Работа над индивидуальными проектами в начальной школе

772


Аннотация: в статье рассказывается о том, как организовать работу над индивидуальными проектами в начальной школе. Данный вид деятельности актуален в современной системе обучения, но не все учителя знают, с чего начать работу. В помощь начинающему руководителю по проектной работе даются практические рекомендации: как выбрать тему, как сформулировать цели и задачи, как оформить результаты работы и подготовиться к демонстрации мультимедийного материала. В статье указаны названия курсов, вебинары, статьи, пособия, которые помогут учителю в организации проектной деятельности для учеников начальных классов.

Ключевые слова: проектная деятельность, индивидуальный проект, тема, цель, задачи, проблема, методы, гипотеза, продукт, классификация проектов, структура проектов, презентация.

Уже несколько лет учителя начальной школы работают по новым образовательным стандартам, в соответствии с которыми устанавливаются высокие требования к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным). Достижению этих результатов как нельзя лучше способствует проектная и исследовательская деятельности. Почему? Давайте внимательно прочитаем Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, пункты 10, 11)
Личностные результаты предполагают:
— «овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
— наличие мотивации к творческому труду, работа на результат».
«Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений». [10]

В рамках проектной деятельности дети сами выбирают тему, ставят цель, собирают необходимый материал, ребята мотивированы на получение результата. Согласитесь, эффективность такой работы будет высока! Поэтому учителю необходимо стать руководителем проекта, чтобы помочь своим ученикам в овладении новым видом деятельности.
Но, как показывает практика, многие учителя не готовы быть руководителями проектов, поскольку сами недостаточно хорошо ориентируются в данном виде деятельности. Им необходимо найти ответ на ряд волнующих их вопросов: «Как выбрать тему?», «Как сформулировать цель?», «Что такое задачи?», «Чем проект отличается от исследования?», «Какие требования предъявляются к презентации?». В этой статье я хочу поделиться своим опытом организации проектной и исследовательской деятельности.
Разобраться во многом мне помог цикл вебинаров Матвеевой Н.В. и Долговой Г.И. о проектной деятельности в начальной школе. Прослушать их можно на сайте «Бином. Лаборатория знаний» в разделе «Вебинары» (информатика). [6]
Очень полезными оказались дистанционные курсы «Основы исследовательской и проектной деятельности» [3], организованные Центром Педагогического Мастерства. [11]
Следует отметить, что работы учеников начальной школы не могут быть такими же глобальными, как научные исследования взрослых. Многие из них будут носить, скорее всего, реферативный характер и окажутся небольшими по объёму. Но тем не менее среди них окажутся такие работы, которые можно будет с гордостью продемонстрировать на конференциях и конкурсах межрайонного и городского уровня.
Вот уже несколько лет учителя нашей школы стремятся создавать такие условия, чтобы каждый ученик в течение года выполнил проектную или исследовательскую работу. В сентябре ученикам предлагается выбрать тему. В ноябре в классах проходят общественные слушания, на которых каждый выступающий в течение 1-2 минут защищает проектную идею, которая состоит в том, чтобы четко сформулировать цель и задачи, актуальность проблемы, план, озвучить гипотезу или предполагаемый продукт проекта. Эксперты, в роли которых обычно выступают два учителя, оценивают выступление по нескольким критериям и выставляют баллы в лист оценки участников общественных слушаний. В апреле на таких слушаниях ученики представляют результаты своей работы. Эксперты оценивают участников уже на основе других критериев. Проекты и исследования предлагается оформить в соответствии с правилами, познакомиться с которыми можно на сайте Московского городского конкурса проектных и исследовательских работ. [7] Работы, набравшие наибольшее количество баллов, рекомендуются для участия в школьной конференции «Успех», которая обычно проходит в конце апреля. Победители участвуют в межрайонной конференции Московского городского конкурса проектных и исследовательских работ и других городских конкурсах.

