Помощь детям с СДВГ в группах дошкольного возраста

Аннотация: в данной статье поднимается такая важная проблема, как «трудный ребёнок» в группе. Как родителям, так и педагогам тяжело принять эту ситуацию, а ещё тяжелее с ней справиться. В статье описан личный опыт работы с детьми с СДВГ, а также даны рекомендации родителям.

В данной статье поднимается такая важная проблема, как «трудный ребёнок» в группе. Как родителям, так и педагогам тяжело принять эту ситуацию, а ещё тяжелее с ней справиться. В статье описан личный опыт работы с детьми с СДВГ, а также даны рекомендации родителям.

С каждым годом, к сожалению, увеличивается число детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, а также тревожных и агрессивных детей. Почти в каждой группе педагоги сталкиваются с такой ситуацией, и перед ними встаёт вопрос: «Что делать?». Одним из главных признаков СДВГ выступает нарушение внимания и импульсивность, которая проявляется в неумении держать контроль над своим поведением при определенных требованиях со стороны взрослых. Такие дети характеризуются быстрой реакцией на ситуацию, не дожидаются точных указаний и инструкций, неадекватно оценивают требования к заданию. Более того, они не могут предотвратить негативные последствия, вызванные их поступками. Они неусидчивы: им всё время хочется двигаться, бегать, мешать другим детям, что-то бросать и ломать. Всё это отрицательно сказывается, в первую очередь, на самом ребёнке и на тех, кто его окружает. И если ничего не предпринимать, то начинают западать все процессы, связанные с образовательной и воспитательной деятельностью.

Что следует предпринять, когда речь идёт о воспитании импульсивного ребёнка? В первую очередь, как родителям, так и самому ребёнку необходимо знание и понимание того, что «я — такой». Ребёнок должен знать о том, что у него есть такие особенности и понимать, в чём это проявляется и какие последствия могут быть у импульсивных поступков. Можно что-то исправить, только если есть осознание проблемы. При этом импульсивность не должна быть поводом для самооправдания, о чём ребёнок также должен знать. Условия воспитания в семье оказывают огромное влияние на развитие личности импульсивного ребёнка. Так же как и отсутствие помощи, попустительское отношение к импульсивности ребёнка и её последствиям, отсутствие чёткой системы моральных норм приводит к развитию специфических личностных черт. Такие дети не чувствуют границы дозволенного и не могут оценить возможных последствий своих действий. Именно поэтому не рекомендуется учить импульсивного ребёнка отвечать ударом на удар, даже с целью самообороны. Это опасно и для самого ребёнка и для других.

В своей работе педагоги могут использовать следующие рекомендации нейропсихолога О.А. Семёновой: придерживаться определённой системы правил, касающихся разных сторон жизни. Это касается и взаимоотношений со взрослыми и со сверстниками (например, не разговаривать на повышенных тонах, если это происходит, то разговор немедленно прекращается второй стороной: «Я в таком тоне разговаривать не буду. Успокойся, а потом приходи и поговорим»), и правил организации режима, как в детском саду, так и в семье, и правил дорожного движения и любых других правил. Правила не должны подвергаться обсуждению! Главная же задача воспитателя состоит в том, чтобы найти правильный подход к особенным деткам. Необходимо создать вокруг импульсивного ребёнка благоприятную среду. Одним из вариантов содержания развивающей предметно-пространственной среды может стать уголок психологической разгрузки, под названием «Волшебный уголок». Побывав там, ребёнок действительно превращается в доброго и послушного. И всё это происходит не без помощи воспитателя. Известно, что у детей с СДВГ хорошо развиты такие психические процессы, как мышление и воображение, они очень впечатлительны, что помогает в коррекционной работе. Можно придумать различные истории, превратиться в героев и попытаться найти правильный выход из сложившейся ситуации.

Содержание «Волшебного уголка» может быть абсолютно разнообразным. Например: мягкое, уютное кресло, которое принимает форму детского тела, где ребёнок может полежать и снять усталость, напряжение, тревожность. Также для снятия отрицательных эмоций можно использовать жёсткие коврики, различные цветные камешки, которые дети обожают перебирать пальчиками. Обязательны игры с песком и водой, как средства, которые снижают высокий уровень психического напряжения ребёнка. Для детей с СДВГ необходимы игры, требующие ожидания или выжидания. В их числе: «Кошки-мышки» (необходимо замереть и не двигаться, пока «кошка» не спит), «Молчанка» (кто сможет дольше промолчать), «Гляделки» (глядеть друг другу в глаза, не отвернуться, не моргнуть, не засмеяться). А ещё можно «ругаться овощами», и проводить время «нельзя» — время «можно». Детям очень нравится упражнение на снятие напряжения, под названием «Солдат и тряпичная кукла», которое проводится в игровой форме.

Смысл заключается в том, чтобы обучить детей чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Это самый простой и надёжный способ научить детей расслабляться. Заканчивать такие игры следует на стадии расслабления, когда вы почувствуете, что ребёнок достаточно отдохнул. Также импульсивным детям показаны командные игры, как средство социализации, обучающее взаимодействию в команде для достижения общего, а не личного результата и, соответственно, препятствующее формированию эгоистических тенденций в поведении. Их желательно проводить на свежем воздухе, используя время, отведённое для прогулки. Все перечисленные методы можно и нужно использовать в каждой группе. Также важно понимать, что помощь должна поступать не только от воспитателей детского сада или психологов, а в первую очередь от ближайшего окружения ребёнка – это родители, бабушки и дедушки. Только совместными усилиями можно достичь желаемых результатов. И чем раньше ребёнок получит эту помощь, ещё в дошкольном возрасте, тем легче будет проходить новый социальный этап в его жизни под названием «школа».

Использованная литература:
1. Безруких М.М., Мачинская Р.И., Крупская Е.В., Семёнова О.А. Психофизиологическая диагностика и психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ./ Новые исследования (альманах), 2006, Том 10, №2, с.9-36
2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.-с.96
3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000. – с.192
4. Семёнова О.А. Игры – упражнения для непосед // Ж-л Игра и дети, №6, 2003.
5. Интернет – ресурсы http://adhd-kids/narod.ru

Султанова Светлана Юрьевна,
Воспитатель 1 квалификационной категории
ГБОУ «Школа №1905», г.Москва
s_sveta76@inbox

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Автор несёт ответственность за научно-теоретический уровень публикуемого материала и его грамотность.
Ответственный за размещение информации: Виктория Разводовская