Новый подход к моделированию системы диагностики качества образовательных достижений при изучении русского языка в 9 классе

315

 

Аннотация: на современном этапе развития системы образования образовательное пространство школы, насыщенное в том числе информационными технологиями, требует нового подхода к гуманитарному образованию, центром которого, несомненно, является такая предметная область, как русский язык и литература.
В сфере контроля качества образовательных достижений остается нерешенным ряд вопросов: какой метод контроля качества образовательных достижений в обучении русскому языку более объективен; может ли тестирование полностью заменить традиционные способы оценки знаний, навыков и умений; по каким принципам происходит отбор тестовых материалов; можно ли устранить недостатки в существующих методах контроля и др.
В статье описан новый подход к моделированию системы диагностики качества образовательных достижений при изучении русского языка в 9 классе.

Ключевые слова:
Качество образования, основное общее образование, образовательные достижения, модель системы диагностики, изучение русского языка.


Изменения, происходящие в российском образовании, обусловленные в том числе все более активным влиянием основных положений ФГОС, предполагают переосмысление самого понятия «качество образования».
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» понятию «качество образования» дается следующее определение: «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [1].
В соответствии с приведенным определением основным объектом системы оценки качества образования, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы образовательной организации.

Существуют различные уровни организации контрольно-оценочных процедур. Так, например, система оценки качества на уровне образовательной организации представляет собой совокупность диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательного процесса и строится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

В современной педагогической теории контроль за результатами обучения и их оценка рассматривается как средство получения информации об уровне развития умений (как универсальных, так и предметных), глубины усвоенных знаний, эффективности используемых методов обучения, качестве УМК, по которым идет обучение[8].
Под оцениванием качества преподавания русского языка понимается объективное измерение процесса и результата преподавания русского языка и сравнение данных этих измерений с установленными эталонами (нормами оценки, стандартами). Результат процесса оценивания, выступающий как суждение о соответствии, несоответствии или неполном соответствии процесса преподавания русского языка или результатов преподавания русского языка эталонам (нормам оценки, стандартам), даёт возможность говорить о качестве преподавания русского языка. Сравнение результатов оценивания позволяет делать выводы об изменении (повышении или снижении) уровня владения русским языком разными категориями обучающихся[5].
Особая нагрузка и ответственность в аспекте организации процесса подготовки учащихся к стандартизированным контрольно-оценочным процедурам (ОГЭ и ЕГЭ) приходится на учителей, и в частности, на учителей русского языка, т.к. данный предмет является обязательным в рамках государственной итоговой аттестации.
В соответствии с документами, регламентирующими содержание КИМ ОГЭ по русскому языку (Спецификация и Кодификатор), задания экзаменационных вариантов проверяют сформированность у обучающихся знаний по основным разделам курса: фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, грамматики и морфологии, синтаксиса, орфографии, пунктуации, речи. Среди умений, которые должны быть сформированы к моменту окончания основной школы, назовем следующие: чтение текста и его анализ, аудирование и письмо. Важно также заметить, что дальнейшее изучение курса русского языка в 10-11 классах, предполагает, главным образом, совершенствование уже сформированных умений. А это ставит перед учителем русского языка задачу не только оценить итоговый уровень подготовки обучающихся 9-х классов, но и выявить существующие на этом этапе конкретные недочеты в их подготовке, что позволит в дальнейшем организовать коррекционную или развивающую работу.
Таким образом, представляется возможным сформулировать тезис о том, что современные научно-методические подходы к контролю и оцениванию образовательных достижений учащихся по русскому языку должны обеспечивать реализацию не только контролирующей и обучающей функций, но также и диагностической, управляющей, мотивационной функций системы оценки качества обучения. Для реализации данных функций, а также с целью учета индивидуальных возможностей учащихся при изучении русского языка, автором была разработана модель системы для текущей и рубежной (промежуточной) диагностики качества образовательных достижений при изучении русского языка в 9-м классе, которая представлена на схеме 1.


