Психологический клуб – одна из форм воспитания и социализации обучающихся

113

 

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы воспитания и социализации обучающихся через организацию работы психологического клуба для старшеклассников. Психологический клуб – одна из форм психопрофилактичекого направления педагога-психолога в образовательной организации. А также психологический клуб – место доверительного общения подростков.

Ключевые слова: психологический клуб для старшеклассников, профилактика негативных проявлений, воспитание и социализация, диспут, живой диалог, социальная активность.

«Школа — это мастерская,
где формируется мысль подрастающего поколения,
надо крепко держать ее в руках,
если не хочешь выпустить из рук будущее».
А. Барбюс

Современная школа обладает большими резервами и возможностями для формирования гармоничной личности в процессе не только обучения, но и воспитания, социализации подрастающего поколения. Воспитательный процесс – это особое искусство, целью которого является ненавязчивая последовательная передача нравственных ценностей одного поколения другому. При этом формы и методы воспитания могут быть самыми разнообразными.
Наиболее эффективной организационной формой для построения общения и сотрудничества между педагогами, психологами и обучающимися выступает клубная форма. Она позволяет собеседникам сбросить закрепленные за ними роли учеников и стать «простыми людьми». В этих условиях общение происходит значительно свободнее, ребята ведут себя более доброжелательно, открываются возможности для поиска новых содержательных контактов.
Тем более, как мы знаем, ранний юношеский возраст – время поиска смысла жизни. Происходит процесс самоопределения, формируется «Я-концепция» и самосознание. Молодые люди стремятся глубже узнать себя и других. Это время стремления к человеческой близости, внешней и внутренней гармонии, когда ценности дружбы и любви играют доминирующую роль. Спецификой данного возраста является процесс «самоосознавания». В этот период открытие себя как «неповторимой индивидуальности» неразрывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить. Обращенные к себе вопросы в процессе самоанализа, рефлексии, носят мировоззренческий характер, становятся элементами социально-нравственного и личностного самоопределения.
Поэтому вопросы психологии, которые связаны с личностным ростом, развитием и межличностной коммуникацией вызывают у учащихся старших классов большую заинтересованность.
Методологической основой (теоретической базой) программы психологического клуба может выступать одно из направлений психологии. От гуманистического направления К. Роджерса и трансактного анализа Э.Берна до интегрированного подхода, сочетающего в себе несколько направлений.
Программа клуба складывается в результате взаимодействия психолога и школьников с учетом интересов и возможностей обеих сторон.

Рассмотрим работу психологического клуба на примере действующего клуба «Школа личностного роста» ГБОУ Школы №1359. Теоретической основой программы психологического клуба, который посещают обучающиеся 10-11 классов, является трансактный анализ.
Данное направление в психологии рассматривает установки человека, вопросы взаимоотношений между людьми, жизненный сценарий каждого. Применение трансактного анализа считаю обоснованным, так как в нем используется метод открытой коммуникации.
Каждое занятие обозначено определенной темой, но это не обучение психологии в классическом варианте, а трансляция психологических знаний через взаимодействие с участниками.
На заседаниях клуба мы рассматриваем вопросы структуры личности, обсуждаем принципы взаимодействия между участниками коллектива, моделируем и проигрываем различные ситуации, анализируем свои жизненные сценарии. Участники клуба придерживаются позиции «Я в порядке – Ты в порядке». Это основа конструктивного сотрудничества и полноценного общения. Каждый участник осознает, что любые эмоциональные затруднения разрешимы и, преодолевая их, мы приобретаем жизненный опыт, изменяем свое восприятие реальности, расширяем горизонты будущего.
Рассмотрение теоретических вопросов на занятиях чередуется с практическими упражнениями, направленными на развитие рефлексии (самоосознания), эмпатии (принятие себя и других), снятие барьеров в общении. Чрезвычайно продуктивно использование игровых форм: они позволяют «мягко» распознавать наличие психологических трудностей в общении, выявлять внутриличностные конфликты.
Выполнение практических упражнений вначале может вызывать у старшеклассников недоумение, поскольку они привыкли себя считать взрослыми и проведение занятий в игровой форме видится им чем-то детским и несерьезным. Но по прошествии определенного времени картина меняется: члены группы с большим удовольствием участвуют в выполнении задания и в его обсуждении. Недаром еще А. Эйнштейн говорил, что высшая математика — игрушки по сравнению с игрой. Во время моделирования ситуации молодые люди сами выбирают роли, которые им предстоит сыграть. Это может быть совсем другой типаж, отличный от привычного образа. В ходе такого разыгрывания ребята открывают новые стороны своего «Я», расширяют границы опыта, по-новому смотрят на проблему. Затем каждый участник игрового процесса делится впечатлениями, мыслями, чувствами и переживаниями. В процессе обсуждения возникают жаркие дискуссии, но они не разобщают, а наоборот, сплачивают участников, учат их принимать позицию окружающих. Благодаря игровым моментам закрепляются новые поведенческие навыки и вербальные и невербальные способы общения.
В процессе совместной работы и общения мы с участниками клуба формулируем следующие выводы:

1) у каждого из нас есть право быть таким, какие мы есть;
2) у каждого из нас есть право просить о помощи и эмоциональной поддержке и давать её другим;
3) у каждого из нас есть право на свои собственные чувства и на их выражение;
4) у каждого из нас есть право на свое мнение и свои убеждения, если их основой не является нанесение вреда другому человеку.

Таким образом, психологический клуб для старшеклассников является эффективной формой активации актуальных возможностей обучающихся, а также их потенциала, стремления к личностному саморазвитию, социализации, способствует налаживанию межличностных коммуникаций.

Список литературы:

1. Берн Э. Психика в действии. Мн.: «Попури», 2007. 432 с.
2. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008. 400с.
3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М.: «Ось-89», 2001. 224 с.
4. Харрис Т. Я – о’кей, ты – о’кей. М.: Академический проект, 2001. 368 с.


Камышева Жанна Владимировна,
педагог-психолог
ГБОУ г. Москвы «Школа №1359»
zhanna-kamysheva@yandex.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.