Значение предупреждения коррупционных рисков при организации и проведении процедуры государственной итоговой аттестации


Аннотация: выделены основные коррупциогенные и антикоррупционные факторы, действующие в ходе подготовки, сдачи и обработки результатов Государственной итоговой аттестации (далее-ГИА). Отмечена роль общественных наблюдателей, средств видеонаблюдения, а также правового регулирования процедуры подготовки и прохождения и обработки результатов Единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ). Рассмотрено значение институтов семьи и школы в подготовке к честному прохождению обучающимися процедуры ЕГЭ.

Ключевые слова: Государственная итоговая аттестация, Единый государственный экзамен, коррупция, общественные наблюдатели, мониторинг, система видеонаблюдения, правовая ответственность, воспитание, правовое воспитание.

От успешности прохождения обучающимися ГИА, подводящей итог процессу обучения по учебным программам основного и среднего общего образования, зависит их дальнейший жизненный выбор. Получение максимального количества баллов по результатам Единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) по всем сдаваемым предметам раскрывает перед подростком большие возможности в плане последующего профессионального самоопределения.
Именно поэтому обеспечению принципов прозрачности, непредвзятости и неподкупности организаторами, наблюдателями и самими участниками процедуры сдачи ЕГЭ с момента её возникновения придается такое существенное значение, а коррупционные правонарушения, совершенные ими, получают большой общественный резонанс.
Основной задачей администрации и всего педагогического коллектива в этих условиях должна стать не только подготовка детей к психологическим и интеллектуальным нагрузкам, возникающим в процессе сдачи ЕГЭ, но и в формировании установок на честное, основанное на собственных знаниях, умениях и навыках, прохождение процедуры экзамена.

Можно выделить несколько этапов процедуры подготовки и сдачи ЕГЭ, которые можно считать наиболее рискованными с точки зрения воздействия коррупциогенных факторов:
1) Попытки копирования контрольно-измерительных материалов (далее-КИМ) в ходе участия в процедуре ЕГЭ;
2) Размещение контрольно-измерительных материалов текущего года (далее – КИМ) в сети Интернет с целью извлечения коммерческой выгоды;
3) Предоставление подложных документов, дающих право на сдачу ЕГЭ в резервный день проведения;
4) Попытки заменить бланки с написанными вариантами ЕГЭ во время их нахождения на пунктах проведения экзамена до момента сканирования;
5) Попытки обучающихся воспользоваться дополнительными материалами, не разрешенными к использованию во время проведения процедуры сдачи Единого государственного экзамена.
Сразу следует отметить, что в настоящий момент процедура подготовки, сдачи и последующей обработки результатов Единого государственного экзамена максимально защищена как от неправомерных действий обучающихся, так и от воздействия внешних коррупциогенных факторов (в том числе – с использованием административного ресурса).

Можно отметить следующие факторы, обеспечивающие честную, открытую процедуру проведения ЕГЭ:

1) Работа системы видеонаблюдения на всех ППЭ с возможностью записи и последующего хранения (просмотра);
2) Работа общественных наблюдателей на всех ППЭ из числа лиц, прошедших обязательное обучение и аккредитацию;
3) Мониторинг сети Интернет органами надзора и контроля в сфере образования на предмет нелегального размещения КИМ — как с целью извлечения коммерческой выгоды, так и без неё;
4) Привлечение участников сдачи ЕГЭ к дисциплинарной ответственности за нарушения процедуры проведения экзамена: аннулирование результатов, невозможность пересдачи в текущем учебном году;
5) Привлечение лиц, подозреваемых в совершении коррупционных правонарушений, к административной ответственности;
6) Влияние администрации, учителей, иных педагогических работников, а также законных представителей обучающихся на формирование стереотипов поведения детей, позволяющих предупреждать возникновение аморальных и противозаконных ситуаций в ходе процедуры сдачи экзамена.

Значение института общественных наблюдателей.

