Квест-игра «Здоровьем дорожи, терять его не спеши»

Обучение в форме игры — замечательная возможность для педагога интересно и оригинально организовать жизнь своих воспитанников. Квест позволяет детям отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, окунуться в таинственный мир загадок и приключений, проявить смекалку и настойчивость, почувствовать себя настоящими первооткрывателями и исследователями, а педагогам помогает с лёгкостью реализовать цели и задачи развивающего обучения.

Непосредственно образовательная деятельность проводится с использованием квест-технологии. Дети с помощью карт-схем перемещаются по детскому саду, выполняя определенные задания. Целью является создание педагогических условий для освоения детьми дошкольного возраста способов конструктивного взаимодействия в группе.

Здоровый образ жизни для ребёнка – один из главных факторов его физического благополучия в будущем. Квест «Здоровьем дорожи, терять его не спеши» направлен на формирование культуры здорового образа жизни у подрастающего поколения, проявление ответственности, самостоятельности и командного взаимодействия, создание условий для интеллектуальной и творческой самореализации обучающихся и популяризации физической активности.

Квест был разработан и проведен в преддверии Всемирного дня здоровья.

Во время проведения НОД в форме квеста педагог получает возможность систематизировать представления детей о бережном отношении к своему здоровью, стимулирует у них желание вырасти здоровыми, сильными и ловкими, помогает им осознать взаимосвязь между действием витаминов и физкультурой на организм человека. В игровой форме закрепляются культурно-гигиенические навыки, совершенствуется умение выделять полезные и вредные продукты. Игры и задания, используемые в процессе игры-квеста, помогают развивать зрительное восприятие и мелкую моторику рук. В ходе непосредственно образовательной деятельности совершенствуются мыслительные операции: сравнение, обобщение, анализ и синтез, умение рассуждать, делать умозаключения, развиваются коммуникативные навыки, а также повышается интерес детей к спортивным эстафетам. Данное мероприятие позволяет воспитывать у детей волю к победе, любознательность, познавательную активность.

Оборудование и материалы:
  • Маршрутные листы для каждой команды
  • Прищепки по количеству детей четырех цветов
  • Наклейки
  • Атрибуты для игры «Мойдодыр» (зубная паста, полотенце, мыло, зубные щетки, мочалка, шампунь, гель для душа)
  • Изображения здоровых и больных зубов, карточки с вредными и полезными продуктами для зубов
  • Карточки для игры «Четвертый лишний»
  • Планшет «ЛОГИКО-Малыш». Папка «Безопасность»
  • Лабиринты
  • Сюжетные картинки «Правила бережного отношения к зрению»
  • Муляжи овощей и фруктов
  • Корзинки 2 штуки

Ход непосредственно образовательной деятельности:
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день. Мы с вами отправимся в небольшое путешествие по городу Здоровья. Всем известно, чтобы быть здоровым, нужно вести Здоровый Образ Жизни! А что значит вести Здоровый Образ Жизни? Ответы детей.

Ведущий: Правильно! Это значит – соблюдать режим дня, правильно питаться, заниматься спортом, делать утреннюю зарядку, отказаться от вредных привычек. Вам придется пройти по городу и поучаствовать в конкурсах. Для начала вам необходимо разделиться на 4 команды. Дети делятся на команды с помощью жребия, используя для этого прищепки четырех цветов.

Ведущий: Каждая команда получает свой маршрутный лист, с его помощью вы будете перемещаться между станциями в указанной последовательности.

Детям раздаются маршрутные листы.

Ведущий: Ребята, вам предстоит пройти 4 станции: «Угадай-ка» (кабинет учителя-логопеда), «Не лентяй-ка» (групповая комната детского сада), «Побеждай-ка» (физкультурный зал), «Неболей-ка» (музыкальный зал). За каждое верно выполненное задание вы будете получать наклейки «Здоровячков». Команда, у которой в конце игры будет больше всего наклеек, победит. Готовы? Тогда отправляемся в путешествие. Дети забирают маршрутные листы и отправляются с сопровождающими по станциям.