Принимая участие в межрайонной конференции МГК в качестве эксперта, я увидела, что руководители и авторы не всегда правильно обозначают вид работы. Иногда текст представляет собой интересное исследование, но работа заявлена как проект. В следствие чего ребенок получает низкий балл, поскольку исследовательская работа и проект оцениваются по разным критериям.
Леонтович А.В. в курсе «Основы исследовательской и проектной деятельности» дает очень точное и ясное определение таких понятий, как «проект» и «исследование»: «Проект («брат» исследования, находящийся с ним в родстве, но имеющий принципиально другую природу) направлен на создание того, чего еще не существует (например, нового здания, компьютерной программы, социального эффекта и т. д.) и предполагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Проектирование — это создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства. 
Примеры:
Выступление
Презентация
Исследование направлено на то, чтобы узнать что-то новое о предметах и явлениях вокруг нас — подчас хорошо знакомых и обыденных. Это получение новых знаний с помощью практической деятельности — сбора и анализа экспериментального материала».
Примеры: 
Печатная работа
Выступление
Презентация
Таким образом, отличительным признаком проекта является создание продукта, но, поскольку исследование в начальной школе предполагает формирование у учеников новых образовательных умений, которые мы тоже можем считать продуктом, то, применительно к начальной школе можно говорить о так называемом исследовательском проекте, как одном из видов проекта.
Существуют различные классификации проектов. Мне нравится уровневая классификация, предложенная в ходе одного из вебинаров, Матвеевой Н.В.:
1 уровень (самый простой) – информационный проект;
2 уровень (базовый) – практико-ориентированный проект;
3 уровень (базовый) – исследовательский проект;
4 уровень (высокий) – творческий проект;
«1 уровень (самый простой) – информационный проект: участники проекта самостоятельно получают информацию, данные об объекте на основе анализа литературных источников, текстов, иллюстраций, артифактов, созданных другими людьми. За основу берется ожидаемый результат.
2 уровень (базовый) – практико-ориентированный проект: создается реальный, материальный объект с запланированными, заданными свойствами и функциями на основе модели, рисунка, эскиза, описания или чертежей.
3 уровень (базовый) – исследовательский проект: участники проекта самостоятельно получают информацию, данные об объекте на основе личного наблюдения или эксперимента (опыта) – непосредственно или на модели. За основу берется проблема и гипотеза.
4 уровень (высокий) – творческий проект: участники проекта самостоятельно создают НОВЫЙ, ранее не существовавший объект – с новыми свойствами, функциями, отношениями в натуральную величину из натуральных материалов или в виде модели/макета». [4]

Не стоит ждать от детских проектов практической и социальной значимости. Ученик начальной школы не может создать модель нового технического устройства и предложить решение социальных проблем. Любую детскую работу мы должны оценивать с позиции её актуальности для самого ребёнка. Учебная исследовательская и проектная деятельность направлена на саморазвитие ученика.
Каковы основные этапы работы над проектами в начальной школе? Сначала необходимо выбрать тему. Затем переходим к сбору информации. Далее необходимо проанализировать и систематизировать материал. Последним шагом станет презентация проекта.
Структура проектов будет различной в зависимости от вида работы.
Информационный проект включает в себя:
— определение темы, её обоснование;
— формулировка целей и задач;
— описание методов;
— обзор литературы;
— анализ полученных результатов;
— выводы.
Практико-ориентированный проект:
— определение и обоснование темы;
— формулировка целей и задач;
— изучение информации в литературных источниках (описание продукта, технологическая карта (алгоритм, чертеж, эскиз);
— самостоятельное воспроизведение определённого процесса общеизвестным способом;
— анализ полученных результатов;
— выводы.
Исследовательский проект:
— определение темы;
— постановка проблемы;
— обоснование актуальности исследования;
— определение объекта и предмета исследования;
— формулировка целей и задач;
— выдвижение гипотезы;
— обзор литературы;
— описание методов;
— план исследования;
— сбор собственного материала;
— анализ полученных результатов;
— собственные выводы.
Творческий проект:
— определение темы;
— команда проекта с указанием функций каждого участника;
— обоснование актуальности проекта и описание проблемы;
— анализ существующих решений;
— формулировка целей и задач;
— план работы с описанием основных этапов и промежуточных результатов, отражающих реальный ход работ (дорожная карта проекта);
— список использовавшихся ресурсов;
— подробное описание достигнутого результата (продукта);
— подтверждение полученного результата (фото, видео, модель, макет).

