Истина, добытая собственным трудом

Аннотация: особенность данной статьи в том, что в ней освещаются вопросы, связанные с применением на уроках проблемных ситуаций. Данные методы дают возможность учащимся принимать активное участие в процессе обучения, обмениваться знаниями со своими одноклассниками, отстаивать и представлять свою точку зрения. Кроме того, такие методы обучения позволяют повысить активизацию учащихся, углубить их знания, повысить интерес к изучаемому материалу.

Особенность данной статьи в том, что в ней освещаются вопросы, связанные с применением на уроках проблемных ситуаций. Данные методы дают возможность учащимся принимать активное участие в процессе обучения, обмениваться знаниями со своими одноклассниками, отстаивать и представлять свою точку зрения. Кроме того, такие методы обучения позволяют повысить активизацию учащихся, углубить их знания, повысить интерес к изучаемому материалу.

Одна из главных целей, стоящих перед педагогом на уроках, – это приобщение учащихся к самостоятельной деятельности. Истина, добытая собственным трудом, дороже той, которая преподнесена кем-то в готовом виде. Я убежден в этом и стремлюсь, чтобы мои ученики шли к этой истине путем проб и ошибок, поисков, находок. Кроме того, это развивает логику мышления и речь. Особенно важен такой подход на уроках литературы. Поэтому в любой теме урока важно найти точки соприкосновения с современностью, решением проблем, стоящих перед нынешним молодым поколением.

Широкие возможности для серьезных раздумий над жизнью, осознания собственного «я» и своего места среди других людей открывает творчество Льва Николаевича Толстого. В человеке писатель превыше всего ценил способность изменяться, развиваться духовно. Пристально изучая тайны души человеческой, писатель стремился найти пути ее совершенствования. Этим он близок нам. И потому закономерным, даже необходимым представляется вопрос, который я задаю на уроках семиклассникам: «Если бы Николенька Иртеньев оказался среди нас, как бы вы посоветовали ему жить дальше, к чему стремиться?»

Отвечают дети по-разному. Одни считают, что Николеньке необходимо изменить образ жизни, начать работать. Ответ других – стремиться не к роскоши и развлечениям, а к тому, чтобы приносить людям пользу, помогать товарищам, иметь высокую жизненную цель, делать все для ее осуществления. Молодой человек 19 века становится как бы их современником, близким и понятным. А ведь «понимание жизни других людей» Лев Николаевич Толстой считал «главным человеческим чувством».

Естественно, перебрасывается мостик к тем, кто живет рядом, сейчас, в начале 21 века, к самому себе. Все ли правильно в моей жизни? К чему может привести чрезмерное увлечение модными вещами, потребительство, другие отрицательные черты? Ответы на эти вопросы не ограничиваются рамками урока, выводы делаются самой жизнью. Учащимся известно, что Толстой всю жизнь мучительно искал ответ на вопрос: «Как жить?» В 24 года, когда было закончена повесть «Детство», он записывает в дневнике, что еще ничего не успел сделать, и спрашивает самого себя, в чем его призвание. Стремление жить честно, быть полезным людям приводит писателя в Севастополь, где в это время шла Крымская война.

Изучение «Севастопольских рассказов», созданных Львом Николаевичем Толстым в действующей армии во время обороны Севастополя, начинается с обращения к фактам истории. Перед глазами детей карта военных действий тех лет. Ученики объясняют ход войны. Это необходимо, чтобы глубже понять трагический реализм рассказов, ужасающую обыденность описанной в них войны. Работая над текстом, обучающиеся находят подтверждение этому на каждой странице. Оказавшись в самой гуще исторических событий, Лев Николаевич Толстой отмечает детали, подробности, уделяет им особое внимание. Оборона Севастополя в годы Великой Отечественной войны еще раз подтвердила эту истину. Величие народного духа, единство и сплоченность советских людей, их беспримерный героизм преумножили славу города – героя.

В год 75-летия Великой Победы напоминаю об этом ученикам. Они, в свою очередь, приносят свои стихотворения, с удовольствием читают их, посвящая памяти павших. Вот одно из них:

Я помню дедушки слова:
«Люби Россию, матушку- державу!
Достоин будь, внучок, всегда
Ее героев, гордость, славу.

Люби всем сердцем и душой
Ее просторы и свободу,
И тишину над головой,
Добытую солдатами народу.

