Т-34. Танк Победы

Т-34. Танк Победы

«Я застыл как забытый бой. Пламенеют мои бока.
Человек ты узнал меня? Я – любовь, воскресшая на века…»

Михаил Анчаров поэт-танкист.

Танк Т-34-76. 1942 года выпуска.

«Баллада о Т-34», исполняет Н. Расторгуев, композитор О. Макин, слова А. Шаганова.

«По итогам ХХ столетия советский средний танк Т-34 признан специалистами различных стран шедевром мирового танкостроения.

Т-34, созданный в конце 1930-х годов, находился на вооружении Вооруженных сил СССР и Российской Федерации с июня 1940 по сентябрь 1997 года.

Он стал самым массовым танком в мире, состоял на вооружении в 46 государствах и успешно применялся во всех часовых поясах и на всех широтах – от Заполярья до Южной Африки».

История создания танка

В 30-е годы на вооружении Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) стояли танки, сочетающие в себе две крайности.

С одной стороны – легкие танки. Они обладали скоростью, мобильностью и маневренностью, но имели слабую защиту от снарядов и невысокую огневую мощь установленного вооружения.




Противоположную крайность представляли средние танки с крепкой броней и мощным вооружением, но при этом неповоротливые и малоскоростные.

Кроме того, усовершенствование в 30-х годах XX века противотанковой артиллерии привело к необходимости создания нового танка, сочетавшего в себе маневренность, высокий уровень бронезащиты и мощное вооружение.






В сентябре 1937 года директору Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна (завод № 183) было направлено распоряжение «Для проектирования машины создать на заводе отдельное конструкторское бюро (ОКБ)…».

В ноябре 1937 года начальником ОКБ завода № 183 назначен М.И. Кошкин.

Автобронетанковое управление (АБТУ) РККА выдало Харьковскому заводу техническое задание на проектирование среднего танка, изначально носившего обозначение А-20 или БТ-20. Изначально планировалось, что новый танк с новым дизельным двигателем В-2 (бензиновый двигатель в бою опаснее, чем дизель: при попадании снаряда бак бензина загорается гораздо легче и сильнее, чем бак дизтоплива) сохранит колесно-гусеничный тип ходовой части, как у прежних моделей БТ. Работая над А-20, М.И. Кошкин пришел к выводу, что для увеличения толщины брони, мощности вооружения, повышения проходимости по бездорожью необходимо отказаться от колесно-гусеничной схемы ходовой части в пользу гусеничной.

Чтобы оценить преимущества той или иной схемы на практике, пришлось спроектировать два прототипа танков – колесно-гусеничный А-20 и гусеничный А-32.








Эти два проекта обсуждались на заседании Комитета Обороны 4 мая 1938 года, в котором участвовали И.В. Сталин, члены Политбюро, военные и конструкторы.







Участник боев в Испании инженер-танкист А.А. Ветров в своем докладе, основанном на личном боевом опыте, высказался за гусеничный танк – колесный движитель показал себя ненадежным и сложным в ремонте. А.А. Ветрова активно поддержал М.И. Кошкин – он сделал упор на то, что гусеничная конструкция менее металлоемкая, более простая и дешевая в производстве, а значит, масштабы серийного выпуска гусеничных танков при равных затратах будут намного больше, чем объемы производства колесно-гусеничных. В то же время нашлись сторонники колесного варианта – начальник АБТУ комкор Д.Г. Павлов и другие выступавшие активно агитировали за привычный колесно-гусеничный танк. Итог подвел Сталин, предложивший построить и испытать танки обоих типов. Испытания проходили опытные образцы двух танков, отличавшихся только типом движителя – колесно-гусеничный А-20 и гусеничный А-32. Размеры корпуса, силовой агрегат и башни этих танков были одинаковые. Зато ходовая часть А-32 уже получила пять опорных катков, как у будущего серийного Т-34. Поначалу сравнительные испытания А-20 и А-32 не выявили явных преимуществ какой-либо схемы.

