Проектная деятельность в системе дошкольного образования (из опыта работы)

325

Дошкольное образование — это первая важная ступень российской образовательной системы. В процессе дошкольного образования грамотно организованная воспитательно-образовательная деятельность закладывает основы и создает базу для дальнейшего развития и обучения ребенка. Каждый родитель мечтает увидеть своего ребенка врачом, юристом, экономистом. Каждый педагог мечтает о послушном любознательном ученике. В детский сад принимают ребенка с трех лет. Это личность: активный, пассивный, любознательный, стеснительный. С первых дней необходимо помочь каждому из них войти в незнакомый ему мир — мир дошкольного детства. Ребенок с самого раннего возраста начинает познавать мир. Современные дети живут в информационно-техническом обществе. Их окружают телефоны, планшеты, компьютеры. Задача педагога дошкольного образования — построить эффективную образовательную программу и обучить детей различным умениям и навыкам. В работе с детьми мы решили применить один из перспективных методов — проектную деятельность. Дети — большие экспериментаторы, исследователи и творцы. Проект дает каждому ребенку самостоятельно наблюдать, исследовать, познавать и творить.

Проектная деятельность развивает у детей навыки и умения коллективной и самостоятельной работы, творческие способности, любознательность, мышление и умение найти правильное решение в определенных ситуациях. При внедрении проектной деятельности в работе обязательно учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.

Игра — основной вид деятельности в детском саду. Поэтому начиная с младшего возраста используются сюжетно-ролевые, игровые, творческие проекты. Дети младшего возраста очень активны, но непостоянны и неусидчивы. Взрослый для ребенка становится носителем общественной функции. Проектная деятельность дает возможность каждому ребенку делать маленькие открытия, приобретать новые знания. Проект помогает выявить пробелы, которые есть в знаниях у большинства детей, с дальнейшей целью их устранения. Основной целью этого метода является развитие творческой личности ребенка. Использовать метод проектной деятельности эффективно с младшей группы. Замечательная сказка «Кто сказал мяу?» известного художника-мультипликатора и детского писателя В.Г. Сутеева вызвала желание у детей и взрослых создать познавательно- игровой, творческий проект «Кто сказал мяу?». Произведения С.Я. Маршака «Усатый полосатый», «Перчатки», «Кошкин дом», В.Г. Сутеева «Кот-рыболов», «Кто сказал мяу?», потешки, стихи, сказки о животных, дидактические игры, игры- драматизации, досуги помогли детям развить логическое мышление, внимание, моторику, овладеть элементарными навыками продуктивной деятельностью, расширить кругозор детей, словарный запас. Самое главное, у детей сформировалось бережное отношение к домашним животным.

С детьми среднего возраста наш коллектив создал проект «Где обедал воробей?» по произведению С.Я. Маршака. Наблюдения в природе, экскурсии по территории детского сада, отдых в парке «Бабушкинский» познакомили детей с удивительным миром природы: они с удивлением обнаружили птиц нашего города. Многие дети обратили внимание на маленьких птиц — воробьев. Любознательность детей, неподдельный интерес, бесконечное «почему» вызвало желание познакомить с этими удивительными созданиями через проектную деятельность. Масштабным итогом работы стало создание музея «Где обедал воробей», который представлен на сайте ГМЦ Электронный музей «Дошколёнок».

В старшем возрасте интересы детей расширяются, становятся более разнообразными, охватывают разные сферы окружающей действительности. С учетом возрастных особенностей пятилетних «почемучек» была организована следующая проектная деятельность: «Маленький архитектор», «Волшебный мир книги». Методы работы в этих проектах также можно посмотреть сайте ГМЦ.

Еще немного о других проектах. Любознательные дошколята активно интересуются окружающим миром природы. «Ужасно интересно, все то что неизвестно», — поется в известной детской песенке. Так возник следующий проект — «Кто ты, улитка?», созданный с целью ознакомления через загадки, стихи, рассказы, иллюстрации и наблюдения с этим удивительным, но малознакомым моллюском. Дети участвовали в конкурсе стихов, детских работ «Улитка, где ты живешь?», викторинах, проведении опытов, экспериментов.

К 6-7 годам меняется статус ребенка-дошкольника. Этот возраст подходит к завершению. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры: дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. Исходя из этих особенностей с детьми была выбрана тема следующего проекта — «По следу карандаша». Проект помог детям узнать историю возникновения карандаша, его роли в жизни каждого из нас. Эксперименты, опыты, исследования «Из чего состоит карандаш?», игры — упражнения «Такие разные следы», настольные, дидактические, творческие игры, произведения В. Сутеева «Мышонок и карандаш», Ю. Дружкова «Приключения Карандаша и Самоделкина», творческий труд помогли пройти по следу и создать мини-музей «По следу карандаша». Посещение библиотек, музеев, театров обогатили кругозор детей, расширили представление об устройстве окружающего мира, светотени, цвете, композиции. Мастер-классы, иллюстрации, рисунки с использованием графитной техники вызвали желание применять карандаши разных видов.

Проектная деятельность в детском саду вызывает эмоциональное положительное отношение к изучаемой проблеме, способствует развитию познавательного интереса к разным областям знаний, сближает детей и взрослых, формирует у детей навыки исследовательской деятельности, развивает творческую личность. Грамотный интересный рассказ участников интересующим людям о проведенном исследовании, — детям других групп, родителям, воспитателям, — делает проект познавательным и содержательным, приобретает социальную значимость.

Болдырева Зоя Павловна, воспитатель
ГБОУ Школа № 1558 имени Росалии де Кастро К6
boldyreva.zp@mail.ru
Захарова Галина Николаевна, воспитатель
ГБОУ Школа № 1558 имени Росалии де Кастро К6
zaharova_om99@mail.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Автор несёт ответственность за научно-теоретический уровень публикуемого материала и его грамотность.
Ответственный за размещение информации: Виктория Разводовская