Не забывай о подвиге солдата!
Бессмертен он, священ, как Русь.
И если постучит беда когда – то,
Скажи: я защищу тебя, клянусь!»

Уж деда нет давно на свете.
Ушел солдат, навек умолк.
Теперь за все и мы в ответе:
В стране идет Бессмертный полк!

Мы сильны и едины, как прежде,
Будет солнце над нами сиять.
Той Великой Победе, оплоту, надежде,
Исполняется семьдесят пять!

Убежденное слово учителя изо дня в день формирует мировоззрение молодого человека, воспитывает его характер. Важна не только сумма знаний, получаемых учащимися на уроках, но и умение самостоятельно разобраться в исторических закономерностях развития общества, понять прошлое и настоящее, дать ему правильную оценку. Произведения классиков тем и важны для нас, что в их сюжетах, конфликтах, образах есть общечеловеческое, не потерявшее значения для нас. Многие литературные персонажи останутся в сознании учащихся образцами добра или зла, правды или лжи, помогут им сегодня быть нетерпимыми к тунеядству, безделью, инертности. Уроки словесности должны быть уроками нравственного роста, духовного мужания юношества.

Пожалуй, нет такого произведения в классической литературе, которое нельзя было соотнести с миром современного молодого человека. Возьмем, к примеру, Антона Павловича Чехова, в творчестве которого исследуется целый комплекс нравственных проблем, исключительно важных для формирования культуры чувств молодого человека: родина, долг, честь, совесть, истинная любовь, смысл жизни. При изучении рассказа «Ионыч» нередко делают упор на тезис «среда заела». Между тем важно постоянно говорить об утверждении Максима Горького, что человек становился человеком благодаря сопротивлению окружающей среде. И здесь очень важно привести какой – то факт из жизни, истолковать его. Очень важно внимательно прислушиваться к каждому мнению учеников, пусть ошибочному или неточному, как раз такое мнение может явиться хорошим стимулом для активизации беседы. И обязательно делать выводы, подытоживать сказанное. Только в этом случае может быть гарантия, что дети активно включились в мыслительную деятельность, четко представляя ход разговора и думая над его дальнейшим развитием.

На уроках литературы, предлагая темы творческих сочинений, стремлюсь, чтобы они были близки духовному миру ребят, вызывали желание подумать, поразмыслить над важными, серьезными для них проблемами. Когда детям было предложено написать сочинение на тему «Человек, на которого я равняюсь», многие назвали своих родителей.

Передо мною сочинение одного из десятиклассников.

На кого я хочу равняться? Конечно же, на моего папу. Он очень похож на чеховского Дымова. Я точно знаю, что он готов все отдать ради нашего семейного благополучия. Его доброе и чуткое сердце излечивает больных пациентов. Он у меня врач, как говорится, от Бога.

Та сердечность, которой проникнуты каждое его слово, поступки, показывают, как дороги ему простые люди, которых он спасает от недугов. Его отличает искренность, глубокое понимание других, щедрость души, высочайший профессионализм.

Я стараюсь во всем быть похожим на него. Многие мои друзья замечают, что я стал совершенно другим. Безусловно, в лучшую сторону! Равняясь на своего папу, я стал хорошо учиться, быть требовательнее к себе. Всегда стараюсь не подвести своего отца, во всем подражать ему…

Собственно говоря, литература должна становиться жизненным ориентиром, помогающим ребятам находить свое призвание, с глубоким уважением относиться к родителям, к прошлому и настоящему своей малой Родины. Воспитание этих качеств и является тем составляющим материалом, с помощью которого мы должны формировать нового Человека.

Несколько перефразируя мысль писателя Юрия Яковлева, замечу: литература призвана подвести юного человека к самостоятельному решению: что ему брать в руки и как лучше служить обществу. Но для этого она должна быть открытием, затрагивать глубины духовного мира воспитанника.

Список литературы:
1. Беленький Г. И., Снежневская М. А. Изучение теории литературы в средней школе (4–10 классы): Пособие для учителя. − М.: Просвещение, 1983. – Библиотека учителя литературы.
2. Ю.Яковлев. Духовной жаждою томим…Лит.газ., 1985, 27 марта

Нагорный Юрий Феодосьевич,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ Школа № 1370 г. Москвы
nagorn.yr.61@mail.ru


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Автор несёт ответственность за научно-теоретический уровень публикуемого материала и его грамотность.

Ответственный за размещение информации: Виктория Разводовская