Лепка из полимерной глины как одно из направлений развития восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья


Аннотация: традиционно лепка рассматривается как направление декоративно-прикладного творчества, которое положительно влияет на развитие мелкой моторики у ребенка; пространственного, творческого и образного видов мышления, а также воображения, усидчивости и трудолюбия, но главная ее особенность – это игровая форма подачи.
Полимерная глина – яркий, мягкий материал для лепки. Из него получаются очень красивые поделки: цветы, украшения, игрушки и т.д. Дети лепят из полимерной глины с огромным удовольствием, потому что, в отличие от пластилина, для того чтобы что-нибудь слепить, не нужно прикладывать особых физических усилий. Кроме того, сам процесс лепки никого не оставляет равнодушным и пробуждает положительные эмоции. Это помогает детям (в том числе и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)) воплощать свои творческие идеи в рамках учебного процесса. Лепка является не только приятным, оказывающим успокаивающее действие занятием, но и помогает детям познавать окружающий мир, даёт возможность в процессе совместной деятельности наладить контакты со сверстниками. Актуальность создания объединения дополнительного образования, связанного с таким видом деятельности, обуславливается его положительным влиянием на развитие восприятия у детей, нуждающихся в дополнительном внимании, необходимостью воспитания у них бережного отношения к ручному труду и творчеству других людей.

Ключевые слова: лепка, полимерная глина, дети с ограниченными возможностями здоровья, восприятие, воображение, память, мелкая моторика.

Я слеплю сейчас из глины небо, солнце, ручеек,
А еще слеплю волшебный, яркий аленький цветок.
Им украшу маме рамку и поставлю фото в ней,
Будет радоваться мама, улыбаться каждый день.

На территории современной России на протяжении уже многих лет ведутся археологические работы, связанные с поиском различных старинных предметов. Найденные во время раскопок на территории Кремля экспонаты показали, что наши предки в древности делали из глины не только посуду и наконечники стрел, но и на протяжении многих тысячелетий создавали всевозможные украшения, игрушки и многое другое. Глина всегда считалась полезным и ценным материалом. Стоит отметить, что она не потеряла своей ценности и в современном мире. Однако человеческое общество постоянно развивается, и в дополнение к глине природной люди придумали полимерную глину.
Полимерная глина – своеобразный и неповторимый материал, с помощью которого, обладая несложными навыками, можно создавать самые разнообразные и удивительные вещи – от мелких поделок до сложных украшений, от отдельных цветов до букетных композиций. Изобретена она была в Германии в 1930-м году и изначально предназначалась для изготовления кукол. Уже в 1960-х годах полимерная глина получила более широкое применение и стала использоваться для изготовления самых различных предметов: от примитивной, на первый взгляд, детской игрушки до удивительной вазы с цветами. По консистенции и даже запаху материал похож на зефир, на ощупь мягкий и шелковистый, не липнет к рукам и обладает приятным легким ароматом. С полимерной глиной очень приятно работать: она пластичная и через некоторый промежуток времени может застывать на воздухе.

Отсюда и основные плюсы лепки:
• это безопасный, совершенно нетоксичный материал, который нестрашно давать в руки даже детям;
• полимерная глина не оставляет грязных разводов на руках, которые обычно остаются после работы с обычным пластилином;
• из нее получаются удивительно красивые поделки и игрушки, которые могут стать даже новогодними украшениями.

Наиболее распространёнными сегодня изделиями из полимерной глины являются цветы. Методика лепки позволяет добиться необычайного сходства с природными цветами. Неслучайно, у многих, впервые взявших такой цветок в руки, возникает желание понюхать его. Особенностью изготовления цветов из полимерной глины является то, что каждая деталь будущей поделки лепится вручную и хранит отпечатки ладоней и пальцев человека. Это придает искусственным цветам определенную фактуру и делает их похожими на настоящие. Называть такие изделия «искусственными» будет не совсем правильно, ведь они хранят в себе «теплоту рук», кусочек души и вдохновения. Единственное отличие (и даже преимущество) – они не имеют запаха и не вянут, а также не вызывают аллергии.



