Из опыта взаимодействия музея и школы: «Учебный день в музее» и «Исследовательская и проектная деятельность школьников в музее»

Аннотация: на данный момент в государственном музее-заповеднике «Царицыно» планируется и частично уже реализуется широкая программа по взаимодействию с образовательными учреждениями города Москвы по четырем генеральным направлениям: «Урок в музее», «Учебный день в музее», «Исследовательская и проектная деятельность школьников в музее», «Профессиональная ориентация школьников». Принципы и смысл разделения именно на такие направления — это предмет отдельной статьи. В данной работе хотелось бы отметить только подход и общий смысл такого разделения, более подробно рассмотреть два направления из перечисленных – «Учебный день в музее» и «Исследовательская и проектная деятельность школьников в музее». 

Формулируя общий подход, отметим, что за каждым из направлений для нас стоит четко прослеживаемый смысл взаимодействия музея и школы. Со стороны музея смысл такой работы в формировании устойчивой категории посетителей (школьников) и реализации функции деятельности музея средствами образования – передачи культурного наследия, хранение которого осуществляет музей. Для школ смысл взаимодействия – использование пространства и коллекции музея для решения различных образовательных задач (получение предметных знаний, формирования способностей, профессиональной ориентации, воспитания и мировоззрения). За каждым из выбранных направлений стоит ряд специфических задач и условий их реализации.
За направлением «Урок в музее» стоит идея разработки цикла учебных занятий, которые проводит специалист музея. Здесь важна задача организации передачи знаний, которые стоят за сформированной музейной коллекцией. Специфическим условием передачи такого рода знаний является работа музейного специалиста, а лучшего «передатчика», как показывает практика, не существует.
За направлением «Учебный день в музее» стоит общая идея включения школьников в освоение социокультурного пространства города Москвы, использования его в целях образования. Специфическим условием реализации такой идеи являются школьные учителя, которые способны использовать пространство города для разного рода учебных занятий. Особенностью, отличающей данное направление от «Урока в музее», является то, что занятия ведет школьный учитель, а музейные специалисты помогают в разработке содержания и диагностике фактического материала, который использует учитель.
За направлением «Исследовательская и проектная деятельность школьников в музее» стоит идея и задача организации условий для подготовки школьниками исследовательских и проектных работ. Специфическим условием реализации данной идеи является разделение областей ответственности между музеем и школой. Музей отвечает за подготовку качественного материала, организацию консультаций и экспертизы работ школьников. А школа отвечает за педагогический фокус работы – качество освоения школьниками деятельности исследования и проектирования.
За направлением «Профессиональная ориентация школьников» стоит идея знакомства школьников с различными видами профессиональной деятельности, которые связаны с работой музея: хранением, экспонированием, реставрацией, а также с выставочной, научной, экскурсионной видами деятельности и т.п.
В данный момент в ГМЗ Царицыно каждое из указанных направлений находится в разном состоянии проработки и реализации. Наиболее продвинутыми являются «Учебный день в музее» и «Исследовательская и проектная деятельность школьников в музее».

При реализации проекта «Учебный день в музее» экспозиционные пространства и экспонаты выступают в качестве наглядной иллюстрации для какой-либо темы из школьной программы. Опыт показывает, что наиболее критическими факторами при организации самостоятельной работы учителя в экспозиции являются отсутствие понимания авторской логики сценария урока, разработанного музейным специалистом, знания логистических и навигационных особенностей музея, отсутствие более широкого спектра информации о музейном предмете (зачастую выходящей за рамки школьной программы) для более качественного обращения к нему в процессе разворачивания его учебного содержания в контексте изучаемой темы. Все вышеперечисленные проблемы ставят перед музейными специалистами ответственную задачу по созданию качественных и удобных в использовании методических материалов. В свою очередь учитель должен научиться правильно ими пользоваться, чётко соблюдать методические рекомендации, которые содержаться в подготовленных музеем материалах.

