Межпредметные связи: применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка

271

 

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема применения современных информационно-коммуникационных технологий с целью повышения эффективности учебного процесса. Автор проводит сравнительный анализ использования наиболее популярных программ для представления мультимедийного материала – облачного сервиса Prezi и Power Point. В качестве инструмента, который позволяет оперативно получать обратную связь от аудитории (в данном случае, от учащихся), а также организовывать фронтальные опросы, используется программа Plickers. Применение вышеуказанных программ рассматривается на примере фрагмента урока английского языка. Однако стоит подчеркнуть, что универсальность синтеза данных инструментов позволяет использовать Prezi и Plickers как на уроках гуманитарных предметов, так и занятиях естественнонаучного цикла.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, Plickers, Prezi, тестирование, qr-код, обучение.


Сервис для создания презентаций Prezi.com предоставляет большие
возможности для визуализации учебного материала. Так, в процессе исследований Гарвардского университета было выявлено, что Prezi является более эффективным инструментом для демонстрации информации, чем широко известный Power Point.
Программа Plickers, в свою очередь, позволяет минимизировать
возможные «списывания», так как каждое изображение qr-кода уникально.
Возможности применения данной программы на этапе рефлексии почти
безграничны. Это хорошо прослеживается в ходе финального опроса, в процессе которого становится очевидным, насколько понравился урок детям, и усвоился ли новый материал.
На сегодняшний день Power Point является самым популярным
инструментом для создания презентаций, однако в последнее время
наблюдается отрицательная тенденция: наблюдается падение интереса к данному способу демонстрации материала.
В связи с этим мы обратились к облачному сервису Prezi, чтобы разработать визуальный способ подачи материала с целью повышения интереса учащихся к подобным формам обучения.

Для сбора статистических данных, которые необходимы для сравнения эффективности представления информации посредством Power Point и Prezi, мы проанализировали исследование, проведенное некоммерческой организацией Public Library of Science (PLOS, ранее также PLoS, Общественная научная библиотека), авторы которого рассматривали проблему влияния способа подачи информации на восприятие материала учениками.
Данный вопрос рассматривался с психологической точки зрения (изучались ментальные механизмы, определяющие эффективность коммуникации и механизмы повышения качества выступлений). В рамках исследования Plos сравнили эффективность трех распространенных форматов коммуникации: устная подача материала, PowerPoint и Prezi презентации. Помимо стандартной устной формы выступления без каких-либо визуальных опор в исследовании рассматриваются презентации, так как они наиболее часто лежат в основе публичных выступлений, научных лекций и в том числе используются в рамках занятий школьного образовательного процесса. В исследовании анализируются продукты Power Point и Prezi, так как они пользуются наибольшей популярностью и представляют разные подходы подачи информации.
Линейный формат показа слайдов PowerPoint может снизить
когнитивную нагрузку, помочь зрителям сфокусировать внимание и
сделать логический анализ данных наиболее простым, в то время как карты Prezi, включающие в себя обилие анимации, способны запустить механизм ориентирования и концептуального понимания информации, а также привлечь внимание за счет сторителлинга.
Проанализировав результаты проведенных опросов, исследователи приходят к выводу, что Prezi презентации воспринимаются как наиболее организованные, увлекательные, убедительные и эффективные по сравнению с PowerPoint презентациями и устными выступлениями. Так, статистические данные участников эксперимента можно увидеть, посмотрев на Рисунок 1 и Рисунок 2. В таблицах представлены усредненные данные анкетирования участников эксперимента. Испытуемым предлагалось оценить презентации, выполненные с использованием Prezi и Power Point без каких-либо зрительных опор, по пятибалльной шкале (1-очень плохо, 5-превосходно), опираясь на следующие характеристики: организованность демонстрируемого материала, увлекательность, убедительность и эффективность. Результаты анализа восприятия приложений представлены на Рис.1 и Рис.2, где “ppt” соответствует программному обеспечению Microsoft PowerPoint, а “УП”- устному посланию.


При этом более высокая заинтересованность аудитории к Prezi презентациям не связана с эффектом новизны. Участники, которые были менее других знакомы с этим программным обеспечением, не давали ему более высокой оценки, чем та часть аудитории, которая имела опыт работы с данной программой ранее. Внедрение подобного формата подачи материала в преподавательскую деятельность позволит создавать более увлекательные и убедительные презентации и добиваться лучших результатов в ходе освоения нового материала на уроках.
Помимо непосредственно подачи материала, мы также рассмотрели
способы повышения качества тестирования, проводимого во время уроков. В рамках данного исследования мы рассматривали наименее затратные по времени и наиболее эффективные способы данного вида проверочной работы. Данную проблему позволило решить приложение Plickers.

Краткая характеристика приложения Plickers:
Основу технологии работы с Plickers составляют мобильное
приложение, сайт и распечатанные карточки с QR-кодами. Каждому
учащемуся выдаётся по одной квадратной карточке, которая имеет четыре
стороны. Каждой стороне соответствует свой вариант ответа (A, B, C, D),
который указан на самой карточке. Учитель задаёт вопрос, учащийся
выбирает правильный вариант ответа и поднимает карточку
соответствующей стороной вверх (Рис.3).

