Перспективы развития военно-патриотических музеев образовательных организаций в преддверии 75-летия Победы в Великой Отечественной войне

Аннотация: в данной статье пойдёт речь о методах использования информационных технологий военно-историческими музеями образовательных организаций, а также о путях создания эффективного образовательного пространства на их основе.

Ключевые слова: Не прервется связь поколений, Знатоки военной истории, Школьный музей, Победа, урок Победы, Путь Героя, Мой район в годы войны, история, обществознание.

Особое место в музейном и образовательном пространстве занимают школьные музеи. Школьный музей призван способствовать формированию у школьников гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и развитию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой и исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования, а также оказывает благотворное влияние на развитие общекультурных компетенций школьника. Школьный музей, являясь частью образовательного пространства школы, ориентирован на достижение результатов, отраженных в Федеральных государственных образовательных стандартах. Музейная деятельность, будучи планомерной и систематической, развивает кругозор, формирует гражданское самосознание молодого человека, помогает развивать ему навыки исследователя. Чтобы быть востребованным для учеников нового поколения, интересным для родителей, а также жителей района и города, школьный музей должен быть «живым», находиться в состоянии постоянного поиска новых форм и методов музейно-педагогической работы, которые позволили бы непрерывно поддерживать интерес детской и взрослой аудитории к истории, творчеству и обучению. Изменения культурной ситуации способствуют трансформации музея, активному поиску новых музейных средств.


Привычная традиционная модель передачи информации перестает быть единственной. Это связано с изменяющимся состоянием социума, стремительными процессами технико-технологических новаций и нарастающей информатизацией всех сфер жизнедеятельности общества. Новая образовательная среда, построенная на принципах доступности, взаимодействия и погружения, открывает возможности для реализации новых форм функционирования образовательных систем, организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся, сочетающих традиционные и инновационные формы и способы взаимоотношений детей и взрослых. Современные информационные технологии, вошедшие в образовательное пространство, расширяют и роль музея, как информационного и коммуникационного подразделения образовательного учреждения, актуализируют новый уровень работы с информацией. Традиционные направления деятельности школьного музея (поисковая, фондовая, экскурсионно-лекторская, экспозиционная, пропагандистская) могут и должны быть реализованы новыми средствами.


Использование возможностей интернета и мультимедийных технологий определяет следующие подходы в музейно-педагогическом процессе:

• культурологический, раскрывающий место музея, образования и новейших технологий в современной культуре;
• музеологический, раскрывающий тенденции развития музея и его внутренние потребности в образовательной деятельности и новейших технологиях;
• профильно-научный, раскрывающий специфику образовательных задач и роль новейших технологий, исходя из логики научного знания, представленного в музее данного профиля;
• технологический, раскрывающий возможности применения новейших технологий в музейно-педагогическом процессе;
• музейно-педагогический, интегрирующий в соответствии с целями и методиками музейной педагогики выводы, которые получены в результате анализа ситуации на основе отмеченных выше подходов.

Основополагающим для музейной теории и практики является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трех важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи, оценку явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом цивилизационном процессе, а также изучение истории в свете современности.
Важнейшими механизмами реализации проекта современного музея становятся технологии интерактивности и виртуализации музейного пространства. Интерактивность предлагает право посетителя на выбор и творчество в пространстве музея. Она создает среду, в которой посетитель принимает самостоятельные решения и действует по своему алгоритму. Виртуализация формирует единое информационное образовательное пространство, способствует социализации учащихся, стимулирует их познавательную активность и повышает эффективность использования музейной информации в учебно-воспитательном процессе, дает возможность в сети интернет познакомиться с реальными экспонатами, иметь свободный доступ к музейным экспозициям, получению и распространению музейной информации. Публикация уникальных текстовых документов, фотодокументов, воспоминаний аудио и видеозаписей, позволит продемонстрировать музейные предметы и материалы, познакомить с архивными материалами, предоставить доступ к ресурсам музея удаленным пользователям.
Ресурсами для обновления школьного музея воинской славы могут стать информационное табло-планшет, интерактивный стол, информационный терминал (инфокиоск), интерактивная панель, 3-D сканер, 3-D принтер, современный компьютер с разнообразным программным обеспечением.
На примере деятельности музейного комплекса ГБОУ Школа на Юго-Востоке имени Маршала В.И. Чуйкова можно выделить некоторые направления развития школьного музея:
— Участие в городских образовательных проектах «Не прервется связь поколений», «Путь героя», «Мой район в годы войны», «Духовные скрепы Отечества». Данная деятельность расширяет и укрепляет связь музея с другими образовательными организациями, способствует вовлечению учащихся в образовательный процесс, приобщает к патриотическим ценностям;
— Ведение блога или одностраничного сайта (лэндинга) о деятельности музейного комплекса;
— Внедрение технологии использования мобильного приложения QR-кодов для залов экспозиции музейного комплекса;
— Создание электронной базы основного, вспомогательного и обменного фондов музея;
— Подготовка заданий заочного и очного этапов для участников Олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» на основе экспозиции школьного музея;
— Ведение обмена фотоматериалами и экспонатами с городскими и федеральными музеями. Активное взаимодействие военно-исторических музеев образовательных организаций с общественными организациями ветеранов.
По инициативе Департамента образования и науки города Москвы и Московского городского Совета ветеранов в Москве запущен проект, который объединит все образовательные учреждения и ветеранские организации, родительское сообщество, архивы и исторические ресурсы города. «Мой район в годы войны» призван дать учащимся возможность самостоятельно изучить историю своей улицы или района в Москве. Каждая образовательная организация, участвующая в проекте, вправе предложить свой способ воплощения идеи. Это может быть фотовыставка, фильм, снятый по воспоминаниям ветеранов, экспозиции, посвящённые предприятиям и людям, работавшим на территории того или иного района в годы войны. Новая информация может быть встроена в существующую экспозицию с применением современных технологий – в формате информационной панели, сайта и других решений, позволяющих донести до современного посетителя ценность исторических данных.
Работы учащихся в рамках проекта «Не прервется связь поколений» заслуживают отдельной публикации на сайте школы и могут быть представлены в виде экспоната школьного музея. Творческие работы учащихся могут стать важной основой музея образовательной организации, контентом для наполнения информационного пространства.
Концепция развития современного военно-патриотического музея должна предусматривать стратегию использования инновационных технологических возможностей для создания интерактивной, удобной, доступной, понятной и эффективной музейной среды. Музей воинской славы в школе сегодня становится все более актуальной образовательной площадкой — выступает в рамках образовательного процесса центром патриотического воспитания образовательной организации, источником знаний о Подвиге народа в Великой Отечественной войне.

Сафонова Елена Николаевна,
руководитель музейного комплекса
ГБОУ г. Москвы «Школа имени Маршала В.И. Чуйкова» 

Сементковский Андрей Сергеевич,
методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ
sementkovskyas@mosmetod.ru

 

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.