 


Сама работа с глиной благотворно влияет на нервную систему, снимает нервное напряжение, помогает расслабиться. Именно поэтому процесс лепки из глины — это не только интересное и творческое занятие, но еще и способ сбросить накопившуюся отрицательную энергию, снять нервное напряжение, получить массу положительных эмоций. В процессе лепки сочетаются два вида деятельности: умственная (в большей степени) и физическая (в меньшей). Для создания поделки не нужно прикладывать большие усилия, достаточно выполнить простые действия, для чего необходимо овладеть определенными умениями и практическими навыками. Причем, нет никаких сомнений, что приобретенные навыки могут пригодиться ребёнку в будущем для выполнения самых разнообразных работ.
Открытие объединения дополнительного образования по работе с полимерной глиной «Волшебный цветок» стало своеобразной инновацией в области развития дополнительного образования в наших дошкольных группах. Задумавшись о востребованности секции дополнительного образования, мы пришли к выводу, что необходимо создать что-то новое, но в основе этого должны быть простые и понятные действия. Мотивом послужило нахождение в группах довольно большого процента детей с ограниченными возможностями здоровья (это и дети с общим недоразвитием речи, с задержкой психического развития, а также дети с аутистическим спектром расстройств, дети-инвалиды с ДЦП).
Ведь само по себе восприятие ребенком окружающего мира — это чувственное и рациональное познание действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Часто у детей с ограниченными возможностями здоровья возникают трудности.
Лепка чрезвычайно полезна, потому что подобная творческая деятельность:
• прекрасно координирует движение рук;
• способствует развитию речевых навыков ребенка за счет развития мелкой моторики пальцев;
• формирует образное мышление и воображение;
• учит взаимодействовать с объемом и пластикой материала, гармонично использовать в одном изделии выразительные возможности формы, линии и цвета.
На занятиях кружка «Волшебный цветок» в ходе лепки из полимерной глины у ребенка развивается целый ряд качеств: целенаправленность и сосредоточенность, умение преодолевать трудности в работе, помогать другим и т. п. Уже после нескольких занятий по лепке ребенок становится более усидчивым, у него развивается интерес к познанию окружающего мира, он начинает составлять определенную очередность своих действий для достижения итогового результата.
Ошибочно было бы считать глину только материалом для декоративно-прикладного творчества, то есть для изготовления различных поделок, цветов, сувениров и украшений. Глина — это еще и прекрасный материал для организации и проведения детских игр. Пока она влажная и пластичная, с ней можно обращаться как угодно – строить и лепить из нее все необходимое для игры, не боясь при этом сломать или испортить что-либо. Кроме того, когда поделка из глины высохнет, она становится достаточно прочной и может еще некоторое время послужить игрушкой для ребенка.
У детей с ОВЗ часто наблюдаются проблемы в развитии восприятия. Об этом свидетельствуют прежде всего недостаточность, ограниченность, фрагментарность их знаний об окружающем мире. Детям трудно распознавать предметы, находящиеся в непривычном ракурсе. Кроме того, им сложно узнавать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если они перечеркнуты или перекрывают друг друга. Дети не всегда узнают и часто смешивают схожие по начертанию буквы или их отдельные элементы, часто ошибочно воспринимают сочетания букв. Особо следует отметить недостатки пространственного восприятия, например, направления или расположения отдельных элементов в сложном изображении.
Именно поэтому занятия по лепке из полимерной глины помогают ребенку (даже с ОВЗ) легче освоить окружающее его пространство, развивают его способности к конструированию, учат находить правильные соотношения частей и целого, развивают мелкую моторику пальцев. Развитие мелкой моторики очень тесно взаимосвязано с развитием речи, ведь на кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые в свою очередь связаны с отделами головного мозга, которые влияют на развитие речи ребенка. Кроме того, глина имеет очень разнообразную фактуру, она влажная и вязкая, что развивает осязание и чувствительность к материалу. Лепка из глины также полезна, потому что внимание ребенка сосредотачивается на конкретном изделии, а не заставляет отвлекаться на обилие разноцветных компонентов.
Каждое занятие начинается из, казалось бы, очень простого и довольно обычного процесса: смешивание белой глины (основной цвет) с цветной глиной. Но именно это очень нравится детям (особенно с ОВЗ), ведь наблюдая за тем, как под их пальчиками белая основа сначала превращается в радужный шар, а затем «колобок» того или иного цвета, они испытывают всплеск таких же радужных эмоций. Добавляя больше или меньше цветной глины, а также кусочки глины разных цветов, дети добиваются того оттенка, который они выбрали для своей поделки.
Обучение лепке мы начинаем из изготовления простых поделок и игрушек, которые очень любят все дети: овощи и фрукты, фигурки животных. Потом переходим к более сложным изделиям из полимерной глины — цветы и цветочные букеты.


Особенно детям нравится лепить, казалось бы, очень сложный, но на самом деле простой и очень красивый цветок – розу, для изготовления которой необходим всего лишь шар глины диаметром около трех сантиметров. Дети делят его на 7-9 частей, отщипывая маленькие кусочки. Затем из каждой такой части круговыми движениями формируют небольшой шарик, превращают его в капельку, из которой, положив ее на ладошку, пальчиком, прилагая небольшие усилия, легкими движениями лепят лепесток с более тонкими верхними краями (чем те, которые при сборке окажутся у основания). Таким же образом с усердием и любовью дети формируют и остальные лепестки (размер каждого последующего немного больше предыдущего).
Сам процесс сборки цветка приносит детям удовольствие. Первый лепесток сворачивается в форму бутона. Все последующие лепестки дети крепят, оборачивая их вокруг основания бутона против часовой стрелки, аккуратно приглаживая пальчиками. Верхние края лепестков отворачиваются наружу, чтобы у розы был реалистичный вид. По мере того, как лепестки превращаются в полноценный цветок, на лицах детей проявляется настоящий калейдоскоп эмоций, а глаза сияют солнечным светом!


