Рубрики
Юбилейные уроки

Александру Сергеевичу Грибоедову посвящается…




Александру Сергеевичу Грибоедову посвящается…













«Это один из самых умных людей в России…»
А.С. Пушкин

Александр Сергеевич Грибоедов родился 15 (4)
января 1795 года (по некоторым сведениям
в 1790
году) в московской дворянской семье. Образованием маленького Александра занимались лучшие
учителя того
времени: энциклопедист Иван Петрозилиус, ученый Богдан Ион, философ Иоганн Буле. Очень рано у
мальчика
проявились способности к иностранным языкам, поэтому он сумел выучить греческий, латынь,
французский,
немецкий, итальянский и некоторые восточные языки. Юный Александр великолепно играл на рояле и
арфе, а
позже начал сочинять музыку и стихи. Уже в 11 лет он поступил в Московский университет и за два
года
закончил отделение словесности, а затем нравственно-политическое и физико-математическое
отделения.
Александр Грибоедов всегда прекрасно учился, за учёбу получал благодарности и награды, а в 13
лет сумел
стать кандидатом словесных наук.

Еще в студенчестве А.С. Грибоедов начал увлекаться литературой, был постоянным участником
литературных
собраний. Тогда же им были написаны первые сочинения.

Когда
началась Отечественная война 1812 года, семнадцатилетний Александр Грибоедов записался корнетом
в
Московский гусарский полк. Побывать в сражениях он не успел: его подразделение начало
формироваться,
когда Наполеон уже отступал. И А.С. Грибоедову пришлось служил в тылу.

В 1814 году Грибоедов написал комедию «Молодые супруги», снискавшую славу своему создателю. В
1815¬–1816
годах пьеса будет поставлена на сценах Петербурга и Москвы.

В 1815 году Грибоедов оставил военную службу, переехал в Петербург, а в 1817 году он был принят
на службу
в Коллегию иностранных дел. Увлечение литературой и театром сближает А.С. Грибоедова со многими
известными людьми своего времени. Он знакомится с В.К. Кюхельбекером и А.С. Пушкиным. Вступив в
масонскую ложу, общается с П.И. Пестелем, П.Я. Чаадаевым и другими.

С 1818 года Александр Сергеевич Грибоедов служит секретарём в посольстве Российской империи в
Персии.
Ответственно относясь к государственной службе, он параллельно изучает языки и литературу
Востока. Позже
за удачные переговоры с персами, в результате которых удалось освободить пленных русских солдат,
он был
представлен к государственной награде.

Успешная
дипломатическая карьера не мешает писателю заниматься любимым делом. В это время были написаны
первые
страницы бессмертной комедии «Горе от ума». В 1823 году Грибоедов приезжает в Москву и
продолжает
работать над комедией. Чтобы напечатать своё произведение, писатель отправляется в Петербург. Но
его
ждало разочарование: не удалось издать комедию полностью или поставить её на сцене театра.

В 1825 году А.С. Грибоедов вернулся в штаб Ермолова на Кавказ. Здесь писатель узнал о восстании
декабристов. Многие из заговорщиков были друзьями или родственниками Грибоедова, поэтому он сам
попал
под подозрение в причастности к восстанию. В январе 1826 года писателя арестовали, но доказать
его
принадлежность к тайному обществу следствие не смогло. В заключении А.С. Грибоедов провёл
полгода.
Разгром восстания, трагическая судьба товарищей пагубно повлияли на душевное состояние писателя.
Он как
будто предчувствовал свою гибель и часто говорил об этом.

В
1826
году правительству понадобился опытный и талантливый дипломат, и А.С. Грибоедова назначают на
должность.
В Тифлисе, по дороге к месту назначения, Александр Сергеевич женится на молодой княжне Нино
Чавчавадзе,
с которой был знаком раньше. Но супружеское счастье писателя было недолгим. 11 февраля (30
января) 1829
года на русское посольство в Тегеране напала огромная толпа персов, подстрекаемая религиозными
фанатиками. Все сотрудники посольства были убиты. Героически защищая дипломатическую миссию
Российской
империи, погиб великий русский дипломат и писатель Александр Сергеевич Грибоедов.

