Составляющие учебно-познавательной компетенции при обучении иностранному языку в основной школе



Аннотация: формирование учебно-познавательной компетенции при изучении иностранного языка в основной школе является важной задачей в современных условиях образования. В состав учебно-познавательной компетенции входят знания, умения и отношение к деятельности. Анализ существующих подходов и исследование в области учебно-познавательной компетенции позволило определить номенклатуру учебных умений, необходимых для формирования в основной школе при изучении иностранного языка.


Ключевые слова: учебно-познавательная компетенция, учебные умения, иностранный язык, основная школа, специальные учебные умения.

Стремительно развивающиеся социально-экономические отношения в России, процессы глобализации и интеграции привели к существенным изменениям в сфере образования в нашей стране. Мы нуждаемся в думающих, образованных специалистах, способных самостоятельно приобретать знания и непрерывно учиться на протяжении всей жизни. Поэтому в средней школе необходимо воспитывать ученика, «умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике» [14: 4].
В соответствии с новыми образовательными стандартами для основной школы по иностранному языку у учеников должна быть сформирована учебно-познавательная компетенция [8: 11]. В состав учебно-познавательной компетенции входят знания, умения и отношение к деятельности [2: 80].
Становлению учебной деятельности посвящены исследования психологов (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя), педагогические исследования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Н.А. Лошкарева, Е.Г. Тарева и др.) и лингводидактические исследования (Е.В. Апанович, А.Л. Бердичевский, Н.А. Горлова, Н.Ф. Коряковцева, Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина, Н.В. Языкова, Т.Ю. Тамбовкина, А.М. Жарова и др.).
Тема формирования учебно-познавательных умений в основной школе нашла отражение в многочисленных работах. Формированием общеучебных умений занимались Л.Ю. Степашкина, Н.А. Лошкарева, Д.Я. Казак, А.А. Зиновьев, Л.А. Шипилина, А.В. Усова. Формированию учебной самостоятельности посвящено исследование Е.В. Батиной. Формирование учебных умений средствами химии изучала М.В. Зуева, средствами физики А.А. Зиновьев, средствами ботаники В.Ф. Морозова, средствами учебной литературы В.В. Горелова. В работе О.И. Поверенной исследованы педагогические условия формирования учебных умений.
Понятие «учебные умения» трактуется авторами по-разному. Например, концепция И.Я. Лернера представляет научный подход к отбору специальных учебных умений при обучении иностранному языку. Учебные умения определяются как «способы организации учащимся своей деятельности по усвоению предметного содержания (знаний и способов деятельности)» [5: 23]. Из данного определения видно, что «эта группа умений предусматривает осуществление таких действий, которые не обеспечивают собственно усвоение, но являются его необходимой предпосылкой» [11: 116]. Как пишет И.Я. Лернер, они «обслуживают процесс и способы усвоения знаний, но не составляют его непосредственно» [4: 101].

Для определения номенклатуры учебных умений при обучении иностранному языку в основной школе был проведен опрос среди опытных учителей иностранного языка (5 человек) и на основании концепции И.Я. Лернера было выделено 17 учебных умений, формирование которых необходимо в основной школе при изучении иностранного языка:
умение организовывать запоминание иностранного языкового материала;
умение видеть трудности при работе над языковыми элементами;
(«орфографическая, фонетическая, грамматическая, лексическая виды зоркости»);
развитие фонематического слуха;
умение вычленять смысл высказывания (при чтении и аудировании) через анализ грамматических, фонетических явлений;
умение самостоятельно активизировать речевую деятельность при изучении иностранного языка (в том числе с использованием образовательных платформ, например, uchi.ru, электронных пособий, интернета, с помощью материалов московской электронной школы (МЭШ));
умение пользоваться двуязычным словарем учебника (в том числе транскрипцией), компьютерным словарем и экранным переводом отдельных слов;
умение вести словарь;
умение осуществлять самонаблюдение и самооценку языковых и речевых действий;
умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков;
умение извлекать наибольшую пользу из практического занятия по изучению иностранного языка (продуктивного поведения);
умение работать в парах (группах) в процессе изучения иностранного языка;
умение организовывать выполнение домашнего задания по иностранному языку;
умение работать с аудионосителями при выполнении заданий;
умение действовать по образцу при выполнении упражнений и при составлении собственных иноязычных высказываний в рамках тем, которые изучаются в основной школе;
умение пользоваться толковым словарем иностранных слов;
подготовка к сдаче устного экзамена по иностранному языку;
продуктивная деятельность при сдаче основного государственного экзамена по английскому языку.

