Игры с зеркалом как средство формирования пространственного восприятия и первичных знаний о симметрии у старших дошкольников

«Такие одинаковые половинки!»

Аннотация: в статье поднимается проблема недостаточного развития у детей старшего дошкольного возраста зрительно-пространственного восприятия и моторной координации, что может помешать в будущем на этапе обучения чтению и письму в школе. Автор статьи предлагает новые виды сенсорных игр с использованием одного или двух зеркал, которые способствуют повышению эффективности образовательного процесса, развитию детской инициативы и любознательности, тренировке мелкой моторики рук и формированию пространственных представлений. Игры направлены на знакомство с понятием симметрии, исходя из интеллектуальных возможностей детей 5-7 лет.

Ключевые слова: дошкольное образование, старший дошкольный возраст, пространственное восприятие, произвольное внимание, сенсорные игры с зеркалом, симметрия.

Главная задача современного дошкольного образования – создание благоприятных условий для полноценного «проживания» ребенком дошкольного периода, его всестороннее развитие, формирование предпосылок учебной деятельности, подготовка к жизни в современном обществе. Такие задачи ставит перед педагогами Федеральный общеобразовательный стандарт дошкольного образования. Сформировать развитое и успешное общество невозможно без образованных и творчески одаренных граждан. А природные задатки каждого маленького гражданина раскрываются именно в раннем детстве – на этапе дошкольного образования.
На сегодняшний день многие школьники не проявляют большого интереса к освоению наук, считая многие из них скучными и сложными. Конечно, легче пробежать пальцами по клавишам клавиатуры, чем выписывать буквы и цифры, куда проще управлять виртуальным танком, чем часами разбираться в реальных исторических сражениях. Вряд ли педагоги могут запретить пользоваться гаджетами. Да и зачем? Наша задача гораздо сложнее и интереснее: найти новые игровые технологии, методы, формы для повышения мотивации к обучению, сделать данный процесс наиболее эффективным, придумать новые развивающие игры. Дети всегда открыты новому, стремятся к получению знаний, хотят поскорее повысить свой статус – стать школьниками! Нам остается лишь поддержать этот интерес и показать юным исследователям, что есть очень занимательные игры, для проведения которых нет необходимости пользоваться гаджетами.
На протяжении всей своей педагогической деятельности, наблюдая за играми и увлечениями детей разного возраста, я пришла к одному серьезному, на мой взгляд, выводу: совсем небольшое количество детей (как правило, девочки) предпочитают игры, требующие чрезмерной усидчивости и терпеливости. Дети с большим удовольствием играют в салки и футбол, чем с мелкой мозаикой или шнуровкой. Если дать на выбор шаблоны для раскрашивания, большинство детей выберут крупный предмет, небрежно раскрасят и не возьмутся разукрашивать картинку с мелкими деталями, где требуется аккуратность и внимательность. Это утомительно, а поэтому неинтересно. Такое поведение говорит о недостаточно сформированном произвольном внимании. Но без произвольного внимания, связанного с целенаправленными волевыми усилиями, и умения сосредотачиваться во время выполнения задания вряд ли можно говорить об успешном усвоении детьми даже элементарных знаний. Доказано, что произвольное внимание не просто продукт созревания организма, формирующийся сам по себе, такой тип внимания связан с продуктивной деятельностью, играми и тренировками.
Также на протяжении уже нескольких лет педагоги дошкольного образования сталкиваются еще с одной проблемой: у детей не в полной мере развивается пространственное восприятие. Особенно это становится заметно у детей старшего дошкольного возраста, поскольку они испытывают трудности, когда необходимо обвести по пунктиру, выполнить мелкую штриховку, аккуратно и правильно нарисовать орнамент или справиться с графическим диктантом. Стоит отметить, что дети часто затрудняются, когда возникает необходимость определить расположение предмета в пространстве и на плоскости (над – под, справа – слева, на – за и т.д.).

