Управление успехом как условие личностного роста школьника

Аннотация: данная статья посвящена вопросу создания в лицейском корпусе школы пространства и условий, при которых каждый участник образовательного процесса чувствует себя частью большого и значительного события, демонстрирует привлекательные для себя лично, общества и окружающей среды возможности и личностные качества. Авторами предложена идея создания информационно насыщенной среды для развития сферы сотрудничества и взаимообогащения обучения и воспитания. Особое внимание уделено педагогическому управлению успехом.


Ключевые слова: мотивационные стратегии, эмоционально благоприятная атмосфера, сфера сотрудничества, личностный рост школьников, конвергентная образовательная среда, социальная ответственность, межпоколенное взаимодействие, проявление лидерских качеств личности, День лицеиста, танцевальный батл.

Одна из главных целей современной школы – не только создать благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей, но и условия для личностного роста. И хотя оценить личностный рост непросто, мы пытаемся определить уровень сформированности конкретных качеств на определенном возрастном этапе развития личности школьника.
Очень важно иметь представление о тех достижениях и неудачах, которые возникли в формировании мотивационных стратегий обучаемых. Они являются основой становления активной, целеустремлённой, упорной и успешной личности.
Критериями успешности являются — стремление получать прочные знания, не ограничиваясь рамками школьной программы; сформированность интеллектуальных умений; высокая степень обучаемости; умение планировать и контролировать свою деятельность; проявление практической инициативы и лидерских качеств; умение ставить перед собой цель и добиваться ее осуществления; умение легко контактировать с окружающими, создавать и поддерживать благоприятные, положительные отношения в коллективе; желание делиться своими знаниями с товарищами; уважительное отношение к себе и окружающим, соблюдение общепринятых норм поведения; проявление активности в решении поставленных задач.
Для того чтобы стать такой личностью, у школьника должен быть источник мотивации, то есть он должен понимать, что его ждёт успех. Позитивные ценности и индивидуальный успех поддерживают школьника в достижении той или иной цели.
Роль же педагога заключается в том, чтобы создать ситуацию успеха, при которой у школьника развивается уверенность в собственных силах: поставить перед детьми понятные и осуществимые задачи. С развитием такой уверенности у детей отпадают опасения по поводу неудач, которые могут возникнуть во время выполнения поставленных перед ними задач, но зато появляется осознание того, что для выполнения более сложных заданий необходимо приложить больше усилий. Задачи должны быть ясными.
Личностное позитивное или негативное отношение к порученному делу играет важную роль в том, что обучаемый будет или не будет делать. Поэтому, педагогическому коллективу необходимо принимать во внимание тот факт, что в процессе организации и осуществления образовательной деятельности очень важно генерировать и поддерживать устойчивую мотивацию у своих учеников.
Не менее важным фактором в развитии личностного роста школьников и их успешности является создание конвергентной образовательной среды, в которой формируются компетенции, необходимые для жизни и трудовой деятельности в эпоху конвергентных наук и технологий.
В нашей школе обеспечение живой и увлекательной организации образовательного процесса на всех уровнях обучения, поддержка активности и самостоятельности обучающихся, внедрение исследовательской методики осуществляются в основном за счёт формирования эффективного пространства инженерного IT – образования (возможность для детей проявлять свои способности на дополнительных занятиях по конструированию и робототехнике, на тренингах по развитию лидерских качеств в творческих мастерских, на интерактивных практикумах, в долгосрочных инженерных проектах).
Однако ребятам нужно достичь успеха не только в проявлении своих академических знаний, но и в демонстрации творческих и познавательных достижений, в проявлении своих лидерских амбиций.
Приоритетами нашей школы в сфере воспитания и взаимодействия являются:
• Социальная успешность – органичное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества;
• Профессиональная успешность – развитость универсальных трудовых и практических умений, готовность к выбору профессии;
• Безопасный и здоровый образ жизни – следование принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений;
• Свобода и ответственность – осознание нравственного смысла свободы в её неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умение делать осознанный и ответственный личностный выбор;
• Социальная справедливость – освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей;
• Благосостояние – активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное благополучие в условиях рыночной экономики;
• Национальное единство и безопасность – формирование системы ценностей и идеалов в результате освоения нравственных ценностей, единого государственного языка и образцов национальной культуры, воспитание патриотизма, стремления обустроить и защитить Родину;
• Конкурентоспособность – фундаментальную общекультурную подготовку как базу профессионального образования, прикладную и практическую ориентацию общего образования.
Поэтому мы способствуем тому, что наши школьники:
• осваивают ценностно-нормативный и деятельностно-
практический аспект отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.;
• вовлечены в процессы самопознания, самопонимания, содействие
обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию;
• овладевают социальными, регулятивными и коммуникативными
компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, в процессе сотрудничества со сверстниками (старшими и младшими);
