Проектная деятельность как средство обучения младших школьников основам информационной и читательской грамотности

331

 

Аннотация: В статье представлен опыт работы по организации и реализации поисковой и проектной деятельности младших школьников. Педагогический замысел представленного проекта связан со стремлением активизировать познавательную деятельность младших школьников с целью формирования информационной и читательской грамотности.

Ключевые слова: информационная грамотность, проектная деятельность, рефлексия, экология, Красная книга города Москвы, загадки.

Одной из важнейших задач в современном образовании является формирование у детей умения получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, использовать различные способы поиска (в справочных источниках, в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет). Уже в начальной школе учащиеся приобретают первичные навыки работы с информацией.
Но какими же способами, средствами у учеников пробудить желание
познавать и формировать исследовательскую мотивацию, чтобы они захотели
находить нужную, интересную им информацию, понимать её и сообщать другим?
Данную проблему помогает решать, как мне кажется, проектная деятельность, основанная на приоритетности детских интересов. Именно интерес, как правило, лежит в основе желания познавать, исследовать.

Наблюдая и анализируя действия, поведение, проявление индивидуальных качеств, интересов младших школьников на учебных занятиях, я заметила, что больше всего им нравятся уроки Окружающего мира и Литературного чтения, где речь идёт о живой природе. Ребята любят слушать и читать рассказы, статьи о необычном поведении животных, о растениях. И важно отметить, что при этом они задают много вопросов. К тому же дети с большой охотой отзываются на предложение учителя самим подготовить сообщение о животных или растениях и выступить с ним на уроках Окружающего мира. Они сразу приняли моё условие: не только сделать сообщение, но и продумать вопросы для слушателей по теме своего доклада, чтобы проверить, насколько внимательно присутствующие в классе слушали выступающего. И можно сделать вывод, что дети грамотно сформулировали вопросы: было очевидно, что они понимали, о чём идёт речь в сообщении. Значит, материал готовили сами.
В дальнейшем я обратила внимание на то, что мои ученики стали готовить сообщения даже тогда, когда им не давалось такого задания. Сами перед уроками подходили и говорили: «Я сегодня хочу рассказать о …» или «Я принёс поделку (модель) и хочу об этом рассказать ребятам». При этом все выступления соответствовали темам наших занятий.

На одном из уроков Окружающего мира мы изучали тему «Животные и растения Красной книги». Дети с большим интересом осваивали материал. В конце урока я им рассказала, что существует «Красная книга города Москвы», где собраны редкие и находящиеся на грани исчезновения виды животных и растений, встречающиеся на территории нашего города. Затем я предложила им выяснить, какие именно животные и растения, записанные в Красной книге города Москвы, можно встретить в столице, а затем рассказать об этом в классе (где можно увидеть конкретно это животное или растение в Москве, сколько особей данного вида осталось в городе, описать внешние особенности, указать, что необычного в их поведении, в образе жизни, и наконец, что удивило в этом животном или растении). С детьми мы также обсудили, где можно найти «Красную книгу города Москвы».
Многие ученики с желанием отозвались на предложение поработать с книгой. И уже через неделю был проведён урок, на котором дети представили свои сообщения о редких и исчезающих видах животных и растений нашего города. Занятие получилось интересным, вовлечены в процесс были все ученики класса. В результате получилась серия уроков, посвящённая теме «Красная книга города Москвы». Дети неожиданно для себя узнали, что в нашем городе живут очень необычные животные: ласка, горностай, дубонос, несколько видов летучих мышей. Ребятам также стало известно о существовании редких растений: волчье лыко, вороний глаз, несколько видов папоротников.
Похвалив учеников за их качественную работу, я поставила перед ними вопрос: «Что надо сделать, чтобы ваши сообщения сохранились, и можно было бы при желании ещё раз их прочитать?» Задав этот вопрос, я навела детей на мысль о создании книги – альбома.
У детей возникли некоторые вопросы:
1) как сделать книгу?
2) какой материал в неё поместить? (ведь о животных и растениях можно прочитать и в энциклопедии, и в Интернете);
3) как оформить листы, обложку? как собрать книгу?
А самый главный вопрос заключался в следующем: книг-самоделок о животных и растениях, занесенных в Красную книгу, создано много, чем же будет оригинальна такая книга? Здесь нам помогли уроки Литературного чтения. Одно из творческих заданий заключалось в сочинении своих загадок о животных. Таким образом, изучение темы «Народные загадки о животных» помогло нам в выполнении нового задания. Ребята охотно согласились и решили самостоятельно придумать загадки о растениях и животных Красной книги. Такой вид деятельности помогает ребёнку осмыслить ту информацию, которую он использовал в своём сообщении, а также учит детей не слепо копировать, а создавать в результате работы свой оригинальный «продукт».

Приведем пример некоторых загадок:
Васильева София:
«Этот цветок распускается в мае.
Белые колокольчики он надевает». (Ландыш)
Краснощёкова Вероника:
«По легенде мой цветок клады открывает.
Говорят, что раз в году чудо то бывает.
Но скажу начистоту,
Я вообще-то не цвету». (Папоротник)
Оганесян Давид:
«Птицей по ночам летает,
Бабочек он съедает,
Днём висит вниз головой,
В метро прячется зимой». (Бурый ушан).