Станция «Угадай-ка»
Данная станция находится в кабинете учителя-логопеда. Дети проходят и садятся за стол.
Задание №1. Игра «Четвертый лишний» (вредные и полезные продукты).
Ведущий: Ребята, как вы думаете, что нужно делать, чтобы вырасти большими и здоровыми? Ответы детей.
Ведущий: Правильно. Чтоб здоровым оставаться, нужно правильно питаться! А для этого нужно знать, какие продукты полезные, а какие вредные.
Педагог показывает детям карточки с изображением продуктов питания. Ребятам необходимо назвать их и определить, что лишнее, а затем объяснить свой выбор.
Задание №3. Игра «ЛОГИКО-Малыш». Папка «Безопасность»
Ведущий: Чтобы сохранить свое здоровье, необходимо также соблюдать правила безопасности дома и на улице. Какие опасности могут подстерегать нас дома? Ответы детей.
Ведущий: Ребята, я вам предлагаю следующее задание на внимательность. Ваша задача рассмотреть предложенные рисунки и отметить все случаи нарушения правил безопасности.
Дети выполняют задания на планшетах «ЛОГИКО-малыш».
Ведущий: Молодцы, вы справились со всеми заданиями и получаете Здоровячка.
Станция «Не лентяй-ка»
Дети находятся в помещении групповой комнаты. Педагог предлагает команде подойти к столу, на котором находятся различные игрушки, книги, а также предметы личной гигиены.
Ведущий: Ребята, чистота – это залог здоровья. Кто же лучшие помощники чистоты? Ответы детей.
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Мойдодыр», целью которой является закрепление основных правил ухода за кожей, волосами, ногтями, а также формирование навыков личной гигиены.
Ведущий: Вам нужно среди всех предметов отобрать только те, которые необходимы, чтобы соблюдать чистоту.
Дети выбирают из корзины предметы гигиены (мыло, шампунь, гель для душа, мочалка, полотенце, зубная паста, зубная щетка). Педагог проверяет, правильно ли они выполнили задания. Ребята должны объяснить свой выбор.
Затем ведущий предлагает детям перейти за другой стол.
Ведущий: Ребята, все мы хотим, чтобы наши зубы были здоровыми и красивыми. Что для этого нужно делать? Ответы детей.
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Береги зубы», цель которой научиться разбираться в полезных и вредных продуктах для зубов и закрепить правила ухода за зубами. Ведущий показывает детям две картинки (на одной изображены здоровые зубы, а на другой больные).
Ведущий: Ребята, вам необходимо подобрать карточки с продуктами, которые полезны для зубов, и положить их к изображению здоровых зубов. А карточки, на которых вредные продукты – к больным зубам.
Дети объясняют свой выбор. Команда получает наклейки и отправляется дальше по маршруту.
Станция «Побеждай-ка»
Дети проходят в физкультурный зал. Педагог предлагает разделиться на две команды. Проводится эстафета «Собери овощи и фрукты».
По сигналу ведущего дети бегут к обручу, в котором лежат овощи и фрукты. Одна команда выбирает только фрукты, а другая – овощи. Ребенок берет только один предмет, возвращается и кладет его в корзинку. По окончании педагог проверяет правильность выполнения задания. Дети получают наклейки и отправляются дальше по маршруту.
Станция «Неболей-ка»
Дети проходят в музыкальный зал и встают возле доски, на которой расположены картинки с правилами, как сохранить зрение.
Ведущий: Ребята, для чего нам нужно зрение? Ответы детей.
Ведущий: Глаза – это наши помощники, и надо беречь зрение с самого детства.
Детям предлагается найти картинки, на которых изображены правила, как сохранить зрение, и рассказать, что на них изображено.
Задание «Лабиринт» направлено на развитие зрительно-моторной координации. Детям предлагается помочь Маше и Саше убежать от Петьки-микроба.
Ведущий: Ну вот, дорогие друзья, вы закончили свое путешествие по городу Здоровья. Ребята в командах работали дружно, поэтому успешно справились с заданиями и прошли все станции.
Подведение итогов.
В конце игры мы учим детей поздравлять друг друга с победой и благодарить. Для детей важно признание другими участниками своего вклада в общую победу, а это способствует развитию уверенности в себе.
Квест – это игра, которая помогает активизировать детей проявить находчивость и наблюдательность, продемонстрировать развитое воображение, творческие, интеллектуальные и физические способности, а также духовно-нравственные качества.
Мы заметили, что данная форма организации образовательной деятельности пробуждает в детях командный дух, поиск неординарных решений, желание взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми, оказывает неоценимую помощь педагогу, позволяя разнообразить воспитательно-образовательный процесс и сделать его запоминающимся, веселым и увлекательным.
Список литературы:
  1. Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлев Е. Н., Лобанова О.Б, Плеханова Е. М. Образовательный квест — современная интерактивная технология// Современные проблемы науки и образования. — 2015.
  2. Киселок У. Н. Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №4. — С. 68-69.
  3. Козак О.Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет Серия: Азбука развлечений. — СПб.: «Издательство Союз», — 2000, — 336 с.

Сумина Валентина Михайловна
учитель-дефектолог ГБОУ Школа №1370
v.80@inbox.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Автор несёт ответственность за научно-теоретический уровень публикуемого материала и его грамотность.
Ответственный за размещение информации: Виктория Разводовская