Александр Грибоедов – единственный русский писатель, чья служебная деятельность оставила в
истории России
след не меньший, чем литературное творчество. В марте 1816 года Грибоедов вышел в отставку из
военной
службы. Гражданская служба автора «Горя от ума» началась в июне следующего, 1817 года, когда он
поступил
в Коллегию иностранных дел (одно из подразделений Министерства иностранных дел) в чине
губернского
секретаря.
С февраля 1819 по февраль 1822 года он служил секретарем русской
дипломатической
миссии в
Персии, необычайно деятельно, пренебрегая тяготами и опасностями, вызволял русских пленных,
находившихся
в этой стране со времен русско-персидской войны 1804–1813 годов (война началась после отклонения
Россией
ультиматума, в котором Персия потребовала вывода российских войск из недавно присоединенного
Закавказья).

Портрет Ермолова (Дж. Доу, 1825).

В 1822 –
начале 1826 года Грибоедов состоял чиновником по дипломатической части при А.П. Ермолове

главнокомандующем Отдельным Кавказским корпусом, управляющем по гражданской части в
Грузии,
Кавказской и
Астраханской губерниях; Ермолов был также наделен полномочиями Чрезвычайного посла в
Персии.
Во
второй
половине 1826 года Грибоедов, произведенный по выслуге лет в очередной чин – в надворные
советники,
вернулся к прежнему месту службы. В марте 1827 года на Кавказе Ермолова сменил И.Ф.
Паскевич, и
Грибоедов продолжил службу под его началом: курировал дипломатические отношения с
Турцией и
Персией,
учредил газету «Тифлисские ведомости», открыл Тифлисское благородное училище.

Портрет Ивана Фёдоровича Паскевича (Дж.
Доу,1824-1825).

С 1826
года в Закавказье шла новая война с Персией, попытавшейся силой вернуть
восточно-закавказские
земли.
Грибоедов лично участвовал в боевых действиях, выказав отменную смелость, и даже
принимал
тактические
решения. Современники именно ему, а не командующему И.Ф. Паскевичу приписывали успехи
русской
армии в
Закавказье. Грибоедов вел переговоры об условиях мирного договора с наследником престола
Аббас-мирзой,
за что был произведен в чин коллежского советника. Он разработал предварительный проект
мирного
договора, а затем участвовал в составлении Туркманчайского трактата – мирного договора с
Персией,
подписанного 10 февраля 1828 года. Дипломат-литератор лично составил ряд статей, а затем
отредактировал
итоговый текст.
По Туркманчайскому договору к России отходили земли Восточной
Армении –
Эриванское и
Нахичеванское ханства, и Персия обязалась не препятствовать переселению армян на
российскую
территорию.
На Персию налагалась огромная контрибуция в 20 млн руб. серебром. Российское
правительство
признало
Аббас-мирзу, подписавшего договор с Россией и бывшего добрым знакомым Грибоедова,
наследником
персидского престола. Кроме мирного договора был подписан торговый трактат, по нему
русские
купцы обрели
право свободной торговли на всей территории Персии.
Договор усилил позиции России
в Закавказье и
влияние
на Среднем Востоке. Были подтверждены свобода плавания в Каспийском море для российских
торговых
судов и
исключительное право России иметь на Каспии военный флот. Российские подданные на
территории
Персии в
тяжбах с подданными других держав (кроме персиян) подлежали отныне юрисдикции российских
дипломатических
представителей, а судебные дела между российскими и персидскими подданными должны были
теперь
рассматриваться персидскими властями только в присутствии представителей российской
миссии или
консульства.

