Профессиональная ориентация в условиях цифровизации

Аннотация: в данной статье будут затронуты вопросы организации профориентационной работы и предпрофессионального образования школьников и учителей в условиях цифровой экономики.

Ключевые слова: предпрофессиональное образование, профориентация, образование, цифровизация.

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (далее Финансовый университет) — один из старейших российских вузов, готовящих экономистов, финансистов, менеджеров, юристов по финансовому праву, математиков, it-специалистов, специалистов в области управления персоналом, социологов и политологов.
В целях развития у поступающих осмысленного понимания дальнейших направлений подготовки с учетом приоритетного развития целевых компетенций, необходимых для профессиональной самореализации в условиях цифровой экономики, Управление по профессиональной ориентации и работе с одаренными обучающимися Финансового университета проводит активную работу в области профессиональной ориентации учащихся образовательных организаций среднего, общего и среднего профессионального образования.
Финансовый университет проводит мероприятия, нацеленные на личную и профессиональную адаптацию к требованиям цифровой экономики, повышение продуктивности профессиональной деятельности, формирование устойчивых компетенций у обучающихся в области научно-технических, технологических и гуманитарных технологий.

Так, в 2019 году в московских школах посредством объединения усилий Финансового университета, учителей московских школ и подведомственных Федеральному агентству научных организаций Российской Федерации реализуется проект Департамента образования города Москвы «Академические (научно-технологические) классы». Образовательные программы академических (научно-технологических) классов содержат элементы предпрофессионального образования, позволяют ознакомить учащихся с применением научных знаний и результатов научных исследований в изучении проблем реальной жизни и погрузить обучающихся в научно-исследовательскую (проектную) деятельность для осознанного выбора современных профессий в наукоемких отраслях экономики по направлениям подготовки Финансового университета. По завершении обучения в академических (научно-технологических) классах с целью независимой оценки качества подготовки обучающихся 11-х классов, освоивших программу предпрофессиональной подготовки по направлениям «Экономика» и «Предпринимательство», Финансовый университет совместно с ГАОУ ДПО города Москвы «Московский центр качества образования» успешно реализовал в 2018/2019 учебном году предпрофессиональный экзамен (проект «Предпрофессиональный экзамен в академических (научно-технологических) классах» Департамента образования города Москвы). Участниками предпрофессионального экзамена по направлениям «Экономика» и «Предпринимательство» стали 283 учащихся школ города Москвы.
Для учащихся колледжей и московских школьников, обучающихся в 8-11 классах, Финансовый университет проводит бесплатные просветительские программы «Секреты бизнеса» и «EQ важнее, чем IQ» в рамках проекта Департамента образования города Москвы «Университетские субботы». В рамках мероприятия абитуриентам предоставляется возможность получения общих знаний о карьерных перспективах профессий финансово-экономического профиля, они также могут познакомиться с начальными навыками и умениями, необходимыми для освоения профессий данного направления. Университетские субботы позволяют создать информационную среду, способствующую самоопределению участников, предоставляют возможность пообщаться со студентами разных факультетов, узнать о правилах поступления на выбранные факультеты и принять участие в различных интерактивных мероприятиях. В университетских субботах на площадке Финансового университета приняли участие более 4000 человек.
Финансовый университет активно внедряет новые методы обучения и воспитания, образовательные технологии на уровнях основного общего и среднего общего образования, обеспечивающие освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и уровня вовлеченности в образовательный процесс.
В рамках проекта «Увлекательные каникулы поколения Z» (проект Департамента образования города Москвы «Научно-исследовательские каникулы») в 2019 году Финансовый университет организовал открытые научно-популярные лекции, квест-экскурсии, мастер-классы и семинары для школьников, экскурсии в проектные и исследовательские лаборатории. В 2019 году в проекте приняли участие более 400 учащихся школ.
Система раннего отслеживания талантливых школьников и обучающихся колледжей, внедрение адаптивно практико-ориентированных и гибких образовательных продуктов для абитуриентов позволяет отслеживать их успехи, создавать благоприятные условия для их личностного роста, корректировать траекторию их развития и стимулировать абитуриентов к участию в учебной и научно-исследовательской деятельности.
Подготовка и воспитание талантливой молодежи возможна только при наличии высококвалифицированных учителей, которые легко адаптируются к новым требованиям, предъявляемым к ним в условиях цифровой экономики. Для решения этой задачи была подготовлена программа мероприятий «Профессиональная продуктивность и ключевые компетенции педагога: базовые компоненты Национального проекта «Образование»», реализуемая в рамках проекта «Университетская среда для учителей» Департамента образования Москвы с октября по декабрь 2019 года.
Целью прошедших мероприятий было предоставление слушателям актуальной информации и всестороннего обзора профессиональных требований и возможностей, связанных с обеспечением глобальной конкурентоспособности российского образования.

В рамках программы мероприятий мы старались добиться:
— обеспечения качественным и актуальным образовательно-просветительским материалом слушателей, представленным в форме очных мероприятий и дистанционных цифровых материалов;
— знакомства учителей с передовыми достижениями в области цифровых технологий, гуманитарных наук и естественно-научных знаний в контексте профессиональной деятельности;
— знакомства учителей с инновационными образовательными технологиями и форматами организации образовательной деятельности с применением ИКТ;
— изучения доступных и перспективных форматов взаимодействия организации с учителями школ в реализации разработок, внедрение инновационных методик проведения учебных занятий;
— научно-методической поддержки образовательного процесса, основная цель которой мотивировать слушателей на непрерывное образование и самообразование педагогических работников.
Программа «Профессиональная продуктивность и ключевые компетенции педагога: базовые компоненты Национального проекта «Образование»» состояла из 20 мероприятий. Мероприятия проходили по субботам на территории нового учебного корпуса Финансового университета и транслировались в прямом эфире в Интернете.
Тематика мероприятий понравилась участникам. По многочисленным запросам слушателей было проведено два дополнительных мероприятия. Количество участников всех мероприятий составило почти 1100 человек.
Программа мероприятий «Профессиональная продуктивность и ключевые компетенции педагога: базовые компоненты Национального проекта «Образование»» была подготовлена, организована и проведена коллективом Научно-образовательного центра развития профессиональных компетенций и квалификаций под руководством директора к.э.н., доцента Олейниченко Олега Ивановича.
В условиях цифровой трансформации образования и масштабного внедрения информационно-коммуникативных технологий в различные сферы социальной и экономической жизни необходимо обеспечить участников мероприятий прикладными знаниями, направленными на личную и профессиональную адаптацию к требованиям реальной экономики и повышение продуктивности профессиональной деятельности.

Список литературы:
1. https://mcko.ru
2. https://profil.mos.ru
3. https://www.mos.ru/news/item/65074073/

 

Керимова Чинара Вагифовна,
к.э.н., доцент,
начальник управления по
профессиональной ориентации
и работе с одаренными обучающимися
ФГОБУ ВО «Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации»

CHVKerimova@fa.ru