которых дошкольник может войти в мир творчества.

0

Профессия воспитателя — это возможность постоянно находиться в мире детства. Эта профессия трудоемкая, но в то же время очень интересная и многообразная. Воспитатель – первый профессиональный учитель в жизни ребенка, который помогает познать окружающий мир.
Чтобы жизнь детей в дошкольных группах была увлекательной и насыщенной, воспитатель должен быть творческим и всесторонне развитым человеком, обладать различными компетенциями.

Важно, чтобы ребенок овладел не только определенными знаниями и умениями, но и умел творчески мыслить, видеть закономерности, доказывать свою точку зрения, находить выходы из сложных ситуаций, анализировать и делать выводы.
Всестороннее развитие воспитанника детского сада можно осуществить на основе игры. Мы знаем, что игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста, с ее помощью можно привлечь интерес к познавательной и творческой активности. Важно, чтобы через игру дети приобретали знания об окружающем мире, раскрывали свой потенциал и развивали свои интеллектуальные и креативные способности.
Воспитанники детского сада с более развитым интеллектом быстро запоминают материал, уверены в собственных силах и легче адаптируются в новой обстановке.

Одна из задач нашей работы – развивать и воспитывать творческую, креативную и коммуникабельную личность. Для этого мы используем в своей работе проблемные ситуации.
Проблемные ситуации для дошкольников — это подведение детей к проблемным вопросам, которые создает воспитатель, предоставляя им возможность самим найти средства для ее решения.
Для развития каждого ребенка педагоги используют различные игровые ситуации, предлагают проблемно-поисковые и творческие задачи, а также задают вопросы, которые направлены на развитие мыслительных процессов. Одной из таких игр является игра КВН.
КВН в подготовительной группе «Хочу все знать!».

Цель: развитие у детей творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала.
Задачи:
— поддержать интерес к интеллектуальной деятельности;
— расширить кругозор ребенка;
— научить принимать решения в нестандартных ситуациях;
— развить сообразительность, самостоятельность мышления, умение договариваться между собой;
Оборудование: Мольберты, бумага для рисования А-2, фломастеры, геометрические фигуры, музыкальные инструменты, школьные принадлежности, игрушки.
Ход игры:
(Команды заходят в группу под гимн КВН)
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать участников, болельщиков и гостей нашей игры. Мы собрались в клубе веселых и находчивых! Сегодня соревнуются две команды: команда «Умники» и команда «Знайки».
Воспитатель: Девиз команд!
Умники: «Мы веселые детишки, мы детишки – шалунишки, любим в КВН играть и, конечно побеждать!».
Знайки: «Мы ребята знайки, знайки – не незнайки, в игры разные играем, в КВНе – побеждаем!».
1. Конкурс «Занимательный квадрат»
Командам предлагается следующее задание: расставить фигуры так, чтобы ни в одной строке или столбике не было двух одинаковых геометрических фигур.

2. Конкурс «Разложи по группам предметы»
Командам предлагается разложить предметы по назначению: музыкальные инструменты, игрушки, школьные принадлежности.

3. Конкурс «Я художник»
Командам необходимо выложить на мольберте как можно больше картинок из предложенных геометрических фигур.



Динамическая пауза «Мы веселые мартышки!»

4. Конкурс «Занимательные задачки»
Воспитатель по очереди дает задание каждой команде.
Команде «Умники»:
Над землей летели птицы:
Ворон, голубь, три лисицы,
Один стриж и пять свиней.
Сколько птиц? Ответь скорей!
Команде «Знайки»:
Стою я летом на лугу —
Трех поросяток стерегу.
Они на травушке резвятся…
Смотри-ка, двое к речке мчатся!
А где другие? Посмотри!
И сколько их, ты мне скажи!
5. Конкурс капитанов
Воспитатель задает вопрос капитанам команд. Засчитывается быстрый и правильный ответ.
1) На рябине выросло четыре больших и две маленьких шишки.
Сколько всего шишек выросло на рябине?
2) На одном берегу цыплята, на другом утята, а посередине островок. Кто быстрее доплывет до острова?
3) На дубе две ветки. На каждой ветке по два яблока. Сколько всего яблок?
4) Пошли две девочки в лес за грибами, а навстречу два мальчика. Сколько всего детей идут в лес?

Пока Жюри подводит общий итог, проводится игра под музыку – «Если нравится тебе, то делай так…».
Дети образуют круг, один ребенок находится в центре круга – он показывает движения, произнося слова песенки:
«Если нравится тебе, то делай так (три прыжка)
Если нравится тебе, то делай так (приседания)
Если нравится тебе, то и другому покажи, если нравится тебе, то делай так (три прыжка и приседания)».
Дети, образующие круг, повторяют движения. Затем другой ребенок исполняет эту песню и показывает другие движения.
Педагогами было отмечено, что в ходе познавательного мероприятия дети выполняли различные задания, закрепляя свои знания и умения.
В игровых заданиях воспитанники не ждали разъяснений педагога – они сами активно искали решение того, что им неясно: самостоятельно формулировали предположения, ошибались, пробовали, приобретая, таким образом, новые знания.
Можно считать, что благодаря игре КВН ребенок учится работать в команде и принимать коллективные решения для достижения общей цели.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Л. Ф. Тихомирова, «Познавательные способности. Дети 5-7 лет».
  2. Л. Ф. Тихомирова, «Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов».
  3. М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева «Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений».
  4. Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева, В. В. Ткачева «Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников».

Толмакова Ирина Викторовна,
воспитатель ГБОУ Школа 2089 г. Москва
irina-tolmakova@mail.ru
Фролова Ирина Петровна
Педагог-психолог ГБОУ Школа 2089 г. Москва
irina_fro72@mail.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Автор несёт ответственность за научно-теоретический уровень публикуемого материала и его грамотность.
Ответственный за размещение информации: Виктория Разводовская

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0