Рубрики
Дошкольное образование

Проектная деятельность в системе дошкольного образования (из опыта работы)

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Найти ответы на интересующие вопросы детям помогают взрослые. Одним из перспективных методов совместной деятельности является проектная деятельность дошкольников и педагогов.

0

Дошкольное образование — это первая важная ступень российской образовательной системы. В процессе дошкольного образования грамотно организованная воспитательно-образовательная деятельность закладывает основы и создает базу для дальнейшего развития и обучения ребенка.
Каждый родитель мечтает увидеть своего ребенка врачом, юристом, экономистом. Каждый педагог мечтает о послушном любознательном ученике. В детский сад принимают ребенка с трех лет. Это личность: активный, пассивный, любознательный, стеснительный. С первых дней необходимо помочь каждому из них войти в незнакомый ему мир — мир дошкольного детства. Ребенок с самого раннего возраста начинает познавать мир. Современные дети живут в информационно-техническом обществе. Их окружают телефоны, планшеты, компьютеры. Задача педагога дошкольного образования — построить эффективную образовательную программу и обучить детей различным умениям и навыкам. В работе с детьми мы решили применить один из перспективных методов — проектную деятельность. Дети — большие экспериментаторы, исследователи и творцы. Проект дает каждому ребенку самостоятельно наблюдать, исследовать, познавать и творить.

Проектная деятельность развивает у детей навыки и умения коллективной и самостоятельной работы, творческие способности, любознательность, мышление и умение найти правильное решение в определенных ситуациях. При внедрении проектной деятельности в работе обязательно учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.

Игра — основной вид деятельности в детском саду. Поэтому начиная с младшего возраста используются сюжетно-ролевые, игровые, творческие проекты. Дети младшего возраста очень активны, но непостоянны и неусидчивы. Взрослый для ребенка становится носителем общественной функции. Проектная деятельность дает возможность каждому ребенку делать маленькие открытия, приобретать новые знания. Проект помогает выявить пробелы, которые есть в знаниях у большинства детей, с дальнейшей целью их устранения. Основной целью этого метода является развитие творческой личности ребенка. Использовать метод проектной деятельности эффективно с младшей группы. Замечательная сказка «Кто сказал мяу?» известного художника-мультипликатора и детского писателя В.Г. Сутеева вызвала желание у детей и взрослых создать познавательно- игровой, творческий проект «Кто сказал мяу?». Произведения С.Я. Маршака «Усатый полосатый», «Перчатки», «Кошкин дом», В.Г. Сутеева «Кот-рыболов», «Кто сказал мяу?», потешки, стихи, сказки о животных, дидактические игры, игры- драматизации, досуги помогли детям развить логическое мышление, внимание, моторику, овладеть элементарными навыками продуктивной деятельностью, расширить кругозор детей, словарный запас. Самое главное, у детей сформировалось бережное отношение к домашним животным.

С детьми среднего возраста наш коллектив создал проект «Где обедал воробей?» по произведению С.Я. Маршака. Наблюдения в природе, экскурсии по территории детского сада, отдых в парке «Бабушкинский» познакомили детей с удивительным миром природы: они с удивлением обнаружили птиц нашего города. Многие дети обратили внимание на маленьких птиц — воробьев. Любознательность детей, неподдельный интерес, бесконечное «почему» вызвало желание познакомить с этими удивительными созданиями через проектную деятельность. Масштабным итогом работы стало создание музея «Где обедал воробей», который представлен на сайте ГМЦ Электронный музей «Дошколёнок».

В старшем возрасте интересы детей расширяются, становятся более разнообразными, охватывают разные сферы окружающей действительности. С учетом возрастных особенностей пятилетних «почемучек» была организована следующая проектная деятельность: «Маленький архитектор», «Волшебный мир книги». Методы работы в этих проектах также можно посмотреть сайте ГМЦ.

Еще немного о других проектах. Любознательные дошколята активно интересуются окружающим миром природы. «Ужасно интересно, все то что неизвестно», — поется в известной детской песенке. Так возник следующий проект — «Кто ты, улитка?», созданный с целью ознакомления через загадки, стихи, рассказы, иллюстрации и наблюдения с этим удивительным, но малознакомым моллюском. Дети участвовали в конкурсе стихов, детских работ «Улитка, где ты живешь?», викторинах, проведении опытов, экспериментов.

К 6-7 годам меняется статус ребенка-дошкольника. Этот возраст подходит к завершению. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры: дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. Исходя из этих особенностей с детьми была выбрана тема следующего проекта — «По следу карандаша». Проект помог детям узнать историю возникновения карандаша, его роли в жизни каждого из нас. Эксперименты, опыты, исследования «Из чего состоит карандаш?», игры — упражнения «Такие разные следы», настольные, дидактические, творческие игры, произведения В. Сутеева «Мышонок и карандаш», Ю. Дружкова «Приключения Карандаша и Самоделкина», творческий труд помогли пройти по следу и создать мини-музей «По следу карандаша».
Посещение библиотек, музеев, театров обогатили кругозор детей, расширили представление об устройстве окружающего мира, светотени, цвете, композиции. Мастер-классы, иллюстрации, рисунки с использованием графитной техники вызвали желание применять карандаши разных видов.

Проектная деятельность в детском саду вызывает эмоциональное положительное отношение к изучаемой проблеме, способствует развитию познавательного интереса к разным областям знаний, сближает детей и взрослых, формирует у детей навыки исследовательской деятельности, развивает творческую личность. Грамотный интересный рассказ участников интересующим людям о проведенном исследовании, — детям других групп, родителям, воспитателям, — делает проект познавательным и содержательным, приобретает социальную значимость.

Болдырева Зоя Павловна, воспитатель
ГБОУ Школа № 1558 имени Росалии де Кастро К6
boldyreva.zp@mail.ru
Захарова Галина Николаевна, воспитатель
ГБОУ Школа № 1558 имени Росалии де Кастро К6
zaharova_om99@mail.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Автор несёт ответственность за научно-теоретический уровень публикуемого материала и его грамотность.
Ответственный за размещение информации: Виктория Разводовская

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0