Схема 1. Модель системы диагностики качества образовательных достижений при изучении русского языка в 9 классе

Как видно из схемы, данная модель подразумевает осуществление последовательности аналитических и обучающих действий, которые чередуются с этапом диагностики качества образовательной подготовки обучающихся по русскому языку. Опишем каждый из этапов подробнее.
На первом этапе (в начале 9 класса) проводится диагностическая работа, составленная преимущественно с использованием моделей заданий ОГЭ по русскому языку. Такой подход позволяет четко определить уровень подготовки каждого из учащихся по русскому языку.
По результатам диагностики учитель выявляет проблемы в индивидуальной подготовке учащихся в соответствии с кодификатором ОГЭ. На этом этапе учитель анализирует две составляющие образовательной подготовки: качество усвоения изученных элементов содержания и уровень сформированности предметных умений. Для проведения анализа учителем была использована таблица-матрица, в которой были отражены поэлементные результаты выполнения заданий учащимися.
На следующем этапе происходит распределение учащихся по трем группам подготовки для проведения дальнейшей коррекционной и развивающей работы: с высоким уровнем подготовки, с отдельными проблемами в подготовке, с существенными проблемами в подготовке.
После чего производится коррекционная и/или развивающая работа с учащимися с использованием разноуровневых заданий и упражнений. В зависимости от уровня подготовки группы помощь учителя будет либо активной, либо ограниченной, либо же дети будут работать практически самостоятельно.
По итогам первого полугодия проводится повторная диагностическая работа, имеющая структуру и содержание аналогичные стартовой диагностике. Учителем также проводится поэлементный анализ выполнения заданий и сравнение результатов каждого из учащихся с исходными показателями. По результатам данной работы удается выявить динамику в их образовательной подготовке и спланировать дальнейшую работу.
Реализация данной модели осуществляется в рамках следующих видов занятий: уроков, элективных курсов, внеурочной деятельности, домашней работы.
Рассмотрим примеры упражнений, предлагаемых обучающимся на различных этапах работы в классе и дома при отработке умения сжатия текста.
Актуальность отработки данных умений объясняется не только наличием соответствующих заданий в КИМ ОГЭ по русскому языку (задание 1), но также и востребованностью данного умения при пересказе любого текста, в том числе, в рамках устного собеседования в 9 классе. В настоящее время разработаны пособия, включающие упражнения, направленные на отработку умения сжатия текста [7]. Чем более разнообразными приемами овладеют учащиеся, тем более качественно им удастся выполнить данную операцию.

В практике своей работы применяю различные варианты упражнений, уровень сложности которых подбирается в зависимости от подготовки группы.

1.1 Упражнения для отработки умения сжатия текста.
Группа 1.
Задание. Прочитайте два текста: текст А – исходный текст; текст Б – текст сжатого изложения. Подумайте, какие способы сжатия текста были применены.

А) Слово «мама» – особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели, с любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.
Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет на подвиги. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот момент только она. Человек зовёт мать и верит, что она, где бы ни была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».
Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о матери. «Берегите матерей!» – провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своим мамам. Чтобы этого не произошло нужно дарить им радость каждый день и час, ведь благодарные дети – лучший подарок для них

Б) Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас всю жизнь. В языке любого народа есть это слово, и на всех языках оно звучит ласково.
Место матери в нашей жизни особое. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет. В сложных жизненных обстоятельствах мы обязательно вспоминаем маму. Человек зовет мать и верит, что она спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».
Сколько творцов создали замечательные произведения о маме! К сожалению, мы поздно понимаем, что забыли сказать много хороших слов своим мамам. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость всегда. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них.

Методический комментарий: выполнение задания предполагает активную помощь учителя (учитель оказывает консультацию, вносит исправления по ходу работы). Форма работы: работа с текстом сжатого изложения, определение способов сокращения текста.

Группа 2.
Задание. Прочитайте текст, напишите изложение, применив различные способы сокращения текста.
Слово «мама» – особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели, с любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.
Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет на подвиги. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот момент только она. Человек зовёт мать и верит, что она, где бы ни была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».
Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о матери. «Берегите матерей!» – провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своим мамам. Чтобы этого не произошло нужно дарить им радость каждый день и час, ведь благодарные дети – лучший подарок для них.

Методический комментарий: выполнение задания предполагает помощь учителя (учитель вносит исправления по ходу работы). Научившись применять способы сжатия на примере печатного текста, обучающийся переходит в группу 3. Форма работы: написание сжатого изложения по прочитанному тексту, использование способов сокращения текста.