Уже после первого занятия у детей появляется желание самостоятельно лепить розы без помощи взрослых, хотя стоит отметить, что они часто помогают друг другу. Детям же с ОВЗ со стороны взрослых (преподавателя и родителей) необходимо тоже совсем немного: чуть больше внимания и терпения. Результат будет налицо!
Главное, чтобы детишки делали все с любовью, фантазией. И тогда они с нетерпением будут ждать следующего занятия.
Сначала мы учим детей изготавливать отдельные цветы из полимерной глины, чтобы потом они могли с их помощью украшать шкатулки или подарочные коробки, зеркала или рамки для фотографий. Уже потом переходим к лепке и составлению сложных и разнообразных цветочных композиций.


В ходе обучения лепке цветов у детей развивается хороший вкус, развиваются их творческие способности, а какой прилив энергии они испытывают, когда их поделки становятся оригинальными подарками мамам, бабушкам или просто друзьям!
В дальнейшем, мы чередуем занятия по изготовлению поделок и украшений с занятиями по лепке цветов и цветочных композиций.


Для того, чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, в процессе лепки мы используем элементы игры, а в конце каждого занятия подводим краткие итоги: предлагаем детям обыграть свою поделку, или рассказать о том, что они слепили.
Поэтому, занятия по лепке из глины в кружке дополнительного образования «Волшебный цветок» приносят детям не просто удовольствие. Это еще и полезные, всесторонне развивающие занятия.
В результате работы с глиной у детей:
• развиваются тактильные и моторные навыки, чувство формы и объема;
• снимается напряжение, происходит избавление от некоторых страхов;
• развивается творческое воображение и фантазия;
• приобретаются навыки взаимодействия с другими детьми.
Тем самым все это стимулирует детей к более тесному общению со сверстниками и мотивирует на создание коллективных работ. Кроме того, у детей с ОВЗ процесс развития речи происходит плавно, ненавязчиво, исключая любое давление эмоционального и морального порядка, ведь в процессе лепки активизируются соответствующие отделы мозга, которые невольно заставляют работать и соседние зоны, отвечающие за речь.
А всем взрослым — родителям, родственникам и друзьям хочется пожелать запастись терпением, немного потренироваться, освоить основы лепки и вместе с детьми поучаствовать в мастер-классе на традиционном фестивале «Наши общие возможности — наши общие результаты».
Таким образом, опыт работы нашего объединения дополнительного образования показывает, что систематическое проведение занятий по лепке из полимерной глины благотворно влияет на эмоциональное состояние детей с ограниченными возможностями здоровья, помогает им развивать мелкую моторику рук, тем самым активизируя речевые центры в некоторых отделах головного мозга, что способствует развитию артикуляционного аппарата, а также позволяет развивать пространственное мышление и воображение, что в целом облегчает развитие восприятия у детей с ОВЗ.

 

Список литературы:
1. «Археология Московского Кремля. Раскопки 2016-2017 гг» Макаров, Энговатова, Коваль, ИА РАН, 2017
2. Весенние цветы из полимерной глины. Подробные мастер-классы.
Елена Королева, «Контэнт», Москва, 2017
3. «От рождения до школы» основная образовательная программа дошкольного образования, Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, Мозаика-Синтез, Москва 2016
4. «От рождения до школы» инновационная программа дошкольного образования, Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, Э.М. Дорофеева, Мозаика-Синтез, Москва 2019
5. «Особенности физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» Г. Н. Лаврова, Н. А. Тулупова, Л. П. Кудрявцева , Методические рекомендации для педагогов ДОУ , ЧИППКРО, Челябинск, 2019
6. «Психология» А.В. Запорожец. «Просвещение», Москва, 1965
7. Электронный журнал «Ярмарка мастеров», статья об истории создания полимерной глины https://www.google.com/amp/s/amp.livemaster.ru/topic/1013359-kak-vse-nachinalos-istoriya-sozdaniya-polimernoj-gliny

Посадская Елена Васильевна,
воспитатель старшей группы
ГБОУ г. Москвы
«Школа № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»
elenaposads@mail.ru

Щербинина Валентина Анатольевна,
воспитатель старшей группы
ГБОУ г. Москвы
«Школа № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»
valentna1879@mail.ru

 

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.