Методические рекомендации по подготовке к проведению учебного дня в музее в рамках межведомственного проекта «Учебный день в музее»


Аннотация: в статье даны рекомендации педагогам, ответственным за участие образовательной организации в городском межведомственном проекте «Учебный день в музее», по подготовке к проведению учителями школы учебного дня в музеях города Москвы.

Ключевые слова: учебный день в музее, социокультурные ресурсы города, городской межведомственный проект, создание единого образовательного пространства.

Данная статья написана по итогам проведения в 2018-2019 учебном году городского межведомственного проекта «Учебный день в музее», операторами которого являются Департамент культуры города Москвы и Департамент образования и науки города Москвы. Проект «Учебный день в музее» стартовал в начале 2018-2019 учебного года. Целью его реализации является создание единого столичного образовательного пространства на основе актуальных подходов в образовании и музейной деятельности, освоение обучающимися социокультурных ресурсов города, в том числе образовательных возможностей музеев, что способствует восхождению к истокам своей национальной культуры, исторического наследия, становлению гражданской идентичности юных москвичей. Проект даёт возможность юным жителям города ощутить связь времён, связь с поколениями предков, живших в столице.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29 августа 2017 г. № 594-ПП «О бесплатном посещении музеев и выставочных залов обучающимися» московские школьники имеют уникальную возможность посещать бесплатно около ста музеев, галерей и выставочных залов столицы (https://mosgortur.ru/projects/project109.htm). Некоторые из музеев можно не просто посещать, а в рамках городского межведомственного проекта «Учебный день в музее» проводить в экспозициях музеев полноценные учебные дни. Пока таких музеев 15, один из них федерального значения, но с каждым новым учебным годом музеев — участников проекта становится всё больше и больше. Методисты Городского методического центра совместно с сотрудниками музеев и учителями образовательных организаций столицы разработали десятки уроков по разным предметам с опорой на экспозиции и коллекции музеев. Среди них математика и геометрия, литература и русский язык, история и обществознание, биология и химия, информатика и иностранные языки, география и даже физическая культура. Список предметов постоянно расширяется. 

Сейчас в проекте принимают участие обучающиеся 5–11 классов, но в будущем и начальная школа сможет проводить учебные дни в музеях. Участвуя в проекте, школа расширяет образовательное пространство, эффективно использует социокультурные ресурсы города, обеспечивая тем самым междисциплинарный и метапредметный подходы в обучении. Город становится единой большой школой, отчего московское образование только выигрывает, а самое главное – становится более интересным и качественным как для школьников, так и для учителей. Новые формы образования всегда вызывают живой интерес у столичных педагогов.
Принять участие в городском межведомственном проекте «Учебный день в музее» может любая образовательная организация, подведомственная Департаменту образования и науки города Москвы. Для этого достаточно зайти на портал проекта и отправить заявку. Сделать это может учитель или ответственный от образовательной организации. Для каждой московской школы создан личный кабинет, в котором отражаются все заявки, поданные учителями. Задача ответственного – своевременно подтвердить заявки и проследить за подготовкой учителей к проведению учебного дня.
Методические материалы уроков представлены на портале проекта (http://museumday.mosmetod.ru/).
Рекомендуем использовать именно эти разработки, так как они составлены по материалам экспозиций московских музеев – участников проекта. Задания в рабочих листах для обучающихся являются практико-ориентированными и направлены на самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность. Их выполнение требует от детей внимания, сообразительности и умения находить нужную информацию. Музейные экспонаты содержат огромный объём информации, задача педагогов – научить обучающихся её находить. Задания самые разные и составлены таким образом, чтобы дети в течение учебного дня познакомились со всей экспозицией. Всю теоретическую подготовку, например, изучение биографии известных людей, можно провести заранее в образовательной организации.
Учителя школы составляют расписание и самостоятельно проводят в музее от 3-х до
5-и уроков по разным предметам. Важное значение имеет предварительная подготовка педагогов к проведению учебного дня в музее. В этом им может помочь ответственный от образовательной организации, владеющий информацией о проекте, которую можно найти на сайте Городского методического центра в разделе Проекты — «Учебный день в музее». Донести обзорную информацию до учительского коллектива образовательной организации можно в августе на педагогическом совете. Более подробно и детально проработать материал, составить примерный план участия в проекте можно на заседаниях методических объединений учителей-предметников. 

Периодически можно подводить промежуточные итоги участия в проекте. Например, ежемесячно или ежеквартально на совещаниях учителей озвучивать план на предстоящий период, таким образом инструктировать учителей о правильной подготовке к проведению мероприятия и информировать их о новостях проекта. Ответственный от образовательной организации в течение всего учебного года помогает учителям формировать группы сопровождения обучающихся в музеи, оказывает содействие в оформлении и подготовке необходимой документации, а также в составлении расписания учебного дня в музее, в целом помогает учителям в решении всех возникающих вопросов.
Методисты Городского методического центра совместно со специалистами ГАУК «МОСГОРТУР» в течение прошедшего учебного года проводили семинары на базе всех музеев – участников проекта, вебинары. Так, в 2018-2019 учебном году состоялись вебинары «Учебный день в музее», «Формирование педагогического сообщества вокруг музея: роль социальных сетей». Одна из задач ответственного от образовательной организации – следить за мероприятиями Городского методического центра, принимать в них участие, привлекать к участию педагогов своей образовательной организации, своевременно информировать учителей о мероприятиях, проводимых в рамках проекта, и о новостях.
Каждому столичному учителю есть что привнести в этот проект. Поделиться своими идеями создания уроков в музеях города они могут в наших педагогических мастерских.
Данная статья может быть интересна педагогам всех предметных областей. Приведённые в ней рекомендации позволят им лучше подготовиться к учебному дню в музее, успешно его провести и повысить свой профессиональный статус.


Берникова Людмила Васильевна,
методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ
bernikovalv@mosmetod.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.