Генерал от инфантерии И. Ф. Паскевич и принц
Аббас-Мирза на подписании мирного договора в Туркманчае

Туркманчайский трактат был огромным дипломатическим успехом Росии, его заключение
торжественно праздновалось в Петербурге. Грибоедов был принят императором Николаем I,
который
поздравил
его с чином статского советника (гражданским чином, в Табели о рангах почти равным
генеральскому
воинскому званию) и наградил орденом Анны 2-й степени с алмазами и 4 000 червонцев. А за
участие
в
Персидской войне он получил медаль, которой особенно гордился.
Спустя месяц, 15
апреля 1828
года,
Грибоедов получил назначение полномочным министром в Персию. Ранг министра был лишь
немногим
ниже ранга
Чрезвычайного и Полномочного посла, обыкновенно на такую должность назначали
государственных
служащих с
чином выше, чем у Грибоедова. В июле 1828 года он приезжает в Тифлис.

Нина Чавчавадзе.

22
августа в Тифлисе Грибоедов женился на юной Нине Чавчавадзе, две недели спустя во главе
российского
посольства выехал в персидский город Тавриз. Через два месяца посольство перебралось в
персидскую
столицу Тегеран.
Дипломатическая миссия российского полномочного министра была очень трудной. Грибоедов
должен
был
получить огромную и почти непосильную для разоренной Персии контрибуцию – в ее счет
пошли даже
драгоценности шахской сокровищницы. Российские войска, которыми командовал Паскевич, не
спешили
освободить занятую ими Хойскую область, хотя их вывод был оговорен с персами.
Очень решительно Грибоедов добивался и возвращения России бежавших в Персию дезертиров,
некоторые из
которых заняли весьма значительные военные должности в Персии. Хлопоты и беспокойство
доставляли
дела
армян-христиан, переселявшихся в Россию, которым должен был покровительствовать
российский
полномочный
министр.
Давнюю ненависть к Грибоедову питал зять шаха и первый министр Аллаяр-хан, возросшее
влияние
России
беспокоило англичан. Катастрофа разразилась после того, как в российское посольство
обратились с
просьбой помочь вернуться на родину сначала две женщины из гарема Аллаяр-хана, по одним
сведениям –
армянки, по другим – грузинки, а затем и шахский евнух-армянин, некогда плененный
персами.
«Отказать в
убежище бедным русским подданным на чужбине, искавшим нашей защиты, было бы крайне
неполитично,
не
говоря уже о беззаконности и бесчеловечии такого поступка, следовательно это было и
невозможно
для
русского представителя в Персии; выдать же их обратно персиянам, когда они поступили уже
под
наше
покровительство, значило обречь их на верную смерть и в то же время покрыть себя вечным
позором», – так
оценивал эту чреватую трагедией ситуацию барон К.К. Боде, первый секретарь нового
российского
посольства, прибывшего в Тегеран после истребления грибоедовской миссии.
30 января 1829 года разъяренная толпа, привлеченная слухами о насилии над беглянками из
гарема,
ворвалась в российское посольство. Власти бездействовали. Почти все сотрудники во главе
с
министром были
жестоко убиты после отчаянного и героического сопротивления.

По традиции, принятой в русских дворянских семьях Александр Сергеевич с детства учился
музыке. Он
очень
хорошо играл на фортепиано и обладал большими познаниями в теории музыки. Сохранилось
немало
воспоминаний о Грибоедове-пианисте.

«Грибоедов страстно любил музыку и с самых юных лет сделался превосходным фортепьянистом.
Механическая
часть игры на фортепьяно не представляла для него никакой трудности, и впоследствии он
изучал
музыку
вполне, как глубокий теоретик (К. Полевой).

«Я любил слушать его великолепную игру на фортепьяно… Сядет он, бывало, к ним и начнёт
фантазировать…
Сколько было тут вкусу, силы, дивной мелодии! Он был отменный пианист и большой знаток
музыки:
Моцарт,
Бетховен, Гайдн и Вебер были его любимые композиторы» (П. Каратыгин).

Грибоедов-пианист часто выступал в кругу друзей и на музыкальных вечерах как
солист-импровизатор
и
аккомпаниатор. Его партнёрами по совместному музицированию были певцы-любители, артисты
итальянской
оперной труппы, композиторы.