В исследовании Жаровой А.М. [2] специальные учебные умения отобраны для учеников младшей школы. В отобранные нами для основной школы учебные умения включены те, которые необходимы для формирования учебно-познавательной компетенции в начальной школе: например, умение организовывать запоминание иностранного языка, представление о способах развития фонематического уровня речи и др. На этапе основной школы учебно-познавательная компетенция совершенствуется, происходит дальнейшее
её развитие [10: 11].
В перечне учебных умений для основной школы некоторые дополнены: например, в младшей школе необходимо формировать умение видеть трудности при работе над языковыми элементами (орфографическая зоркость, фонетическая зоркость), в основной школе необходимо также формирование «грамматической» зоркости и «лексической» зоркости. Это связано с более высоким уровнем формирования коммуникативной компетенции в основной школе.
К списку учебных умений, необходимых для формирования в младшей школе, добавлены умение продуктивного поведения при сдаче ОГЭ по английскому языку и умение пользоваться толковым словарем иностранных слов. Однако нужно отметить, что использование толкового словаря целесообразно в классах с углубленным изучением иностранного языка, поскольку в таких классах уровень сформированности коммуникативной компетенции выше, чем в классах с базовым уровнем изучения иностранного языка [2: 99].
При формировании учебно-познавательной компетенции у учеников основной школы необходимо отталкиваться от реальных условий обучения: исходный уровень сформированности учебно-познавательной компетенции, количество часов, отведенных на изучение иностранного языка, индивидуальные особенности учеников класса. При формировании учебно-познавательной компетенции в основной школе у учеников должен сформироваться индивидуальный подход к изучению иностранного языка. Учебно-познавательная компетенция направлена на формирование ориентировочной основы действий, которая будет способствовать успешному овладению иностранным языком.
Формирование знаний, умений, специальных для такого предмета,
как иностранный язык, а также положительного отношения к процессу рационализации учебной деятельности, у учеников основной школы направлены на становление учебно-познавательной компетенции при овладении иностранным языком. В процессе формирования учебно-познавательной компетенции самостоятельность ученика увеличивается. Обучающийся учится самостоятельно ставить познавательную задачу,
находить способы ее решения, контролировать и оценивать результаты своей познавательной деятельности, а затем формулировать конкретные задачи. «Школа, иначе говоря, должна научить детей учиться. Недаром бытует утверждение, что самым лучшим является тот учитель, от которого ученик может быстрее всего освободиться, т.е. далее учиться самостоятельно» [1: 72].
Учебно-познавательная компетенция при изучении иностранного языка даёт ученику необходимый багаж знаний о способах выполнения учебной деятельности, мотивирует на изучение иностранного языка, помогает сформировать специальные учебные умения при изучении предмета. Полноценно сформированная учебно-познавательная компетенция при изучении иностранного языка направлена на развитие самостоятельности и автономности ученика, что полностью соответствует заявленным в ФГОС требованиям к результату освоения образовательной программы в основной школе.

Источники: 

1. Бабанский, Ю.К. Интенсификация процесса обучения [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Знание. – 1987. – 78 с.
2. Батина, Е. В. Формирование умений самостоятельной учебной деятельности учащихся основной школы при обучении физике на основе технологии модульного обучения [Текст]: дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Е.В. Батина. — Киров, 2010. — 216 с.
3. Жарова, А. М. Методика формирования учебно-познавательной компетенции младших школьников в процессе обучения иностранному языку [Текст]: дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / А.М. Жарова. – Москва, 2013. – 212 с.
4. Зуева, М. В. Формирование учебных умений на уроках химии / М. В. Зуева. — М. : АПН СССР, 1983. — 17 с.;
5. Лернер, И.Я. Об учебных умениях и их отражении в учебниках [Текст] / И.Я. Лернер // Проблемы школьного учебника: Сборник. – М.: Просвещение, 1983. – Вып. 12. – С. 228-234.
6. Лернер, И.Я. Учебные умения и их функции в процессе обучения [Текст] / И.Я. Лернер // Роль учебной литературы в формировании общих учебных умений и навыков школьников: материалы VI пленума учен. метод. совета при Мин-ве просвещения СССР. – М.: Педагогика, 1984. – С. 19-33.
7. Лошкарева, Н.А. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников [Текст] / Н.А. Лошкарева. – М.: Мин-во просвещения РСФСР, 1982. – 65 с.
8. Морозова, В.Ф. Вопросы и задания для учащихся по формированию учебных умений на уроках ботаники / [Сост. Морозовой В. Ф.]. — М. : НИИСИМО, 1982- 46 с.
9. Поверенная, О.И. Педагогические условия формирования учебных умений подростков [Текст]: дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. — Краснодар, 2000. — 401 с.
10. Примерная программа по иностранному языку [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (URL: http://www.titul.ru/uploads/journal/8/Journal_08_4_33.pdf).
11. Степашкина, Л.Ю. Педагогическое управление развитием общих учебных умений и навыков учащихся основной школы [Текст]: дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. — Омск, 2005. — 246 с.
12. Тарева, Е.Г. Теоретические основы и педагогическая технология формирования рационального стиля учебной деятельности у студентов университета [Текст]: дис. … д-ра пед. наук : 13.00.02 / Е.Г. Тарева. – Иркутск, 2002. – 310 с.
13. Усова, А.В. Формирование у учащихся учебных умений / А. В. Усова, А. А. Бобров. — М. : Знание, 1987. – 78 с.
14. Федеральный государственный стандарт: Основное общее образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
(URL: https://fgos.ru/).

Лисева Алла Михайловна,
учитель английского языка
ГБОУ г. Москвы  «школа № 1370».
zharovaam@mail.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.


Ответственные за размещение информации:
Виктория Разводовская и Алена Чернолихова