В качестве общественных наблюдателей выступают родители и педагоги, прошедшие обязательную подготовку и аккредитацию. Присутствие независимого эксперта не только гарантирует честное проведение ГИА, но и повышает доверие общественности к государственным экзаменам в целом.
Значение общественных наблюдателей заключается, во-первых, в выявлении организационных проблем и недочетов в проведении Единого государственного экзамена, а также в контроле соблюдения правил проведения экзамена со стороны всех участников. Поэтому наблюдатели могут присутствовать на каждом из этапов проведения ГИА: они наблюдают, как проходит экзамен в ППЭ, следят за тем, как выдаются и обрабатывают экзаменационные материалы, а также принимают участие в проверке выполненных экзаменационных.

Можно выделить несколько основных моментов, на которые обязаны обращать внимание общественные наблюдатели:
1. Правильность проведения инструктажа экзаменуемых.
2. Корректность демонстрации участникам сдачи экзамена целостности пакета с заданиями организаторами.
3. Отсутствие на столах экзаменуемых запрещенных предметов.
4. Наличие в поле зрения участников проведения экзамена предупреждающих табличек о видеонаблюдении.
5. Отсутствие нарушения организаторами этических норм или личной неприкосновенности участников сдачи экзамена.
6. Своевременность уведомления участников испытания об окончании времени, выделенного на проведение процедуры экзамена.

Значение информационно-аналитической системы видеонаблюдения.

К основным задачам системы фиксации процедуры проведения ГИА (системы видеонаблюдения) относятся:
1. Независимый контроль корректности проведения процедуры ГИА на ППЭ.
2. Фиксация фактов нарушения организаторами, наблюдателями и обучающимися процедуры ГИА на ППЭ.
3. Длительное (в течение трех лет) архивация и хранение записей с ППЭ с целью использования при апелляциях обучающихся, жалобах на нарушение проведения процедуры ГИА, а также в ходе возможного судебного разбирательства при рассмотрении административных дел.

Значение правовой ответственности за нарушение процедуры ГИА её участниками.

Действующее законодательство Российской Федерации устанавливает достаточно серьезные меры ответственности за нарушения, выявленные в ходе процедуры прохождения ГИА: для обучающихся – дисциплинарная ответственность в виде удаления участника ЕГЭ и аннулирования его результатов (Приказ Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512 от 07.11.2018 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2018 N 52952), а для организаторов и наблюдателей — административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей (п.4 ст.19.30 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»).
Кроме того, нельзя забывать про невозможность для обучающихся проходить повторно процедуру ГИА в текущем учебном году, что может негативно отразиться на дальнейшей судьбе учащегося.


Значение образовательной организации, семьи в подготовке к честному прохождению обучающимися процедуры ГИА переоценить сложно. Формирование таких понятий, как «справедливость», «честность», «порядочность» происходит в рамках семейного воспитания и закрепляется в ходе обучения и воспитания в образовательной организации. Этот раздел воспитательного процесса является важной составляющей правового воспитания ребенка, его адаптации и социализации к жизни в обществе.
Именно поэтому прохождение процедуры ГИА является ответственным этапом определения не только степени сформированности знаний, умений и навыков у обучающихся, но и понимания всеми участниками степени их ответственности за обеспечение честной и открытой процедуры сдачи государственных экзаменов.

Информационные источники (ссылки):

1. Методические рекомендации по организации систем видеонаблюдения в пунктах проведения экзаменов и региональных центрах обработки информации при проведении единого государственного экзамена. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. 
2. Миронова Н.С., Рязанцев М.В., Митраков А.В. Коррупция и закон. Учебное пособие (ID 24346061, дата публикации 14.05.2019). Библиотека МЭШ.  
3. Митраков А.В. Сдаём ЕГЭ честно: вместе против коррупции. Сценарий урока (ID 1095897, дата публикации 09.08.2019). Библиотека МЭШ. 
4. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 

Миронова Нелли Станиславовна,
старший методист ГБОУ ДПО ГМЦ ДОгМ
mironovans@mosmetod.ru

Митраков Алексей Владимирович,
методист ГБОУ ДПО ГМЦ ДОгМ
mitrakovav@mosmetod.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.


Ответственные за размещение информации:
Виктория Разводовская и Алена Чернолихова