М.И. Кошкин все равно искал возможность доказать преимущество гусеничной ходовой части. Он указывал, что даже при постройке двух единичных прототипов на изготовление и сборку колесно-гусеничной ходовой части ушло гораздо больше времени и сил, чем на изготовление гусеничной. Кроме того, во время ходовых испытаний Михаил Ильич доказывал, что, исключив тяжелые колесные редукторы, можно увеличить толщину и массу брони танка, мощность установленного вооружения. Гусеничный движитель позволяет сделать танк лучше защищенным и вооруженным. В то же время на колесном ходу танк катастрофически теряет проходимость в условиях бездорожья.

В сентябре 1939 года КБ, возглавляемое Кошкиным представило членам правительства – К.Е. Ворошилову, А.А. Жданову, А.И. Микояну, Н.А. Вознесенскому – второй доработанный образец гусеничного А-32. Легкий изящный танк без труда преодолевал все препятствия, вброд форсировал реку, поднялся по крутому обрывистому берегу, легко сбил толстую сосну. Восхищению зрителей не было предела, а директор ленинградского Кировского завода Н.В Барыков сказал: «Запомните этот день – день рождения уникального танка».






19 декабря 1939 года постановлением Комитета обороны при СНК Союза ССР № 443сс на вооружение РККА принят танк А-32, получивший аббревиатуру Т-34, с толщиной основных броневых листов 45 миллиметров.

27 апреля 1940 года подписан отчет о войсковых испытаниях двух танков Т-34.

Пробег Харьков – Москва – Харьков и войсковые испытания Т-34

3
2
2
1

Компоновка Т-34 получилась следующая. Впереди – боевое отделение для экипажа. Механик-водитель сидел слева, как шофер в отечественном автомобиле. Рядом с ним находилось место стрелка-радиста, перед которым в наклонном лобовом листе башни стоял курсовый пулемет. Сзади в башне были места командира экипажа и заряжающего орудия.

«Оружие Победы. Средний танк Т-34»

Огненные годы

Неоспорима роль танка Т-34 на полях сражений Второй мировой войны. Известно, что на третий день войны с Советским Союзом рейхсканцлеру Германии было доложено о двух захваченных танках: тяжелом КВ и среднем Т-34. Гитлер в шоке: никто в военном руководстве рейха не знал о существовании этих танков. «Если бы мне было известно о таких танках у русских, возможно, я не начал бы эту войну», – заявил фюрер своим генералам.

Танк Т-34 в различных модификациях принимал участие во всех крупных сражениях и операциях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

Диорама музея «Танк Т-34»
Одним из эпизодов битвы за Москву было противостояние артиллеристов наступающим фашистским танкам. Командиром орудийного расчета был Гайк Шадунц. Уроженец далекого Карабаха, он был призван в армию в 1940 г. и с первых дней войны защищал небо Москвы на дальних подступах к столице. После прорыва немецких танков орудийный расчет, где старшим остался Шадунц, едва не был раздавлен гусеницами. Но артиллеристы не растерялись. Атака врага захлебнулась. Немецкие танки не смогли оседлать Дмитровское шоссе в районе Лобни. Диорама посвящена встречи Гайка с контрнаступающими советскими войсками в состав которых входили танки Т-34.
  • Сталинградская битва.
  • Курская битва.
  • Освобождение Украины и Молдавии (Битва за Днепр и ясско-кишиневская операция).
  • Освобождение Белоруссии и Прибалтики (Белорусская операция, Прибалтийская операция).
  • Освобождение стран Европы (Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия, Австрия, Болгария, Венгрия) от немецко-фашистских войск.

На протяжении всей войны осуществлялась модернизация танка исходя из потребностей фронта.