Следует остановиться на характеристике некоторых проектных понятий.
Тема. Выбор темы проекта, на мой взгляд, является одним из самых важных этапов. Оригинальность темы, свежий взгляд на привычные вещи определяет успешность всей работы. Хорошо, если ученики и руководитель обладают творческим мышлением. А как быть, если не удаётся выбрать тему проекта? Поскольку эффективность работы определяется степенью заинтересованности ребёнка, то и тему проекта надо искать в сфере его интересов.
Можно воспользоваться списком работ, представленным на сайте МГК. [8] Читая названия проектов, легче определиться с собственной темой.
Проблема – вопрос, требующий решения, противоречие между желаемым и возможным. Проблема возникает у ребёнка от незнания, недостатка опыта. Данное понятие является обязательной составляющей исследования, определяет его цель. Решить проблему – это значит добыть знания по этой теме.
Актуальность – важность, значительность чего-либо. Данный аспект обязательно учитывается при оценке проектов на конкурсах. Необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время? Оценивая актуальность, думаю, правильнее будет рассматривать работу не с точки зрения значимости для науки, общества, страны, а с точки зрения значимости для ребёнка, его развития. Если тема интересна и важна для ученика, значит, она актуальна!
Цель – это прогнозируемый результат, который необходимо получить в итоге. Цель должна быть одна. Цели исследования и проекта различаются. Исследование направлено на получение новых знаний. Поэтому правильно будет начать формулирование цели с глаголов: выявить, показать, выяснить, исследовать, изучить, установить, проверить, проанализировать. Результатом проекта должен стать продукт. Здесь будут уместны такие глаголы: разработать, создать, построить, сделать.
Задачи – это шаги, последовательные этапы выполнения работы, необходимые для достижения поставленной цели. Как правило, работу над проектом мы начинаем со сбора информации, изучения литературных источников. Поэтому первую задачу следует обозначить так: « изучить (или собрать) информацию о…». Далее мы работаем с этой информацией: «проанализировать», «провести сравнительный анализ», «сделать выводы». Остальные задачи определяем, исходя из нашей цели.
Объект исследования – это явление, процесс, предмет, вещество, на которое мы смотрим. Образно говоря, это картинка, которую мы можем повесить на доску.
Предмет исследования – это то, что нас в этом объекте интересует. Тот вопрос, на который мы хотим найти ответ. Именно предмет определяет проблему исследования.
Приведем примеры. Объект исследования: храмы Москвы, предмет исследования: архитектура и символика храмов. Объект: аквариум и его обитатели, предмет: правильное содержание аквариума. Объект: московские улицы, предмет: историческое прошлое и настоящее Москвы на примере ее старых улиц.
Гипотеза – предположение (догадка), которое высказывает исследователь. Гипотеза требует подтверждения, она может быть доказана, опровергнута, частично доказана в ходе исследования. Не стоит делать гипотезой в детской работе общеизвестные, очевидные факты. Допустим, «если цветок не поливать, то он завянет».
Методы. Метод – путь исследования, способ достижения цели, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. [2]
Существуют различные методы исследования: изучение источников, анализ документов, наблюдение, измерение, хронометрирование, анализ, синтез, обобщение, аналогия, модификация, формализация, опрос, интервью, анкетирование, тестирование, эксперимент, моделирование. Характеристику методов можно послушать на вебинаре Матвеевой Н.В. [5]