• учатся осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, собственности, гражданской позиции; готовы и способны вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• включены в процессы общественной самоорганизации (приобщение обучающихся к общественной деятельности, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных объединениях, в ученическом самоуправлении);
• участвуют в общественной деятельности;
• приобретают опыт конструктивного социального поведения, знания о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека;
• развивают личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством.
За последние годы определился круг мероприятий, который стал «визитной карточкой» ГБОУ Школа № 1537.
Одной из традиций, позволяющей школьникам продемонстрировать социально-нравственную ориентацию, социальную активность и зрелость, навыки социальной ответственности и лидерства, интеллектуальные способности, высокий уровень творческого потенциала в исследовательской активности, умение создавать новое в социальной жизни является День лицеиста. Также это событие является социально значимым проектом. В ходе подготовки и проведения этого праздника осуществляется межпоколенное взаимодействие, создаётся территория успеха, развиваются личностные характеристики и лидерские качества каждого ученика в процессе творческой коллективной деятельности; углубляются и расширяются знания обучающихся (за счет включения внепрограммного материала), формируются метапредметные универсальные способы учебной деятельности (путём выполнения творческих, исследовательских, проектных работ, не укладывающихся в рамки уроков).
Ведущая роль в подготовке и проведении Дня лицеиста отводится ученическому самоуправлению. Через социальные практики у учащихся актуализируются процессы социализации и личностного самоопределения, повышается самооценка, совершенствуются навыки самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации, карьерном росте.
День Лицеиста предоставляет ребятам широкие возможности самореализации и саморазвития во внеурочное время уже на стадии подготовки. Идея подготовки праздника – раскрыть возможности в каждом ребёнке, помочь проявить и реализовать своё «Я».
Что же происходит на стадии подготовки? Кто готовит это мероприятие и как?
Активисты Совета лицеистов и все желающие среди учащихся 10-х и 11-х классов готовят три площадки (поля) праздника. Первая и вторая площадки мероприятия проходят одновременно.
Первое поле — это конвергентная площадка для проведения научной междисциплинарной интеллектуальной игры в форме Лицейской викторины, в которой участвуют все 8-классники, все 9-классники, одна команда 11-классников и команда учителей-предметников. В викторине участвуют около 20 команд (каждая команда состоит из 6 участников). Организационный комитет 11-классников готовит актовый зал к игре и презентационный материал с вопросами и ответами, продумывает ход игры и условия сбора бланков ответов и подсчёта баллов, выбирает ведущего. Викторина состоит из разминки и четырёх раундов, в каждом раунде 6 вопросов. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Время на ответ – 1 минута. Команда записывает ответы в специальном бланке, через одну минуту бланк сдаётся ведущему.
Тематика вопросов очень разнообразная и зависит от личной заинтересованности тех, кто их готовит.
Вот примеры вопросов.
Расположите в хронологическом порядке марки автомобилей в соответствии с временем их появления:
1. Москвич
2. Aston Martin
3. Ford
4. Hyundai
5. Honda
Расположите продукты от наименьшего к большему по количеству витамина С, содержащегося в 100 граммах:
1. Перец сладкий
2. Лимон
3. Укроп
4. Апельсин
5. Шиповник свежий
Расположите изобретения по порядку в соответствии с датой их открытия:
1. Двухцилиндровый паровой двигатель
2. Электросварка
3. Электрический трамвай
4. Телевидение
5. Лекарство от лихорадки Эбола
Второе поле – «Лицейская тропа» для 5-х и 7-х классов. Учащиеся выполняют различные практикоориентированные, интеллектуально-творческие, спортивные задания по «станциям», разработанные и отслеживаемые активистами из 10-го класса.
После соревновательных этапов наступает время торжества, которое проходит на третьем поле.
Третье поле – посвящение в лицеисты. Пятиклассники и вновь прибывшие ученики других параллелей посвящаются в лицеисты. Этот этап праздника состоит из презентации на тему «История лицейского движения», поздравления, клятвы лицеистов, вручения им лицейской атрибутики (галстуков и значков), напутствия лицеистам от учеников 11-го класса, фотографирования.
Кульминационным моментом мероприятия является танцевальный батл. Это не просто танцы, а пространство для проявления настоящей дружбы, неподдельной радости, обмена положительными энергиями, здесь нет места депрессии, агрессии и грусти. Последний танец – это ритуал: все ребята садятся в круг, обнимают друг друга за плечи и под музыку группы ДДТ поют песню «Это всё, что останется после меня». Трогательно, приятно, красиво.

Практика управления успехом предоставляет возможности для проявления не только интеллектуальных способностей и лидерских качеств, но и высокого уровня творческого потенциала в исследовательской активности, в способности к лёгкому усвоению и творческому применению знаний, в умении создавать новое в науке, искусстве, технике, социальной жизни.
Важность и результативность данного мероприятия для детей заключается в том, что они понимают полезность этих дел для себя лично и приобретают опыт социально значимого действия. И это обстоятельство даёт им понимание собственной самореализации и успешности.


Ерохина Светлана Валентиновна,
заместитель директора
ГБОУ города Москвы «Школа № 1537»
19727299@mail.ru
Мартынцева Елена Витальевна,
старший методист
ГБОУ города Москвы «Школа № 1537»
elena-martynceva@yandex.ru

 

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.