К 150-летию открытия для судоходства Суэцкого канала

Путь к египетской мечте

Суэцкий канал – морской судоходный бесшлюзовой канал на северо-востоке Арабской Республики Египет, соединяющий Средиземное и Красное моря. Это кратчайший водный путь из Атлантического океана в Индийский. Канал считается условной границей между Африкой и Евразией.
Суэцкий канал расположен на северо-востоке Египта, к западу от Синайского полуострова. Главными портами Суэцкого канала являются Порт-Саид на Средиземном море и Суэц на Красном. Длина канала составляет 193,3 км, ширина по зеркалу воды – до 350 м, ширина канала по дну – 121 м. Максимальная глубина Суэцкого канала – 24 м, площадь поперечного сечения составляет от 4800 до 5200 м2.
Канал делится на две части: северную (к северу от Большого Горького озера) и южную (к югу от Большого Горького озера). На северном участке в зимнее время течение воды направлено в сторону Средиземного моря.
Летом направление течения меняется в сторону Большого Горького озера. На южном участке течение воды меняется в зависимости от приливов и отливов.
Суэцкий канал располагается в зоне пустынь. Территории, по которым он протекает, находятся в пределах субтропического и тропического климатических поясов.
Канал был открыт для навигации 17 ноября 1869 г.
Идея строительства канала, соединяющего Средиземное и Красное моря, насчитывает несколько тысяч лет. В Древнем Египте при фараоне Сенусерте III около 2-го тысячелетия до н.э. был сооружён канал, который соединял реку Нил и Красное море. Канал проходил с запада на восток и служил для беспрепятственной торговли с Пунтом (территория в Восточной Африке). Позднее канал пришел в запустение и был восстановлен Птолемеем II (III век до н.э.). Во времена римского владычества канал носил название «Река Траяна». После завоевания Египта арабами в 642 году н.э. канал был вновь восстановлен, но в 776 году его засыпали, чтобы направить торговлю через основные районы халифата. До следующей попытки прокопать канал прошло более тысячи лет. В 1798 году Наполеон Бонапарт, находясь в Египте, рассматривал возможность строительства канала, соединяющего Средиземное и Красное моря. Производство предварительных изысканий он поручил особой комиссии во главе с инженером Ж.Б. Лепером. Комиссия пришла к ошибочному выводу, что уровень воды Красного моря на 9,9 м выше уровня воды в Средиземном море, что должно было привести к огромным финансовым затратам. Поэтому строительство канала при Наполеоне не было начато. В 1841 году офицеры Великобритании доказали ошибочность расчётов Ж.Б. Лепера. Позже австрийский инженер Луиджи Негрелли на основании самостоятельных изысканий выработал новый проект: канал должен был стать «искусственным Босфором», непосредственно соединяющим два моря, достаточно широким и глубоким для прохода больших судов. Французский дипломат и предприниматель Фердинанд де Лессепс поддержал эту идею. В 1854 он получил у египетского правителя Саида-паши концессию на строительство Суэцкого канала на льготных условиях. Авторами проекта были Л. Линан и А. Негрелли. Строительство канала было начато 25 апреля 1859 года, основные работы производились силами египетских феллахов (крестьян). В качестве обслуживающей базы был основан город Исмаилия. Суэцкий канал был открыт 17 ноября 1869 года. Большие расходы на его строительство, понесенные Египтом, осложнили экономическое положение страны и вынудили ее в 1875 году продать свою долю акций англичанам. В 1880 году египетскому правительству пришлось продать свое право на 15% прибыли от Суэцкого канала французскому банку. Египет был отстранен от управления каналом, владельцем которого стала англо-французская компания «Всеобщая компания Суэцкого канала». С 1882 года канал стал главной базой британских войск на Ближнем Востоке. В 1888 году в Константинополе была заключена международная конвенция об обеспечении свободы плавания по Суэцкому каналу. Во время Первой и Второй мировых войн регулирование судоходства по каналу осуществляли британские власти. Согласно англо-египетскому договору 1936 года английское правительство обязалось ограничить срок оккупации Суэцкого канала двадцатью годами. После Второй мировой войны движение за вывод британских войск из долины Нила и зоны Суэцкого канала усилилось. 15 октября 1951 года «Всеобщая компания Суэцкого канала» была национализирована. Судоходство по Суэцкому каналу прерывалось в период Суэцкого кризиса (движение судов по каналу возобновилось 24 апреля 1957 года, после завершения работ по его очистке), «Шестидневной войны» 1967 года, когда канал превратился в линию фронта, разделявшую египетские и израильские войска, и в период военного конфликта между Египтом и Израилем в период с 1973 по 1975 год. 5 июня 1975 года Суэцкий канал был вновь открыт для судоходства. В соответствии с египетско-израильским мирным договором 1979 года зона Суэцкого канала объявлена демилитаризованной. В 2008 году вступили в силу новые правила судоходства в Суэцком канале. Прибыль от его эксплуатации, наряду с добычей нефти и туризмом, является главным источником дохода для Египта. Для обеспечения двустороннего движения судов 6 августа 2015 года был запущен новый Суэцкий канал длиной 71,9 км.
Когда 17 ноября 1869 года Суэцкий канал был открыт, его глубина составляла около 8 метров. С ростом мировой торговли увеличивались размеры кораблей и объемы перевозимых ими грузов. В связи с этим Суэцкий канал периодически углублялся и расширялся.