Мы обсуждали всем коллективом на классных часах план реализации данной работы, проблемы, возникающие в процессе его исполнения, а также результаты нашей деятельности.
Изначально дети в процессе обсуждений были очень активны: спорили, голосовали за то или иное решение, если не могли договориться, думали, к кому можно обратиться за помощью. В ходе такой работы у младших школьников постепенно формируются коммуникативные умения. Дети учились формулировать собственное мнение и высказывать свою позицию, взаимодействовать с учителем и одноклассниками. Ребята соблюдали нормы и правила общения, считались с мнением друг друга и приходили к общему решению в ходе совместной деятельности.
В результате обсуждений ученики решили:
1) Поместить только самую интересную информацию о редких животных и растениях (особенности существования, необычные факты о видах животных и растений Красной книги города Москвы, места их нахождения в столице).
2) Придумать загадки о животных и растениях Красной книги.
«Ни в одной энциклопедии мы этого не увидели. И нам нравится загадывать и разгадывать загадки. А помогут в сочинении загадок уроки Литературного чтения и материал, который мы собрали», — говорили ребята.
3) Как продумать расположение материал и к кому обратиться за помощью в сборе, переплёте книги-альбома.
В работу над книгой-альбомом включились все ученики класса.


Самым трудным для детей оказалось аккуратно, без ошибок оформить свой лист книги. Некоторые дети переделывали работу по несколько раз.


В сборе и переплёте книги дети решили обратиться за помощью к родителям, которые охотно отозвались на просьбу детей и помогли собрать книгу-альбом. Ребята придумали название книги: «Загадки и истории Красной книги г. Москвы»

После того, как книга-альбом была сделана, я решила задать детям вопрос: «Как можно использовать нашу книгу, чтобы она не пылилась на полке?» Ведь очень важно, чтобы проектная работа не просто способствовала саморазвитию ребёнка, но и имела социальную направленность. В процессе такой работы происходит формирование умения передавать информацию, делиться результатами своей деятельности.
Ребята сразу сказали, что необходимо показать книгу в других классах. Но появился новый вопрос: «Как это сделать?».

Применив метод мозгового штурма, мы пришли к интересной мысли: используя нашу книгу, можно провести учебное занятие по Окружающему миру для учеников первых классов. Сразу возникли новые вопросы: каким образом и в какой форме организовать занятие и как убедить учителей первых классов, что эта книга полезна для проведения уроков?
Ребята разделились на две группы в соответствии с количеством начальных классов в нашем структурном подразделении. Распределение по группам происходило по собственному желанию. В один из учебных дней собрали в классе после уроков круглый стол, на котором составили сценарий занятия: обсудили и отобрали самые интересные истории и загадки о животных и растениях, решили, в какой последовательности стоит излагать материал (загадывать загадки в конце или в начале занятия), продумали возможные вопросы, которые нужно задать первоклассникам, чтобы они максимально вовлеклись в учебный процесс, а не просто слушали новый материал, наметили, когда состоятся предварительные репетиции будущих занятий, а когда сами уроки. Кроме этого, перед нашим обсуждением ребята проконсультировались с учителями первых классов по всем важным вопросам.
Вы можете ознакомиться со сценарием такого занятия:

Занятие: Красная книга Москвы

Занятие прошло продуктивно: первоклассники внимательно слушали рассказы о редких и исчезающих видах животных и растений, активно отвечали на вопросы, с удовольствием отгадывали загадки. Ответы их были верными, следовательно, они внимательно слушали и запомнили, о каких животных и растениях рассказывали им ребята.
После каждого занятия с первоклассниками мы обязательно проводили рефлексивный анализ. Ребята отвечали себе на вопросы: что им удалось осуществить в процессе проведения урока, а какие моменты вызвали затруднения. В целом, все учебные занятия в первых классах удались, и моим детям понравился такой вид деятельности. Они с удивлением обнаружили, что иногда им бывает страшно выступать, и отметили, как трудно удерживать на себе внимание первоклассников.
По окончании всей проектной работы мы с ребятами на классном часе подвели итоги, оценили результаты. Дети отметили, что в процессе такой работы они многому научились:
1) Как искать нужную информацию (в справочниках, в энциклопедиях, в Интернете);
2) Какое количество различных видов животных и растений на территории Москвы;
3) Распознавать виды неизвестных животных и растений, например: Андрена кроваво-красная, Многорядник Брауна, Ночница Брандта и др.;
4) Как сочинять загадки о животных;
5) Как делаются книги;
6) Попробовали себя в роли учителей (провели занятия в первых классах);
7) Учились преодолевать трудности: аккуратно оформлять листы книги и вовремя выполнять работу;
8) Узнали, что можно по книге провести занятие.

Дети говорили, что в результате стали внимательнее и бережнее относиться к животным и растениям. Некоторые ребята в нашем классе преодолели в себе страх выступать перед другими детьми. Они стали добрее и терпимее к окружающим людям.
Как видно, работа с учениками была проведена большая. Основными результатами данной проектной деятельности стали: формирование умения работать с большим объемом информации, умение формулировать понятные окружающим вопросы, а также давать грамотные и содержательные ответы, умение оценивать достоверность полученной информации, формирование навыков представления своих знаний.
И в конце хочется отметить: если тема работы действительно интересна ребёнку, у него появляется желание качественно осваивать материал, у педагога появляется благодатная почва для формирования необходимых образовательных компетенций. «Благодаря этому учащиеся могут определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы». [2 c.84] А это и есть шаг к самообразованию.


Список литературы:
1. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с аудиоприл. на электрон. носителе в 2 ч. Ч. 1. / [А. А. Плешаков] – 3-е изд. – М. Просвещение. 2013
2. «Ученическое проектирование и деятельностное содержание образования – стратегическое направление развития образования: Практическое руководство («философско-методологические рекомендации») // СОСТ. С. И. Краснов, Р. Г. Каменский, А. В. Гуревич. Под науч. Ред. Е. В. Хижняковой. М., Пушкинский институт, 2008.

Тихомирова Екатерина Андреевна,
учитель начальных классов
ГБОУ г. Москвы «Школа № 538 имени С.В. Гришина»
etichomirova@bk.ru