Развитие мыслительного потенциала учащихся начальной школы посредством современных обучающих структур

404


Аннотация: в данной статье представлен опыт использования на уроке прогрессивных обучающих структур, известных как сингапурская методика обучения. Данные структуры ориентированы на развитие у обучающихся креативного и критического мышления, формирование коммуникативных качеств, развитие творческих способностей, реализацию метапредметных связей в соответствии с ФГОС НОО.

Ключевые слова: преобразование обучения для XXI века, начальная школа, «Школа России», мыслительный потенциал.

Согласно федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации» (статья 66 «Начальное общее, основное общее и среднее общее образование») начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности. Зачастую в рамках традиционного урока нет возможности раскрыть индивидуальный потенциал каждого ребенка. Даже в процессе групповой или парной работы на уроке сложно оценить вклад каждого отдельно взятого ученика; его мотивацию, личностное развитие и положительный результат. В связи с этим, предлагаю обратиться к опыту зарубежных стран и рассмотреть современные структуры, направленные на развитие мыслительного потенциала каждого обучающегося.

Вначале стоит упомянуть о высокой значимости групповой деятельности для развития мыслительного потенциала. Также нужно учесть, что детям всегда комфортнее работать в кругу единомышленников. Поэтому при организации групповой работы можно помочь детям разделиться на команды, опираясь на их общие интересы, при этом важно не делить ребят на группы «по дружбе» и по образовательным возможностям. Для этого учитель предлагает детям ответить на любой вопрос, связанный с жизненным опытом. Например, вопросы могут быть о любимом цвете, любимом предмете, любимом литературном жанре и т.д. Варианты ответов предлагает учитель в зависимости от необходимого количества команд. Сформированные в ходе вопроса команды – это группы детей с общими интересами, в таком формате им гораздо спокойнее и комфортнее работать вместе.

Если учитель не считает нужным отходить от темы урока, можно предложить другое деление на команды, например, по природным зонам, которые больше нравятся ребенку, по любимым геометрическим фигурам и т.п. Главное, чтобы каждый мог сделать свой личный выбор и работать с другими учениками, которые мыслят в том же направлении. Работа в такой группе будет более продуктивной, т.к. изначально у детей будет положительный настрой и мотивация.
Не менее важно для личностного развития учить детей анализировать проделанную работу, видеть свой результат. В начальной школе ребятам всегда сложно самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, прогнозировать этапы своей работы и объективно оценивать результат. Во многих ситуациях это связано с тем, что ребенок боится допустить ошибку и получить «плохую» отметку. В данном случае подойдет таблица с утверждениями

Приложение 1 

Её следует использовать до изучения нового материала, чтобы выяснить, какими знаниями по данной теме обладают учащиеся и спрогнозировать этапы изучения темы. Таблица имеет три колонки.
1. До
2. Утверждения
3. После. 
Изначально уже заполнена вторая колонка с утверждениями по изучаемой теме. Учащиеся до того, как начнут осваивать новый материал, внимательно читают утверждения и ставят в первой колонке «+» — согласны с утверждением; «-» — не согласны с утверждением. Далее учащиеся знакомятся с новой темой (читают параграф или произведение, узнают правило или смотрят обучающее видео) и повторно возвращаются к утверждениям, чтобы оценить их с новыми полученными знаниями. Дети вновь читают утверждения и, аналогично первой колонке, заполнят «+ или –» третью колонку. Так ребенок сможет наглядно увидеть свой результат, что он знал в начале изучения темы, а что он смог узнать после её изучения.
И, конечно, отдельную роль стоит отвести творческим заданиям. Предлагаю рассмотреть следующую структуру. В начале урока можно раздать детям лист А4, разделенный на пять квадратов, один из которых располагается в центре. 

Приложение 2

Далее мы просим детей схематически зарисовать по одному неодушевленному предмету в четыре квадрата по кругу. После того, как рисунки готовы, мы называем понятие, которое нужно записать в центральный – пятый квадрат. Понятие должно быть связано с изучаемой темой, например, термин «сказка». Затем дети должны связать свои рисунки с данным понятием, закончив предложение: «Сказка похожа на ________, потому что_________». Например, ребенок нарисовал солнце, дерево, цветок, сердце, тогда он может к первому рисунку составить предложение: «Сказка похожа на солнце, потому что согревает нас своей мудростью» и т.д. С помощью данной структуры развивается не только творческий потенциал учеников, но и такие важные мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение и обобщение.
Отдельно хочу отметить такой этап урока, как рефлексия. Никто уже давно не отрицает значимость рефлексии на каждом уроке. Но стандартные приемы рефлексии не всегда объективны и зачастую не показывают трудности, с которыми сталкивается ребенок. Поэтому можно воспользоваться следующим вариантом: обычно дети посещают с родителями музеи и кино, им хорошо знакомо понятие «билет», поэтому предлагаю такой приём: «Билетик на выход». Мы раздаем детям небольшой бланк, на котором они пишут, что им больше всего запомнилось или понравилось на уроке, а также, какой вопрос по изучаемой теме ещё остался, что им пока непонятно.

Приложение 3

Выходя в коридор после урока, дети передают билет учителю, соответственно у педагога возникает контакт и обратная связь с каждым учеником. Ребята чувствуют, что их мнение важно для преподавателя, а на трудности, с которыми они сталкиваются, обращают внимание. В отличие от обычного рефлексивного опроса, данный способ развивает творческий потенциал ребенка, каждый делает свой уникальный билетик, который может украсить и презентовать учителю. Далее билетики можно прикрепить на магнитную доску и в начале следующего урока обсудить возникшие вопросы.
В данной статье представлены лишь некоторые примеры современных обучающих структур, которые помогают сделать урок не только эффективным, но и интересным для обучающихся. Стоит отметить, что дети сингапурских школ, где давно используются подобные структуры, стабильно входят в десятку лидеров международного сравнительного исследования PIRLS, а на последних исследованиях TIMSS и PISA в 2015 году Сингапур занял первое место. Современный учитель должен использовать все возможные структуры, методы и средства обучения, помогающие повысить эффективность урока и улучшить качество образования.

Список литературы:

1. Закон об образовании РФ // http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
2. Преобразование обучения для XXI века // Educare International Consultancy. 2015. All Rights Reserved. 46 c.

Лопунова Елена Викторовна,
учитель начальных классов
ГБОУ г. Москвы «Школа №1370».
elenavelikova.94@gmail.com

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.