Ресурсы. Это понятие более характерно для взрослых проектов, но используется в качестве одного из критериев оценки проектов на конкурсах проектных и исследовательских работ. Поэтому стоит на него обратить внимание и указать, что необходимо для реализации проекта (какие материалы, финансовые средства, консультанты, сколько времени предполагается потратить на реализацию проекта).
Дорожная карта проекта или план выполнения проекта. Здесь надо представить график выполнения проекта, рассчитав время и необходимые ресурсы, указав методы работы. Дорожную карту проекта удобно оформить в виде таблицы.
Продукт проекта. Продуктом детского проекта может быть любой вербальный или материальный объект, придуманный и созданный учеником. Вот возможные варианты продуктов: макет, книга, альбом, картина, видеофильм, презентация, рассказ, викторина, сценарий праздника, экскурсия, мастер-класс, рецепт, инструкция, памятка, лэпбук, поделка. Думаю, вы сами сможете продолжить список. Любой из этих продуктов легко сможет превратить реферативную работу в проект. Изучив литературу о Бабе-Яге, можно не просто подготовить выступление о результатах своей работы, а придумать викторину об этом довольно неоднозначном сказочном персонаже. Познакомившись с правилами содержания аквариума, можно всю информацию собрать в альбом и оставить его в классе, чтобы все дети могли ею воспользоваться. Одна моя первоклассница получила в подарок набор для изучения китайских иероглифов. Она рассказала одноклассникам о том, как и чем писали в Китае, как появились иероглифы, а потом провела небольшой мастер-класс. Теперь все дети нашего класса умеют писать иероглиф «чай»!
Выводы должны быть лаконичными, вытекать из результатов исследования. Перед тем, как мы начнём писать эту часть работы, откроем задачи, прочитаем их. Выводы должны соответствовать поставленным задачам. Выводы автор делает самостоятельно, а не берёт из литературных источников.
Вся структура проекта подробно описывается в печатной работе. Я не имею в виду, конечно, статью в журнале. Полный текст работы набирается на компьютере, а потом распечатывается на принтере и скрепляется.
Остановимся на правилах оформления работы.
Титульный лист должен содержать следующие сведения: полное название школы, название работы, сведения об авторе и руководителе работы, год написания работы.
Содержание помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять названия глав в тексте.
Список использованной литературы располагается в конце работы. Источники указываются в алфавитном порядке.
Оформление ссылок. В своих работах школьники широко используют цитирование других авторов. По-другому и быть не может, ведь это учебные работы, а не научные исследования. Учащиеся ищут ответы на свои вопросы в энциклопедиях, статьях, книгах. Задача руководителя состоит в том, чтобы научить своих подопечных корректному цитированию источников. Цитату берём в кавычки и оформляем сноску. Для этого ставим курсор после цитаты. Нажимаем сочетание клавиш CTRL+ALT+F. О правилах оформления ссылок вы можете узнать из вебинара руководителя Лаборатории инновационных проектов (ГБОУ Школа №1517) Е.И.Давыдовой-Мартыновой. [1]
Проверка на плагиат. Эксперты межрайонных и городских конкурсов обычно проводят проверку работ на наличие заимствований и определения доли оригинальности текста. Поэтому полезно провести самопроверку. Сделать это можно в системах «Антиплагиат» и «TXT.RU». Больше информации по данной теме вы также найдете в вебинаре Е.И.Давыдовой-Мартыновой. 
Пример: Печатная работа