К
великому огорчению, большинство сочинённых Грибоедовым пьес не было им записано на
нотную бумагу
и для
нас безвозвратно потеряно. Сохранились лишь два вальса: вальс ля-бемоль мажор (E-moll) и
вальс
ми минор
(As-dur). Первый из них написан в течение зимы 1823/24 года. Об этом рассказывает Е.П.
Соковнина,
племянница С.И. Бегичева, лучшего друга Грибоедова: «В эту зиму Грибоедов продолжал
отделывать
свою
комедию «Горе от ума» и, чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил
на балы и
обеды,
до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своём кабинете. У
меня
сохранился
сочинённый и написанный самим Грибоедовым вальс, который он передал мне в руки».

Это была первая редакция вальса Е-moll. Соковнина переслала его рукопись в редакцию
«Исторического
вестника» со следующей припиской: «Прилагаю этот вальс в уверенности, что он может и
теперь
доставить
многим удовольствие». Итак, свидетельство Соковниной устанавливает, что сочинение одного
из
вальсов
относится к периоду окончательной отделки «Горя от ума». Другой вальс, As-dur, был
написан,
по-видимому,
тогда же.

По мнению, критиков вальсы «изобличают несомненное музыкальное дарование, но ещё не
созревшее и
не
получившее надлежащей обработки и отделки в серьёзной школе». И вот уже почти 200 лет
слушатели
с
удивлением и восторгом открывают для себя «наивные» вальсы Грибоедова. Особенно
запоминается
вальс ми
минор с его грустной, струящейся мелодией.

Однако
музыкальное творчество Грибоедова не ограничивалось дошедшими до нас вальсами. Дочь П.Н.
Ахвердовой, у
которой воспитывалась будущая жена Грибоедова, рассказывала, что в первую поездку в
Персию (1818
г.)
Грибоедов, посещая дом её матери в Тифлисе, часто «садился за инструмент и играл большей
частью
вещи
своего сочинения».

В памяти жены Грибоедова, Нины Александровны, пережившей его почти на тридцать лет,
сохранялись
долгое
время другие его сочинения, в том числе наиболее крупное и значительное — фортепьянная
соната.
Биограф
Н.А. Грибоедовой К.А. Бороздин рассказывает: «Много знала Нина Александровна пьес и его
собственной
композиции, весьма замечательных оригинальностью мелодии и мастерскою обработкою, — она
охотно
их играла
любящим музыку.

Из них в особенности была хороша одна соната, исполненная задушевной прелести. Она знала,
что эта
вещь
была моя любимая и, садясь за фортепиано, никогда не отказывала мне в удовольствии её
прослушать. Нельзя
не пожалеть, что пьесы эти остались не записанными никем: Нина Александровна унесла их с
собою».

Грибоедов. Vals_e-moll

Грибоедов. Vals_As-dur

«Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В
наше время
государыня за сию пьесу по первопутку в Сибирь бы препроводила».

И. А. Крылов

Во многом слова И. А. Крылова о комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» оказались
пророческими. На
просьбу
поставить «Горе от ума» в театре Грибоедову отказали, более того — комедию запретили
печатать.
Пьесу
переписывали от руки и тайком передавали из дома в дом — литературоведы насчитали сорок
пять
тысяч
рукописных копий по всей стране…

История создания и публикации комедии

По некоторым данным, замысел возник в 1816 году. Активная работа над текстом комедии
началась
осенью 1821
года в Грузии, куда был переведён по службе А. С. Грибоедов: в Тифлисе были написаны два
первых
акта
пьесы. В 1823 году в Москве, находясь в отпуске и посещая светские мероприятия,
Грибоедов
собирает новый
материал (наблюдает за бытом и нравами московского дворянства) для своего произведения,
написание
которого продолжает уже летом того же 1823 года в селе Дмитровском Тульской губернии,
где гостит
у
своего друга Степана Никитича Бегичева – пишутся третье и четвертое действия.
Первоначальное
заглавие –
«Горе уму».

Работа над комедией продолжается в течение восьми лет: последней редакцией принято
считать
«Булгаринский
список» — рукопись, врученную Грибоедовым своему другу и издателю Фаддею Булгарину в
июне 1828
года,
накануне отъезда в Персию.