Ещё одной важной особенностью при реализации программы «Учебный день в музее», безусловно, является организация логистики его посещения организованными группами обучающихся. Учитывая, что большинство уроков проходят на экспозициях доступных для всех посетителей, музею необходимо было принять решение относительно целесообразности и эффективности параллельного проведения нескольких занятий в рамках одного экспозиционного пространства. Учитывая наличие обширной парковой территории, а также длительность подхода к Дворцово-выставочному комплексу, нами было принято решение о задействовании маршрутов подхода к музею как со стороны метро Орехово, так и со стороны метро Царицыно, а также подобраны образовательные темы, которые можно к ним применить.
Таким образом, мы решили проблему перегрузки залов музея школьными группами, сократили общее время пребывания на учебном выезде с почти 4 часов (при полноценном проведении трёх уроков и времени подхода от метро и обратно) до 2,5-3 часов, повысив при этом качество организации образовательной среды музея и снизив утомляемость обучающихся за счет исключения «холостых» переходов.
Конечно же, учитель вправе изменять последовательность уроков и их содержание, но это в итоге снова вернет его к проблеме переполненного зала, в котором неизбежно встретятся три школьные группы, работающие с одинаковыми экспонатами, и качественно провести урок станет уже физически невозможно. Также зачастую последовательность заданий связанна с конкретными точками на местности и их определенной последовательностью (например, в уроке информатики для 5 класса, который посвящен теме кодирования информации, или в уроке английского языка для 9 класса по истории ландшафтного парка). Изменение последовательности проведения уроков неизбежно приведет к необходимости переработки большей части сценариев уроков, временным затратам на поиск новых форм и способов подачи учебного материала, что в конечном итоге становится не целесообразным, учитывая высокую занятость современного учителя.
Второе из рассматриваемых направлений деятельности музея, получившее новый импульс к развитию с повсеместным введением в школьные аттестаты графы «проект», посвящено как раз вопросам качественной соорганизации деятельности музея и школы в рамках реализации программы по исследовательской и проектной деятельности школьников.
Фундаментальным условием для реализации такого рода деятельности между музеем и школой является четкое и однозначное различение областей ответственности. Оно заключается в обязательствах музея по подготовке комфортных условий посещения для школы (учитывая при этом собственные ресурсы), обеспечении качества предметного материала, предназначенного для работы и изучения школьниками, а также для организации четкого контроля посещения школьниками специально разработанных музейных мероприятий (лекций, мастер-классов, консультаций специалистов и т.д.), но самое важное – контроля качества освоения исследовательской и проектной деятельности.

Проектная и исследовательская деятельность школьников в государственном музее-заповеднике «Царицыно» построена по модульному принципу и состоит из трёх этапов:
I. Введение школьников в материал: лекции, мастер-классы, дискуссии и т.п.
II. Самостоятельная работа школьников и консультации музейных специалистов по содержанию исследовательских работ и проектов школьников.
III. Экспертиза исследовательских работ и проектов школьников с точки зрения научного содержания.

В текущем учебном году в качестве предлагаемых тем исследований и проектов были выбраны следующие направления:
• Оформление паспорта объекта культурного наследия и предложение проекта его современного использования;
• Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия;
• Исследование музейного предмета и предложение способа его представления в экспозиции;
• Образовательные и просветительские игры в музее.

Каждое из направлений было обеспечено музейным специалистом, имеющим необходимые знания и компетенции в рамках заявленной темы. Для каждой темы был подготовлен базовый лекционный блок, состоящий из двух вводных лекций, а также существуют подборки дополнительных материалов, предназначенных для последующего исследования школьниками: статьи, артефакты, карты и прочие фондовые материалы не доступные рядовому посетителю музея. Также были организованы две очные консультации на базе музея в рамках второго этапа, посвященного самостоятельной работе учащихся.
Финалом и итоговым продуктом проектной и исследовательской деятельности школьников на базе ГМЗ «Царицыно» является работа, обеспеченная качественными материалами и прошедшая научную экспертизу высококвалифицированных специалистов.

В рассмотренных выше формах взаимодействия музея и школы роль учителя и музейного работника в образовательном процессе равнозначна, поэтому такая деятельность имеет успех только в случае их взаимопонимания и взаимодополнения. Современные музеи в процессе реализации своей образовательной и просветительской функции неизбежно встают перед задачей формирования вокруг себя партнерского педагогического сообщества. Музейные специалисты, которые занимаются вопросами организации устойчивого взаимодействия с образовательными организациями, должны прислушиваться к их текущим запросам, знать базовые принципы организации их деятельности, равно как и учитель должен понимать механизмы работы музея и уметь пользоваться его специально организованной образовательной средой. Именно это знание и становится «переводчиком» в диалоге между ними.

 На наш взгляд, удачной площадкой для организации диалога между школой и музеем является «Мастерская проектирования учебных занятий», которая периодически проводится на базе ГМЗ «Царицыно» силами специалистов музея. Подобные встречи с педагогическим сообществом позволяют актуализировать статус текущих проектов, а также выявить новые запросы и возможные приемлемые пути их реализации в рамках действующих законодательных актов, регулирующих деятельность в сферах культуры и образования.


Стальной Дмитрий Александрович,
заместитель заведующего отделом
музейно-образовательных программ
и экскурсионного обслуживания
ГБУК г. Москвы «ГМЗ «Царицыно»

Махмутов Радик Равкатович, 
ведущий методист сектора музейной педагогики 
ГБУК г. Москвы «ГМЗ «Царицыно»

 

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.