Недооценивать и игнорировать эти проблемы нельзя. Ведь именно сформированные пространственно-зрительное восприятие и произвольное внимание дают ребенку возможность освоить письмо, чтение и счет. В старшей школе дети с развитым в полной мере пространственным мышлением и видением будут преуспевать в геометрии, химии, черчении, физике и даже в литературе. Ведь чтобы мысленно «увидеть» некий «кинофильм» на основе прочитанного, нужна способность мыслить образно, уметь воображать и представлять. Можно с уверенностью сказать, что пространственное мышление – это база, на которой строится большая часть учебной деятельности.
Когда мы столкнулись с этими проблемами, стало очевидно, что необходимо придумать особенную и интересную дидактическую игру, подходящую по сложности детям 5 – 7 лет. Игра должна быть связана со знакомым предметом, который вызывает интерес у детей, но в обычной жизни они с ним не взаимодействуют. Упражнения, выполняемые в ходе игры, должны решать ряд образовательных задач, о которых мы упоминали выше и развивать усидчивость. Таким предметом оказалось зеркало!

Теперь можно рассказать подробнее о том, в какие игры можно играть с зеркалами, какие цели и задачи при этом решаются.
Замечу, что такие игры не требуют особой подготовки и могут быть прекращены или снова начаты в любое время.
Для игр понадобятся, собственно, сами зеркала в количестве двух штук. Они должны быть небольшие: примерно 10×15 см.
Особые требования к технике безопасности:
• зеркала должны быть сертифицированными и небьющимися;
• края закруглены;
• по тыльной стороне два зеркала соединяются липкой лентой (как альбом для рисования), соединять нужно не встык, оставляя зазор около 5 мм, иначе зеркала не смогут менять градус поворота;
• самодельное зеркало следует оклеить ударопрочной прозрачной пленкой для зеркал, тогда в случае повреждения, оно не разобьется на осколки, а останется прочно приклеенным к пленке и пораниться о такое зеркало ребенок не сможет.
Так как дети обладают разной степенью интеллектуального развития, я сделала игры двух степеней сложности, чтобы у каждого ребенка было право выбора. На красных карточках указаны задания сложного уровня, на зеленых карточках — уровень более легкий. Начинать подобные игры следует индивидуально или подгруппами, выполняя задания вместе с детьми, объясняя принципы симметричного расположения предметов и фигур.
Перед началом игры следует провести небольшой инструктаж, обратить внимание ребят на безопасность при работе с зеркалом (не бросать, не бить по поверхности, играть только за столом и т.д.)
Варианты игр.
1. «Картинки – половинки». Легкий уровень.
Необходимо одно зеркало, карточки, на которых изображены половины симметричных предметов (подойдут простые изображения мяча, груши, грибочка, разноцветных кругов).
Задание: узнать предмет целиком и нарисовать зеркальное отражение предложенных половинок (таким образом ребенок знакомится с принципом симметричного рисования).
Ход игры: ребенок должен поднести зеркало к нарисованной половине таким образом, чтобы четко отразился весь предмет, рассмотреть его и затем дорисовать недостающую часть. Далее он проверяет себя с помощью зеркала.
Еще один вариант игры для начинающих:
Нужно раскрасить только одну половину предмета и с помощью правильно поставленного зеркала увидеть полностью раскрашенный предмет. Такое «волшебство» вызывает восторг, удивление и особый интерес к изучению данной темы. Следует обратить внимание ребенка на то, что рисунок и зеркальное отображение полностью совпадают.

Сложный уровень
Картинки, на которых видны половинки предметов, усложняются наличием мелких деталей. Например, бабочка с усиками и узором на крыльях, снеговик с морковкой, снежинки, кленовый лист. Можно усложнить и изобразить несколько предметов на одном рисунке.
По мере освоения техники симметричного рисования можно предложить выполнить рисунок относительно не только вертикальной оси, но и горизонтальной.

 

 

 

 

 

Перед вами примеры нескольких готовых карточек. Наибольший интерес вызывают изображения, которые взрослый рисует непосредственно во время игры, учитывая пожелания играющих.

2. «Калейдоскоп». Легкий уровень.
Необходимо одно зеркало, геометрические фигуры небольшого размера (круги, овалы, квадраты, прямоугольники, треугольники), карточки со схематическими узорами различной сложности.

Задание: повторить узор по схемам различной сложности и рассмотреть отражение. В процессе выполнения задания:
-у детей продолжает развиваться наглядно-образное восприятие через освоение принципов симметрии;
-запоминаются названия и характерные признаки геометрических фигур;
-тренируется наблюдательность.
Ход игры: ребенок по заданным схемам выкладывает на столе или на карточке разнообразные узоры. Когда он подносит зеркало к узору, то видит следующее: количество геометрических фигур зрительно увеличивается. Далее участник их пересчитывает. Для первых игр следует выкладывать узор из 1 — 2 фигур одного цвета, постепенно увеличивая количество и добавляя другие фигуры и цвета, прибавляя сложности.
Дети на своём собственном опыте убеждаются: чем дальше они отодвигают фигуру от зеркала, тем больше становится и расстояние от зеркала до отраженной фигуры.
Прикладывая к зеркалу квадрат, треугольник или прямоугольник разными способами, ребенок закрепляет понятия «угол», «длинная сторона», «короткая сторона».