Впервые
фрагменты текста (явление 7-10 первого действия и всё третье действие), значительно
подвергнутые
цензурной правке, были опубликованы в декабре 1824 года в булгаринском альманахе
«Русская
Талия».
Последовавшее за публикацией обсуждение в печати ещё стимулировало читательский интерес
и
тиражирование
рукописных копий.

Злободневная пьеса вызвала жаркие споры. Одни считали её откровенным и разоблачительным
описанием
современного высшего света, другие — жалкой пародией, которая лишь очерняла столичных
аристократов.

Отдельным изданием «Горе от ума» со значительными сокращениями было опубликовано уже
после смерти
автора
в 1833 году, а полностью без купюр комедия вышла в свет лишь в 1862 году.

«Горе от ума» – комедия классицизма, романтизма или реализма?

Уникальность «Горя от ума» и в том, что в этой комедии проявляются черты нескольких
литературных
направлений: классицизма, романтизма и реализма.

В пьесе сохраняется классицистические единства места и времени (действие происходит в
течение
одних суток
в дома Фамусова). Формально в пьесе есть одна ведущая сюжетная линия – «Софья – Чацкий —
Молчалин».
Однако эта линия не единственная.

Любовный конфликт перекрывается конфликтом общественным – Чацкий и фамусовское общество,
т.е.
появляется
вторая сюжетная линия. Любовный конфликт в пьесе разрешен, а общественный нет, он
выходит за
рамки
действия, что не характерно для классицизма.

Грибоедов сохраняет традиционные для
классицизма амплуа. Любовный треугольник: Софья

героиня, Молчалин – удачливый любовник, Чацкий – неудачливый, Фамусов-отец находится в
неведении
о том,
что происходит, Лиза-горничная – наперсница Софьи.

Однако Грибоедов значительно усложняет систему образов. Во-первых, Чацкий – не только
отвергнутый
герой-любовник, он выполняет в комедии и функцию резонера, т.е. именно он высказывает
идеи,
близкие
автору. Во-вторых, Молчалин не соответствует по своим качествам амплуа героя-любовника,
но это и
не
герой второго плана, потому что Молчалин любим героиней.

Второстепенные персонажи также значительно расширяют классические амплуа. Лиза – не
просто
субретка, но и
персонаж, который дает меткие характеристики героям.

(«Кто так чувствителен, и меток, и остер, как Александр Андреич Чацкий»).

Таким образом, амплуа героев значительно шире классицистического канона.

В комедии сохранен и принцип говорящих фамилий.

Но в пьесе достаточно мало характерных для классицизма длинных монологов, нетипичен
финал: порок
не
наказан, герой не торжествует, а покидает дом Фамусова.

Общественный конфликт пьесы характерен для романтизма: Чацкий в одиночку противостоит
всему
фамусовскому
обществу, косному, ханжескому. Это противостояние во всем: в отношении к богатству,
чинам,
службе,
образованию, крепостному праву, иностранным влияниям. Два лагеря – «целый лагерь
Фамусовых и
всей
братии» и один боец, «враг исканий» (И. А. Гончаров).

С романтическими тенденциями связан и мотив изгнанничества героя («Все гонят, все клянут!
Мучителей
толпа»).

Герой появляется в доме Фамусова после длительного путешествия и опять покидает Москву,
испытывая
«мильон
терзаний» («…пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!»).

Финал комедии трагичен, а не смешон.

И. А. Гончаров в статье, посвященной комедии «Горе от ума», писал:

«В двадцати лиц отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний дух», исторический
момент и
нравы.
Эта характеристика, в частности, может быть расценена как характеристика реалистичности
пьесы
Грибоедова.

В пьесе действительно более двадцати персонажей, а не пять – десять как в классицизме.
Персонажи
не
делятся на четко положительных и отрицательных.