Средний танк Т-34-76 образца 1943 года
Масса – 30,9 т.
Экипаж – 4 человека.
Вооружение – пушка 76,2 мм и два пулемета 7,62 мм.
Броня – 45–52 мм.
Двигатель – 500 л.с.
Максимальная скорость – 55 км/ч.
Характерные особенности.
Башня танка литая, шестигранной формы. На башне – неподвижная командирская башенка. На танке устанавливалась пушка Ф-34. Боекомплект – 103 снаряда. Установлены воздухоочистители новой конструкции типа «Циклон». В топливном насосе установлен всережимный регулятор. Четырехскоростная коробка передач заменена пятискоростной.
Ряд танков был вооружён огнемётами АТО-42, установленными вместо пулеметов.
Средний танк Т-34-76 образца 1941 года
Масса – 28,5 т.
Экипаж – 4 человека.
Вооружение – пушка 76,2 мм и два пулемета 7,62 мм.
Броня – 45-52 мм.
Двигатель – 500 л.с.
Максимальная скорость – 55 км/ч.
Характерные особенности.
Башня танка литая, по форме такая же, как у танка Т-34 образца 1940 года, остальные узлы и агрегаты без существенных изменений, за исключением ходовой части, где на части танков вместо опорных катков с наружной амортизацией устанавливались опорные катки с внутренней амортизацией.
На танке были установлены люк механика-водителя новой конструкции и пушка Ф-34.
Средний танк Т-34-76 образца 1942 года.
Масса – 30,9 т.
Экипаж – 4 человека.
Вооружение – пушка 76,2 мм и два пулемета 7,62 мм.
Броня – 45–52 мм.
Двигатель – 500 л.с.
Максимальная скорость – 55 км/ч.
Характерные особенности.
Башня танка литая, шестигранной формы. В башне имеются два круглых люка с откидными крышками.
На танке устанавливалась пушка Ф-34.
Боекомплект – 77 снарядов. Установлены воздухоочистители новой конструкции типа «Циклон». Ряд танков был оснащен огнемётами АТО-1, установленными вместо пулеметов. На отдельных танках оставались башни штампованно-сварной конструкции. Внесенные изменения существенно повысили боевые и эксплуатационные качества танка Т-34.
Средний танк Т-34-85 образца 1943 года
Масса – 32 т.
Экипаж – 5 человек.
Вооружение – пушка 85 мм и два пулемета 7,62 мм.
Броня – 45–90 мм.
Двигатель – 500 л.с.
Максимальная скорость – 55 км/ч.
Характерные особенности.
Литая башня имеет увеличенный погон, на ее крыше устанавливалась неподвижная командирская башенка, крышка которой вращалась на шариковой опоре. В крышке был закреплен смотровой перископический прибор, позволяющий вести круговой обзор. На танке устанавливалась пушка Д-5. Боекомплект – 56 снарядов.

Средний танк Т-34-85 образца 1944 года
Масса – 32 т.
Экипаж – 5 человек.
Вооружение – пушка 85 мм и два пулемета 7,62 мм.
Броня – 90 мм.
Двигатель – 500 л.с.
Максимальная скорость – 55 км/ч.
Характерные особенности. Литая башня имеет увеличенный погон, на ее крыше устанавливалась неподвижная командирская башенка, крышка которой вращалась на шариковой опоре. В крышке был закреплен смотровой перископический прибор, позволяющий вести круговой обзор. На танке устанавливалась пушка ЗИС-С-53. Боекомплект – 55 снарядов.