 

 

 

 

«Калейдоскоп». Сложный уровень (с использованием двух зеркал).
Необходимы два зеркала, соединенные между собой, которые можно располагать под разными углами относительно друг друга, а также разные геометрические фигуры.
Ход игры: детям предлагаются более сложные узоры с использованием разных геометрических фигур и цветов. Дошкольники выполняют следующие задания:
• Положи 1 круг напротив линии соединения двух зеркал, и медленно меняя расстояние между половинами зеркала, наблюдай за изменением количества кругов в отражении. Определи, как должны располагаться зеркала, чтобы отразились 3, 5, 7 кругов. Затем сосчитай круги.
(Вывод: чем меньше угол между одной половиной зеркала и другой, тем больше кругов отражается).
• Проделай такие же упражнения с 2, 3 кругами, а потом с другими геометрическими фигурами. Что меняется?
(Вывод: количество отражений зависит от того, какой угол между зеркальными поверхностями).

 

 

 

 

• Отдаляй зеркало от кругов. Что меняется?
(Вывод: увеличивается расстояние между отраженными кругами).

 

 

 

 

• Выложи цветок, узор, домик, дорожку и другие изображения по своему желанию.
• Как из прямоугольника сделать квадрат? Из овала круг? (Вывод: если продвигать зеркало от одной узкой стороны прямоугольника к другой, то в определенный момент в зеркале отразится квадрат. Также происходит с овалом и с кругом).

• Меняется ли цвет и форма фигур в зависимости от приближения или удаления зеркал? (Вывод: цвет и форма не меняется).

3. «Найди перевернутый предмет». Сложный уровень.
Необходимы карточки с обычным изображением предмета и несколькими вариантами отображения его в зеркале.
Задание: правильно найти отраженный предмет.
Ход игры: среди нескольких изображений предмета найти симметричное заданному.
Проверить себя с помощью зеркала (симметрично отражается зонт №3 и матрешка № 3)

4. «Симметричные цифры и буквы». Простой уровень.
Понадобятся зеркало, карточки с цифрами от 0 до 9 и карточки с буквами.
Задание: найти на карточках симметричные цифры (0, 3, 8) и проверить себя с помощью зеркала.
Симметричны относительно вертикальной оси буквы А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш,
Симметричны относительно горизонтальной оси буквы В, Е, О, С, Х, Э.

«Симметричные цифры и буквы». Сложный уровень.
Задание: найти симметричные буквы относительно обеих осей.
Буквы Ж, О, Х симметричны относительно обеих осей.

5. «Где спрятались буквы?».
Понадобятся зеркало и карточки с буквами.
Задание: найти буквы, которые в зеркале отражают другие, правильно определив ось симметрии.
Ход игры: медленно поворачивая зеркало в разные стороны, найти буквы, отображающие в зеркале совсем другие буквы.
Б — В П — Н
Г — Т Р — Ф
И — М Т — П
Л — Х С — О
Л — М Ь — В


Описанные выше игры с зеркалами знакомят детей с принципом симметрии, развивают образное мышление. В ходе проведения игр дети проявляли внимательность, усидчивость, аккуратность в выполнении заданий, что указывает на активное формирование у них произвольного внимания и развитие мелкой мускулатуры рук.
Также подобные задания дают возможность в игровой форме закрепить названия различных геометрических фигур и получить представления об их пространственном расположении (перед – за, выше – ниже, справа – слева и др.), обогатить активный словарь старших дошкольников (симметричность, многоугольник, правая и левая половины предмета и др.).
Такие игры активно развивают умственные, интеллектуальные способности, умение анализировать свои действия, творческую инициативу и формируют необходимые навыки для дальнейшего обучения в школе.


Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155. Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 года).
2. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
3. «Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа» / Под ред. И. А. Помораевой, В.А. Позиной. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.

Моргун Мария Викторовна,
воспитатель
ГБОУ города Москвы «Школа №2127».
masha.morgun.70@mail.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.