Герои Грибоедова типичны и действуют в типических обстоятельствах – черта реалистического
произведения.
Так, Фамусов – типичный московский барин. Однако его образ индивидуален: он искренне
любит свою
дочь и
желает ей счастья, он не лишен чувства юмора. Неоднозначен и образ Софьи: она способна
на
сильное
чувство, в то же время именно она пускает убийственную сплетню о сумасшествии Чацкого.
Неоднозначны и
остальные герои комедии. В этом и проявляются черты реализма. московского быта, нравов
московского
дворянства.

А.С. Грибоедов стоял у истоков новых веяний русской драматургии. В комедии ярко, точно и
мастерски
соединяются черты разных литературных направлений – классицизма, романтизма и реализма,
основного
конфликта эпохи – «века нынешнего и века минувшего».

«О стихах я не говорю: половина — должны войти в пословицу».

А. С. Пушкин

«Горе от ума» Александра Грибоедова – самое уникальное произведение по количеству
крылатых фраз,
многие
из которых стали жить самостоятельно: люди, использующие их в речи, часто не
догадываются, что
цитируют
классические строчки литературы.

«Счастливые часов не наблюдают»

Фразу
произносит Софья Павловна, объясняя горничной, как быстро проходят ночи рядом с любимым.
Выражение не
изменило своего толкования. Им характеризуют состояние людей, увлеченных друг другом.

«Герой не моего романа»

Софья Павловна использовала фразу для объяснения того, что один из претендентов на ее
руку не
может быть
ее возлюбленным.

«Ум с сердцем не в ладу»

Фразу
произносит Чацкий. Он объясняет ею свое состояние. Сердце влюбленного не слышит разум.
Человек
не
способен анализировать происходящее вокруг, не замечает обмана и лживых поступков.
Ослепленный
чувствами, он не слышит в речи истины.

«Служить бы рад, прислуживаться тошно»

В речи Чацкого слово служить имеет прямое значение. В современном мире выражение
используется
гораздо
шире. Служить становится синонимом работать.

«День за день, нынче, как вчера»

Так
описывает свою жизнь Алексей Молчалин. Так характеризуют жизнь и современники, если из
нее
уходят
интересные события, остается одна повторяющаяся каждый день рутина. Состояние
безысходности
слышится за
словами, тоска и уныние.

«Минуй нас пуще всех печалей. И барский гнев, и барская любовь»

Фраза вложена в уста горничной Лизы. Девушка понимает опасность и любви, и немилости.
Хочется
избежать
как излишней заботы, так и злобы, неприязни вышестоящих.

«А судьи кто?»

Слова Чацкого звучат и поныне. Осуждения людей, не имеющих на это право, встречается так
часто,
что
выражение считается одним из самых популярных. Слово судьи не используется в прямом
значении,
оно
характеризует любого человека, пытающегося преподнести свое мнение, часто ошибочное, как
эталон.

Задание 1

«Горе от ума» Александра Грибоедова – произведение, изобилующее крылатыми выражениями.
Определите, кто из героев произносил данные фразы.

Софья
Лизанька
Чацкий
Фамусов
Молчалин
Репетилов

«Ах! злые языки страшнее пистолета»
«В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов…»
«Счастливые часов не наблюдают»
«Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь»
«И дым Отечества нам сладок и приятен!»
«Да умный человек не может быть не плутом»

Задание 2

Кто сказал об А.С. Грибоедове: «Это один из самых умных людей в России…»?

  • В.А. Жуковский
  • А.П. Ермолов
  • А.С. Пушкин
  • А.А. Шаховской

Задание 3

Определите, какие качества и черты характера свойственны Чацкому, а какие – Молчалину.

свободомыслящий
прямой
лицемерный
беспринципный
вспыльчивый
ироничный
безнравственный

Чацкий Молчалин

Задание 4

Соотнесите изображение героя и его имя.

Софья
Лизанька
Чацкий
Фамусов
Молчалин

Авторы урока: С.Ю. Гончарук, В.В. Фёдоров, Н.В. Володько, С.В. Богомазова, М.В. Морозова,
Э.Р.
Стрейкмане
Техническая поддержка и реализация проекта в сети: Булыгина Т.О.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0