Методы подготовки студентов к конкурсам по истории и обществознанию


Аннотация: в данной статье пойдёт речь о методах подготовки студентов колледжей к конкурсам и олимпиадам по истории и обществознанию, а также будут рассмотрены способы мотивации обучающихся к участию в конкурсах.

Ключевые слова: СПО, студенты, конкурсы, метод, образование, история, обществознание.

 «Обществознание» — дисциплина, которая приобрела большую ценность в связи с тем, что представляет собой качественный комплекс преподаваемых тем, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Учебная программа по истории тоже очень важна, учитывая, что с 2022 года эта дисциплина войдет в перечень обязательных для сдачи ЕГЭ. С одной стороны, студенты получают ценные знания: у них появляется возможность в рамках учебной программы изучить историю становления человечества и проследить причинно-следственные связи различных проблем в социальной, экономической, политической и духовной сферах жизни. С другой стороны, студентов колледжей и техникумов, которые получают профессиональные навыки и обучаются по какой-либо конкретной специальности, необходимо мотивировать к изучению гуманитарных дисциплин.

Согласно учебному плану дисциплина «Обществознание» обычно изучается на первом и/или втором курсе колледжа (в зависимости от профессии /специальности), в процессе обучения затрагиваются самые разнообразные общественные темы. Студенты изучают введение в право, основы психологии и даже рассуждают о понятии «духовность». Также важно отметить, что обучающиеся знакомятся с основами экономики и социологии. Цель учебной программы по обществознанию – дать знания, применимые на практике, поэтому теоретическая часть доступна и «интуитивно понятна» большей части обучающихся.
Говоря о следующей важной учебной дисциплине, такой как «История», хочется сразу же отметить, что она преподаётся также на первом и/ или втором курсе, а изучаемый материал почти не отличается от школьной программы. Однако, если говорить о разделе современной истории, студенты колледжей получают знания, которые достаточно сильно перекликаются с учебной программой университетов. Некоторым людям занятия по истории кажутся достаточно скучными: большое количество исторических дат, которые необходимо запомнить, многочисленные воины (к примеру, можно вспомнить сколько было Русско-Турецких воин) – все это видится сложным для некоторых обучающихся. Но в любой группе всегда находятся ребята, которые с большим удовольствием изучают историю. И успешный педагог должен правильно организовывать свою работу: заинтересовывать аудиторию и стараться помогать ученикам реализовывать свой потенциал.

Одним из способов реализации потенциала обучающихся является их участие в различных олимпиадах и прохождение профильных конкурсов.
В последнее время организуется большое количество интересных мероприятий: среди них различные конкурсы и олимпиады, участниками которых являются образовательные организации столицы. Информация о многих интересных конкурсах размещена на сайте Городского методического центра. Олимпиады по обществознанию и истории в последние годы становятся более значимыми, а их победители, изучая большое количество нового материала при подготовке к конкурсам, реализуют свои проекты, получают ценные призы и возможность льготного поступления в лучшие ВУЗЫ столицы. Естественно, речь идет о всероссийских олимпиадах по «Истории» и «Обществознанию». Хочется отметить, что у студентов колледжей, которые вошли в число победителей, появляется возможность получить стипендиальную выплату.

Итак, на наш взгляд, преподаватель во время подготовки студентов к конкурсам и олимпиадам по обществознанию и истории должен правильно мотивировать обучающихся, прививать интерес к этим образовательным дисциплинам. Важно создать условия, в которых у студентов будут постепенно формироваться умения и навыки необходимые для работы с заданиями конкурсного и олимпиадного уровня.

Можно выделить несколько видов подготовки к конкурсам и олимпиадам:
-самостоятельная групповая работа с источниками;
-индивидуальная работа обучающихся;
-коллективное обсуждение результатов индивидуальной работы;

Считаем, что оптимальным решением для педагога будет применение личностно-ориентированного и индивидуального подхода к обучающимся — именно этот метод является самым результативным.

Также система подготовки может включать в себя дополнительные занятия и консультации в предметной области. Такой метод обучения позволяет систематизировать занятия, а также предполагает связь с практической деятельностью, что в свою очередь должно помочь при подготовке к заданиям.
Кроме того, проработка моделей заданий конкурсов и олимпиад по обществознанию и истории предыдущих лет позволяет проследить за тематическими блоками, на которые нужно сделать упор. Опираясь на такие задания, преподаватель может составить базу вопросов, которые он должен разобрать с обучающимися. Не стоит забывать и о том, что задания олимпиады можно использовать на обычных учебных занятиях в колледже для повышения общего уровня успеваемости всех студентов. На наш взгляд, сам преподаватель должен тоже принимать участие в значимых олимпиадах и конкурсах, тем самым демонстрируя свой профессионализм и отличные знания преподаваемого предмета.

В век цифровых технологий растет количество дистанционных конкурсов и олимпиад. Сегодня привлечение студентов к участию в подобных конкурсах является важным аспектом деятельности преподавателя. А для того, чтобы ученики продемонстрировали хорошие знания, участвуя в конкурсах подобного рода, преподаватель, как правило, «прорешивает» перед этим типовые задания с обучающимися.
Еще один важный аспект деятельности педагога – просмотр вместе со студентами соответствующих сайтов по необходимым дисциплинам. (например, история, социология, философия, право, экономика и политология). Таким образом, под наставничеством преподавателя студент, готовящийся к конкурсу или олимпиаде, сможет повысить свой уровень знаний, не ограничиваясь лишь информацией из учебников.
В ходе подготовки к олимпиаде по обществознанию особое внимание обучающихся стоит обратить на ключевые обществоведческие понятия, а также преподавателем должна поощряться самостоятельная работа обучающихся со словарем, которая поможет наиболее точно выразить свои мысли и научит активно пользоваться теми самыми обществоведческими понятиями.


В заключение хочется подчеркнуть, что с развитием интернета и компьютерных технологий подготовка обучающихся к конкурсам и олимпиадам начала видоизменяться. Возможность осуществлять поиск в сети интернет в любое удобное время значительно упрощает систему подготовки. Но не стоит забывать и об очных занятиях, поскольку самая эффективная форма обучения – «живое» общение преподавателя с классом. На наш взгляд, основная задача преподавателя — систематизировать занятия, которые направлены на подготовку к какой-либо олимпиаде, а также научиться пользоваться разнообразными способами и методами, которые помогут обучающимся осознать многоаспектность и ценность полученных знаний.

Список литературы:
1. https://www.rbc.ru/politics/18/05/2017/591dab339a794778a8226f20
2. https://edu.olimpiada.ru/

Литинский Борис Борисович,
преподаватель истории
ГБПОУ МТКИ им. Л.Б. Красина

Королева Наталья Валерьевна,
преподаватель
ГАПОУ КП №11


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.