После оформления результатов работы необходимо подготовиться к публичной защите проекта, которая может проходить в различных форматах. Например, стендовая защита. Но конкурсы для начальной школы обычно проходят в формате устных выступлений, которые сопровождаются компьютерной презентацией. Поэтому необходимо составить текст выступления и подготовить компьютерную презентацию.
Выступление – это краткое изложение содержания проекта. Оно должно содержать сведения об авторе работы, название темы, цель, задачи, методы, основное содержание, рассказ о продукте, выводы. 
Пример: Выступление

Золотое правило: выступление должно длиться 5-7 минут, не больше! Это правило озвучивают на всех конкурсах. Но как же часто его нарушают! Представьте, в секции должны выступить 10-12 человек, и каждый выступает по 7 минут. Несложно подсчитать, что работа секции продлится 1ч10мин – 1ч25мин. А если выступления длятся по 15 минут, да ещё выступающий читает свой текст по слогам?
Текст сообщения надо продумать, напечатать и выучить наизусть. Выучить будет легче, если разбить весь текст на части. Каждая часть соответствует одному слайду. Ребёнок смотрит на слайд и проговаривает соответствующий кусок текста. Далее ученик тренируется дома: выступает перед членами семьи, переключая слайды самостоятельно. Обязательно нужно засечь время выступления. Если оно выходит за рамки дозволенного, речь надо сократить. Потом ученик выступает перед одноклассниками. Отвечает на их вопросы. Если учитель планирует отправить проект на школьную конференцию, то необходимо организовать для данного учащегося ещё 1-2 выступления в других классах. Такая практика выступлений помогает снять зажим, раскрепоститься, научиться отвечать на вопросы по проекту.
Презентация сопровождает устное сообщение. Она не должна быть перегружена текстом, написанным мелким шрифтом. Тем более не стоит на слайдах дублировать текст выступления. Презентация должна содержать иллюстративный ряд: фотографии, картинки, диаграммы, графики, таблицы, ключевые слова. То, что сделает выступление наглядным, понятным, привлекательным. Хотите рассказать о различных видах бабочек? Разместите на слайдах красивые фотографии и названия бабочек, а интересные сведения о них расскажите устно. Сравнивая правила бейсбола и лапты, на слайд можно поместить эмблемы Федераций, биты и мячи, но не правила этих игр. В презентации должно быть 10-14 слайдов. Первый слайд, как и в печатной работе, должен содержать информацию о работе: название работы, сведения об авторе и научном руководителе, название и номер учреждения, год. На второй слайд стоит поместить цель, задачи. На последнем слайде необходимо указать список источников информации. Один из последних слайдов надо посвятить выводам. 
Пример: Презентация
Стоит отметить, что у детей начальной школы, особенно если они будут выступать со своими результатами работы только в классе, может отсутствовать печатная работа. Ученик может принести в класс макет, поделку, плакат и устно рассказать об этом продукте. Учащийся также может всю собранную информацию (фотографии, диаграммы, текст) разместить на слайдах компьютерной презентации. В этом случае, презентация будет выполнять функцию печатной работы. 
Пример: Презентация

Если же руководитель проекта планирует участие своих учеников в городских конкурсах, то необходимо подготовить все составляющие проекта: печатную работу, продукт (если это творческий проект), текст выступления и компьютерную презентацию.
Организуя проектную деятельность в своём классе, учитель увидит, как работы учеников становятся все интереснее и сложнее с каждым годом, а самостоятельность проектантов растёт. Продолжая заниматься проектной деятельностью в старших классах, ученик достойно пройдёт аттестацию по предмету «Индивидуальный проект», предусмотренный учебным планом старшей школы.
Подводя итог вышесказанному, хочу отметить важность и высокую значимость проектной и исследовательской деятельности учащихся. В результате такой работы развивается исследовательский тип мышления, критичность, самостоятельность. Все эти качества так необходимы современному человеку! Они помогут учащимся стать успешными в любом виде деятельности, востребованными в профессиональной сфере!

Источники:
1.Давыдова-Мартынова Е. И. Плагиат. Современные системы проверки уникальности текста. Антиплагиат. Правила цитирования. [Электронный ресурс]. URL:http://mgk.olimpiada.ru/news/28/ (дата обращения: 10.05.2019).
2.Краткий словарь философских терминов. [Электронный ресурс]. URL:
http://nenuda.ru/краткий-словарь-философских-терминов.html (дата обращения: 08.05.2019).
3.Курс «Основы исследовательской и проектной деятельности». [Электронный ресурс]. URL: https://edu.olimpiada.ru/edu-data/plan/projects-introduction10 (дата обращения: 02.05.2019).
4.Матвеева Н.В. Особенности исследовательского проекта в начальной школе. [Электронный ресурс]. URL: https://youtu.be/n4tgghGbmG8 (дата обращения: 04.05.2019).
5.Матвеева Н.В. Продукт и планируемый результат проектной деятельности в начальной школе. [Электронный ресурс]. URL: https://youtu.be/vSQjh3kGtIo (дата обращения: 04.05.2019).
6.Матвеева Н.В. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lbz.ru/video/matveeva/rol-i-znachenie-proektnoy-deyatelnosti-dlya-dostizheniya-novogo-obrazovatelnogo-rezultata-nachalnogo/ (дата обращения: 01.05.2019).
7.МГК. Правила оформления работ. [Электронный ресурс]. URL: http://mgk.olimpiada.ru/publishing_rules (дата обращения: 08.05.2019).
8. МГК. Работы. [Электронный ресурс]. URL: http://mgk.olimpiada.ru/work/ (дата обращения: 07.05.2019).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/197127/paragraph/3:0 (дата обращения: 22.05.2019).
10. Центр Педагогического Мастерства [Электронный ресурс]. URL: https://edu.olimpiada.ru

Чудук Ольга Олеговна,
учитель начальных классов
ГБОУ г. Москвы «Школа №939»
ochuduk@yandex.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.