Рубрики
Дошкольное образование

Рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Использование игровых приёмов, подсказок и подкреплений, отдых с привычными заданиями для формирования мотивации к обучению, уверенности в себе и своих силах – это то, что всегда должно присутствовать в работе по активизации и развитию речи ребёнка с аутизмом. Помимо перечисленных приёмов, применяемых педагогами в работе по развитию речи у детей с РАС, существует ещё одна значимая составляющая – использование речи в социально-бытовых ситуациях.

0

Для детей с РАС социальная адаптация и развитие коммуникации являются приоритетными направлениями работы специалистов и воспитателей. Развитие звукоподражания, стимуляция просьб, грамотная структуризация среды (в группе и дома) и постепенное её усложнение, ввод визуальных подсказок и речевых ритуалов при выполнении обычных рутин (групповых и домашних) – вот те приёмы, систематическое использование которых позволяет стимулировать развитие речи у детей с РАС как в саду, так и домашних условиях.

Мною был разработан ряд рекомендаций для воспитателей групп компенсирующей направленности и родителей.

В работе мы опираемся на самые простые, но действенные инструменты:

  • Развитие звукоподражания бытовым звукам, животным, птицам, насекомым, транспорту (би-би, ту-ту, иу-иу, кач-кач, ай-да, гуль-гуль, пока-пока, топ-топ, бух, ба-бах, ау и т.п.). На начальном этапе развития звукоподражаний используются любимые игрушки ребёнка и действия с ними.
  • Стимуляция просьб для продолжения любимых занятий. Например, раскачивание ребёнка на качелях и их остановка в ожидании просьбы о продолжении («Ещё»; «Хочу ещё»; «Качай»). Аналогично можно совершать другие действия: кружить ребёнка на руках, собирать пазлы, мозаику, надувать пузыри, запускать воздушные шарики, читать потешки, прыгать на батуте…
  • Структуризация среды таким образом, чтобы у ребёнка появилась потребность говорить.
  1. Можно удалить часть любимых игрушек из свободного доступа, но оставить их в поле зрения; при сервировке стола «забыть» дать ребёнку ложку/вилку, во время рисования не давать сразу карандаши, дожидаясь просьбы;
  2. Постоянно повторять название этапов социально-бытовых действий: одевание/раздевание, мытьё рук, чистка зубов, сервировка посуды к приёму пищи: чтобы ребенок, накапливая опыт, пополнял свой словарный запас и подсказывал, что делать дальше.
  3. Постоянно озвучивать действия, которые так любят многие дети с РАС: надуваем шарик насосом, начинаем отсчёт «Раз, два… Три!» — запустили шарик. Перед последним словом рекомендуется сделать паузу, чтобы ребёнок мог продолжить.
  • Активное участие ребёнка в играх с акцентом на то, чтобы научить его играть по очереди, ждать и просить своей очереди. Например, надувать пузыри.

Возьмите пузыри и играйте сами на глазах у ребёнка, а потом предложите ему сделать так же: «Твоя очередь!». В итоге ребёнок должен переходить к возгласам «Моя очередь» — «Твоя очередь», когда освоит подобные игры. Также можно внедрять очередность в деятельность с сенсорным компонентом (пазлы, вкладыши, мозаика, кубики и т.п.).

Выполнение этих рекомендаций позволило педагогам достигнуть значительных результатов по трём направлениям:

  1. Педагогам групп компенсирующей направленности удалось выйти на качественно новый уровень взаимодействия с родителями детей с РАС, которые начали чувствовать себя активными участниками образовательного процесса, видеть результаты своей работы, верить в себя, доверять сотрудникам дошкольного учреждения.
  2. Воспитателям стало легче налаживать взаимодействие с воспитанниками, понимать их, налаживать с ними игровое и коммуникативное взаимодействие.
  3. Детям стало намного легче переносить полученные навыки в новую среду (из дома в сад, из сада в дом), потому что у всех участников образовательного процесса требования к нему едины.

Список литературы:

  1. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб.: Издательство «Речь», 2007. — 136 c/
  2. Коммуникация и аутизм: рекомендации родителям. 10 способов поддержать развитие коммуникативных навыков у маленького ребенка с аутизмом. — https://outfund.ru/kommunikaciya-i-autizm-rekomendacii-roditelyam/
  3. Геражко Е. Идеи для речевой терапии детей с РАС/Ассоциация комплексной коррекционной помощи: http://www.corhelp.ru/razvitie-i-obuchenie/idei-dlya-rechevoj-terapii-u-detej-s-ras/

Чурсина Мария Павловна
Учитель-логопед
ГБОУ Школа №705 г.Москва
charm57@mail.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Автор несёт ответственность за научно-теоретический уровень публикуемого материала и его грамотность.
Ответственный за размещение информации: Виктория Разводовская

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0