Группа 3.
Задание. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Текст будет прочитан три раза.
Методический комментарий: выполнение задания не предполагает помощь учителя. Форма работы: написание сжатого изложения по прослушанному тексту, использование способов сокращения текста. В начале работы текст читается трижды, впоследствии количество прочтений текста сокращается до 2 раз. В случае успешного написания изложения текста, прочитанного учителем, обучающийся 3 группы пробует писать сжатый вариант по аудиозаписи.

1.2 Упражнения по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»
Группа 1.
Задание. Выполните синтаксический разбор трех предложений. Найдите предложение, которое соответствует схеме:
А) Когда все отправились пить чай, нам сообщили, что завтра приезжает бабушка.
Б) Мама сказала, что я подрос, что я посмелел и поумнел.
В) Я всегда знал, что он ветреный человек, на которого нельзя надеяться.
Методический комментарий: выполнение задания не предполагает помощь учителя. Форма работы: выполнение синтаксического разбора предложения, соотнесение предложения с указанным вариантом схемы.

Группа 2
Задание. Установите соответствие между предложением и типов подчинения в нем: к каждой позиции левого множества выберите позицию из правого.

Методический комментарий: выполнение задания не предполагает помощь учителя. Форма работы: выполнение синтаксического разбора предложений, определение типа подчинения в каждом из предложений.

Группа 3.
Задание. Среди предложений 6-10 найдите предложение с однородным подчинением придаточных. Составьте схему этого предложения, укажите средства связи.

(6) Но на четвёртый день малыш уже стал привыкать к теплоте рук человека. (7) Щенки очень быстро начинают отзываться на ласку. (8) Имени своего он ещё не знал, но через неделю точно установил, что он – Бим.(9)Он уже любил, когда хозяин с ним разговаривал, но понимал пока всего лишь два слова: «Бим» и «нельзя». (10) И всё же очень, очень интересно наблюдать, как свисают на лоб белые волосы, шевелятся добрые губы и как прикасаются к шёрстке тёплые, ласковые пальцы.

Методический комментарий: выполнение задания не предполагает помощь учителя. Форма работы: выбор предложения из группы предложений по заданным грамматическим характеристикам.

Разработанная модель системы диагностики позволяет своевременно выявлять и устранять индивидуальные пробелы в знаниях обучающихся на пути к итоговой аттестации. А проводимая комплексная работа позволяет работать не только с обучающимися, испытывающими существенные проблемы в подготовке, но и создавать условия для закрепления и повышения качества знаний и умений у наиболее подготовленных учеников. Важным также является и то обстоятельство, что работа с использованием предложенной модели позволяет самим обучающимся отслеживать динамику в своих достижениях по русскому языку. Таким образом, разработка новых и совершенствование традиционных методов оценки результатов обучения направлены на объективизацию оценок, позволяющих сопоставлять результаты обучения по разным параметрам, к примеру, достижений образовательного учреждения относительно достижений того же учреждения за прошлый год.


Список литературы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СПС Консультант-Плюс.
2. Голуб Г.Б., Фишман И.С., Фишман Л.И. Стандарты третьего поколения: чему учить и что проверять на выходе//Вопросы образования – 2010, № 3, С. 102 – 114.
3. Панасюк В.П. Научные основы проектирования педагогических систем внутришкольного управления качеством образовательного процесса / В. П. Панасюк; под науч. ред. проф., д. э. н., д. ф. н. Субетто А. И.; Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов М-ва общ. и проф. образования РФ, Науч. совет Петров. акад. наук и искусств по проблемам образования. — Санкт-Петербург; Москва: Изд-во Исслед. центра проблем качества подгот. специалистов, 1997. – 296 с.
4. Поташник М.М. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника — М.: Педагогическое общество России, 2000 — 448 с.
5. Система оценки качества преподавания русского языка в образовательных организациях Российской Федерации (описание и научно-методическое обоснование). – М.: 2016. – 53 с.
6. Управление качеством образовательной деятельности: Научное издание / Под ред. Н.В. Тихомировой. — М.: ЮНИТИ, 2015. — 511 c.
7. Цыбулько И.П., Александров В.Н., Александрова О.И. Сдам ОГЭ! Русский язык. Тематический практикум. Часть 1. Задание 1. Сжатое изложение. – М.: Просвещение, 2019, – 160 с.
8. Шишов С.Е. Мониторинг качества образовательного процесса в школе: Монография / С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Е.Ю. Гирба. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 206 с.

Смольянова Екатерина Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы Школа «Марьино».
katerinka_smolyanova@mail.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.