Рубрики
РУССКИЙ ЯЗЫК

Словарно-орфографические диктанты

Аннотация: особенность данной статьи в том, что в ней освещаются особенности проведения словарно-орфографических диктантов, предлагается система работы по повышению орфографической зоркости учащихся, расширению словарного запаса, включение ребенка в учебно-познавательную деятельность в течение всего курса изучения русского языка.

0

Аннотация: особенность данной статьи в том, что в ней освещаются особенности проведения словарно-орфографических диктантов, предлагается система работы по повышению орфографической зоркости учащихся, расширению словарного запаса, включение ребенка в учебно-познавательную деятельность в течение всего курса изучения русского языка.

Ключевые слова: словарный диктант, этимологический анализ, лексические задания, опорные слова, грамматический материал, смысловая тема, диапазон.

Вопрос повышения грамотности учащихся волнует сегодня многих. И в первую очередь, нас – учителей русского языка и литературы. Поэтому мне хочется поделиться опытом проведения словарно-орфографических диктантов, которые, на мой взгляд, являются одним из действенных средств решения этого вопроса. Вспоминаются слова академика А. В. Текучева: «Среди многих видов словарно-орфографических упражнений одно из первых мест занимают так называемые словарные диктанты». Они используются как средство повторения грамматических знаний, закрепления орфографических навыков, установления связи между теорией и практикой на занятиях по русскому языку.
Ценность словарных диктантов вижу в том, что грамматический материал повторяется большой, а затраты времени – минимальны. Покажу это на примере.
Учащимся дается текст, в котором выделены определенные слова. (слова предлагаются вперемежку: расстилаю, пятьсот, разбираю, прикасаться, росли, девятьсот, девяносто, окрестность, заря, гигантский, девять, шестнадцать, растение, ненастный, равнина, семнадцать, праздник). Ребята распределяют слова по трем колонкам в зависимости от орфограммы: чередование гласных в корне, правописание числительных, непроизносимые согласные в корне. К какой группе принадлежит то или иное слово, учащиеся должны определить при повторном прочтении текста.

В другом случае, а именно по словарно-орфографическому диктанту (примеры: не сговариваясь ни с кем, не останавливаясь ни перед чем, негодуя, ненавидя, не рассчитывая ни на чью помощь, не озаряя равнины) задаю такие вопросы:
— К какому правилу можно отнести записанные слова?
— Как пишется НЕ с деепричастиями?
— Какие из этих слов имеют чередующиеся гласные в корне и какими правилами здесь надо пользоваться?
— Почему с местоимениями в данных примерах употребляется частица НИ?

С первого же урока, посвященного новой теме (частично знакомой учащимся из предыдущих классов) стараюсь ставить ребят в затруднительное положение. Так, при изучении «Глагола» ввожу упражнение на составление трех форм глагола:

При написании диктантов применяю этимологический анализ, который становится незаменимым средством предупреждения и исправления различных орфографических ошибок. Так, при изучении темы «Проверяемые безударные гласные» у учащихся появляются следующие записи с выделенными орфограммами и этимологическими пометками:

Подобные диктанты с этимологическими пометками можно проводить и по темам «Заимствованные слова», «Правописание приставок пре-, при-» и другим. В своей практике использую словарные диктанты, помещенные в учебниках. Как я их провожу?
Поскольку этот вид диктантов служит, главным образом, целям обучения, а не контроля, желательно, особенно на первых порах, давать ученикам возможность подготовиться к ним. Например, пятиклассники в течение двух-трех минут знакомятся с текстом, выясняют сомнительные случаи написания, используя учебник. Это приучает их ориентироваться в материале учебного пособия, самостоятельно работать с книгой. Затем предлагаю задавать вопросы об орфограммах, которые вызывают затруднения. Выслушав объяснение (в целях экономии времени на вопросы детей отвечает учитель), ученик обязан привести пример на это же правило.
На основе словарно-орфографических диктантов можно проводить работы разных видов: упражнения с лексическим заданием (подбор синонимов, антонимов к названным словам); грамматический разбор; составление словосочетаний, предложений с указанными словами, а также связного текста на основе словосочетаний диктанта…
Если класс недостаточно прочно усвоил написание глухих и звонких согласных в корне слова, можно предложить задание: подчеркнуть буквы, обозначающие соответствующие согласные звуки, и рядом записать проверочные слова. Аналогичное задание дается, если ученики допускают ошибки на правописание безударных гласных в корне слова.
Грамматико-орфографические задания могут состоять и в том, что школьники должны сами подыскать примеры на названные учителем правила и составить на их основе связный текст. При этом желательно указывать смысловую тему, количество опорных слов, где их найти (номера упражнений, параграфов, страницы) и размер текста.
С интересом ребята воспринимают задание, которое заключается в подготовке диктантов друг для друга. Выполняя эту работу, соседи по парте учитывают те правила, которые вызвали затруднения в контрольной (или обычной) работе у напарника. Затем они диктуют друг другу тексты и проверяют их.
Велики возможности использования словарно-орфографических диктантов для развития связной речи учащихся. Содержание диктантов, по существу, определяется значением опорных слов. Например, при изучении темы «Имена существительные, образованные от прилагательных» по опорным словам (витрина, серьезный, приятель) можно подготовить такую зарисовку:

Прогулка по весеннему городу
Прохожий шел и любовался весенним небом. У него было отличное настроение и даже вымытая витрина булочной показалась ему необыкновенно красивой. Рядом с ним по тротуару шли школьники. Серьезный человек улыбнулся и подмигнул им, как приятелям. Иногда даже взрослые замечают весну…
Учитель должен быть очень внимательным при составлении словарно- орфографических диктантов, помня о том, что не всегда содержание опорных слов позволяет развернуть связное устное или письменное высказывание.

Методика подготовки связного текста по опорным словам примерно такова: определение темы ( о чем может быть рассказ с данными словосочетаниями); работа над началом будущего высказывания (от этого зависит выбор жанра, направление работы); уточнение задания (инструкция учителя о том, все ли слова необходимо вводить в сочинение, как их можно перегруппировать, какие должны иметь более весомую смысловую нагрузку); устное изложение нескольких вариантов рассказа (в затруднительных случаях первый из них может принадлежать учителю); обсуждение связных текстов, анализ их достоинств и недостатков.

Как видим, диапазон использования словарно-орфографических диктантов на уроках русского языка очень широк, а практика их применения в разных классах, безусловно, подскажет новые интересные виды работ.

Список литературы:
7. Список литературы: А.В.Текучев. Методика русского языка в средней школе. М., 1970, с. 450

Нагорный Юрий Феодосьевич,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ города Москвы «Школа № 1370»
nagorn.yr.61@mail.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0