Учитель с помощью мобильного приложения сканирует ответы детей в режиме реального времени (для считывания используется технология дополненной реальности). Результатысохраняются в базу данных и доступны как напрямую в мобильном приложении, так и на сайте для мгновенного или отложенного анализа.
Также стоит обратить внимание на то, что учащиеся во время тестирования не используют телефоны. Хотелось бы подчеркнуть, что применение Plickers на уроках обеспечивает:
— экономию времени при объяснении, закреплении материала;
— представление результатов проверки в более наглядном, доступном для
восприятия виде;
— постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися.

Для проведения последующего анализа программы Prezi необходимо дать определение термину «облачные технологии». Обычно объяснение состоит в том, что это абсолютно любая услуга, оказываемая в сети Интернет.
Облачная обработка данных как концепция включает в себя такие понятия:
-инфраструктура как услуга;
-платформа как услуга;
-программное обеспечение как услуга;
-данные как услуга;
-рабочее место как услуга.
Prezi — это облачный сервис, позволяющий создавать нелинейные
презентации. В одном информационном пространстве пользователь может
осуществлять переходы к различным локациям. Данную технологию можно
широко применять на уроках в качестве конструктора для мультимедиа
файлов, так как программа Prezi позволяет легко вставлять в презентации
различные файлы. Программа также может работать и в локальном режиме
без доступа в Интернет. Для подобного использования программы необходимо загрузить Prezi classic desktop (однако следует подчеркнуть, что данная программа является лишь клиентской частью программы для сайта).
Использование Prezi на уроках позволяет повысить эффективность занятий, так как данный способ демонстрации материала может быть использован в рамках педагогической игры, мотивирующей к участию всех учеников класса.
Используемые жанры педагогической игры:
1. Викторина в сочетании с программой Plickers;
2. Квест в сочетании с программой Plickers;
3. Виртуальное путешествие
Все выше перечисленные жанры игр объединяются использованием
технологии погружения. В рамках данного исследования мы рассматриваем возможности синтеза двух программ Prezi и Plickers на примере фрагмента урока английского языка. Краткое описание практического синтеза двух вышеупомянутых программ представлено ниже.
Фрагмент урока:
В данном фрагменте урока мы совмещаем элементы квеста, урока-путешествия и рефлексию.
На первом слайде презентации Prezi мы поместили изображение Лондонского
Биг Бена, который является отправной точкой во время путешествия по Лондону.
Затем учащиеся прослушивают видео-вставку с инструкциями о том, как
добраться до места назначения. Для замены фона на любой видеозаписи мы
использовали программу Adobe after Effects cc2017 (необходима программа
не ниже данной версии).
Далее дети самостоятельно следуют прослушанным инструкциям и,
используя карту (печатную либо электронную), добираются до пункта
назначения. После выполнения задания учитель проводит опрос при помощи
программы Plickers (Рис.4).

Так, Plickers позволяет оперативно провести тестирование с двумя возможными ответами «верно/ неверно», где в качестве вопроса может быть использован не только текст, но и иллюстрация (Рис.5), а также вопрос с 4 возможными вариантами ответа (Рис.6).

Проанализировав статистику по выполненным заданиям, учитель демонстрирует учащимся правильный маршрут. Для создания 3D макета или виртуальной экскурсии возможно использовать программу Kolor Panotour pro.
Также следует отметить важность этапа рефлексии во время урока, являющегося необходимым компонентом для создания развивающей образовательной среды. Повысить эффективность рефлексии позволяет совместный анализ статистики ответов учеников. Для диагностики и сбора статистики успеваемости учащихся используются qr-коды.

Очевидно, что на сегодняшний день применение ИКТ на уроках даёт возможность учителю представлять большой объем демонстрационного материала из разных источников, показывать найденную информацию в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей учащихся и в соответствии с особенностями программы.
Благодаря применению программ Prezi и Plickers у учащихся повышается интерес к изучению предмета на уроке. Так, во время тестирования с использованием Plickers ученики с удовольствием отвечают на вопросы в связи с тем, что тестирование включает элементы игры. Таким образом, снижается тревожность учащихся перед предстоящим контролем и повышается мотивация к учебе.
Стоит также отметить, что применяемые техники могут быть успешно
реализованы как на уроках гуманитарных предметов, так и на уроках
естественнонаучного цикла.


Литература:
1. Горчаков Д. Prezi — инструмент для создания интерактивной презентации в режиме онлайн. [Электронный ресурс]. — URL: http://te-st.ru/tools/prezi/
2. Мухлаева А. С. Использование приложения PLICKERS для проведения опроса на уроках // Инновационные подходы в современной науке. сб. ст. по материалам XI междунар. науч.-практ. конф. — № 11 (11). — М., Изд. «Интернаука», 2017. — 188.- С.65 // https://www.internauka.org/conf/inno/xi
3. Трайнев В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании, издательско-торговая корпорация «Дашков и К». — М.: Дашков и К, 2011. — 317 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. — М.: Просвещение, 2013. — 63 с.

Касимова Диана Ильдусовна,
учитель английского языка
ГБОУ города Москвы «Школа № 97»
kasimova.di@gmail.com

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.