Танковые заводы – фронту

Во время Великой Отечественной войны в Поволжье и на Урале были развернуты 8 танковых, 6 корпусных и 3 дизельных завода.
Заводы 1940 1941 1942 1943 1944 1945 Всего
№ 183 (Харьков) 115 1560 1675
№ 183 (Нижний Тагил) 25 5684 7466 8421 7356 28952
№ 112 (Горький) 161 2718 28510 3619 3255 12604
№ 174 (Омск) 417 1347 2163 1940 5867
СТЗ (Сталинград) 1250 2520 3770
ЧКЗ (Челябинск) 1055 3594 445 5094
Уралмаш (Свердловск) 267 452 719
Всего 115 2996 12661 15710 14648 12551 58881
Достижения отечественных танкостроителей в годы войны были приравнены к выигранным сражениям на фронте. За большой вклад в победу над фашистской Германией в 1945 году были награждены заводы: «Красное Сормово» (№ 112), Сталинградский тракторный – орденом Отечественной войны первой степени; Уралмашзавод – орденом Красного знамени; Челябинский и Кировский заводы – орденом Кутузова первой степени.

Танк Т-34 в послевоенные годы

В 1945 году, подводя итоги Второй мировой войны, премьер-министр Великобритании лорд Уинстон Черчилль на вопрос журналистов о самом лучшем оружии ответил так: «Три. Английская пушка. Немецкий самолет “Мессершмитт”. Русский танк Т-34. Однако, если в первых двух случаях мне понятно, как это было сделано, то я совершенно не понимаю, как появился такой танк…» Данный вопрос занимал и продолжает интересовать очень многих. К примеру, в знаменитой книге-альбоме Стивена Бисти «Чудесные сечения» («Incredible cross-sections») рассказывается о величайших творениях человечества всех времен и народов. Их всего 18, среди них – танк, и именно Т-34!

Официально в СССР танки Т-34-85 выпускали до 1946 года. Но принципы, заложенные в Т-34, получили дальнейшее развитие в целой серии советских и российских танков: Т-54, Т-55, Т-62, Т-64, Т-72, Т-80 и т.д.













Лицензии на производство Т-34-85 были переданы в то время социалистическим странам – Польше и Чехословакии, где их модернизированные варианты производили в 50-е годы XX столетия.

Хотя поздние «тридцатьчетверки» с 85-мм вооружением появились в последние годы войны, а потом участвовали в послевоенных конфликтах, до 1958 года Т-34-85 официально оставался секретным танком. Лишь после снятия грифа старые танки начали устанавливать на постаментах в качестве памятников. Чаще всего для этого использовали Т-34-85, так как их сохранилось намного больше, чем Т-34-76. Также именно поздние «восемьдесят пятые» обычно снимались в художественных фильмах о войне.

Т-34-85 и в послевоенные десятилетия нередко использовался по прямому назначению во время различных вооруженных конфликтов, ведь он состоял на вооружении стран – участниц Варшавского договора, а также Албании, Анголы, Конго, Кубы, Вьетнама, Китая, Северной Кореи, Монголии, Египта, Гвинеи, Ирака, Ливии, Сомали, Судана, Мали, Сирии, Финляндии, Югославии. Например, во время ближневосточных войн, начавшихся в 1967 году, арабские войска сражались против Израиля на чешских Т-34. «Тридцатьчетверки» в начале 50-х участвовали в Корейской, а в 60–70-е – во Вьетнамской войне. Последние случаи массового применения Т-34-85 отмечены во время гражданской войны в Югославии в 1990-е годы. Интересно, что у себя на родине Т-34-85 был окончательно снят с вооружения уже не в советской, а в российской армии. Соответствующий указ вышел в сентябре 1997 года.

После Второй мировой войны Т-34 обрел другую «специальность» – стал самым массовым памятником воинской доблести. И вот что интересно: как бесстрастно свидетельствует телехроника, простояв на постаменте более шести десятилетий, «тридцатьчетверка» по-прежнему легко заводится и способна самостоятельно передвигаться!

Рекорды танка Т-34

Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34»

Военно-технический музей «Танк Т-34»

Фильмы, посвященные танкистам:

Рабочий лист урока
В содержании урока использовался материал музейно-мемориального комплекса «История танка Т-34» и ГБУКМО «Военно-технический музей»
Авторы урока: В.А. Бычков
Техническая поддержка и реализация проекта в сети: Булыгина Т.О.