«Аида» – опера Джузеппе Верди на либретто Антонио Гисланцони по сценарию египтолога О.Ф. Мариетта. Написана по заказу египетского правителя Исмаила-паши для Каирского оперного театра, строительство которого было приурочено к открытию Суэцкого канала. Д. Верди не успел окончить оперу в срок. Она прозвучала при открытии нового Суэцкого канала.

Рекорды и достопримечательности Суэцкого канала

Мост Эль-Фердан – железнодорожный поворотный мост через Суэцкий канал, расположенный в окрестностях египетского города Исмаилия. Является самым длинным в мире поворотным мостом (длина – 340 м). Эль-Фердан заменил старый мост, разрушенный во время Шестидневной войны в 1967 году.
Автомобильный мост через Суэцкий канал – вантовый мост, построенный в 2001 году южнее города Эль-Кантара. Этот мост является частью автотрассы Порт-Саид – Исмаилия. До постройки виадука Мийо (Франция) являлся самым высоким вантовым мостом в мире. Высота его пилонов составляет 154 м, а высота дорожного полотна над водой – 70 м, общая длина – почти 4 км, длина основного пролета – 404 м, ширина дорожного полотна – 10 м.
Линия электропередачи над Суэцким каналом подвешена на два пилона высотой 221 м, расположенных на берегах канала.
Туннель Ахмеда Хамди – автомобильный туннель под дном Суэцкого канала в районе города Суэц.

Надо мной колдовали,
Но не знаю светлей,
Чем в Суэцком канале,

Где идут корабли,
Не по морю, по лужам,
Посредине земли
Караваном верблюжьим.

Сколько птиц, сколько птиц
Здесь на каменных скатах,
Голубых небылиц,
Голенастых, зобатых!

Виден ящериц рой
Золотисто-зеленых,
Словно влаги морской
Стынут брызги на склонах.

Мы кидаем плоды
На ходу арапчатам,
Что сидят у воды,
Подражая пиратам.

Арапчата орут
Так задорно и звонко,
И шипит марабут
Нам проклятья вдогонку.

А когда на пески
Ночь, как коршун, посядет,
Задрожат огоньки
Впереди нас и сзади;

Те красней, чем коралл,
Эти зелены, сини…
Водяной карнавал
В африканской пустыне.

С отдаленных холмов,
Легким ветром гонимы,
Бедуинских костров
К нам доносятся дымы.

С обвалившихся стен
И изгибов канала
Слышен хохот гиен,
Завыванья шакала.

И в ответ пароход,
Звезды ночи печаля,
Спящей Африке шлет
Переливы рояля.

Гумилев Николай Степанович
Авторы урока: В.Л. Марков, М.А. Седёлкин, С.В. Михайлов, Н.И. Третьякова, А.В. Тарасенков, А.В. Алексеев.
Техническая поддержка и реализация проекта в сети: Булыгина Т.О.