Интерактивная технология как инструмент формирования социально-личностных компетенций у обучающихся на уроках обществознания

98

О

Аннотация: в статье показана результативность использования педагогами ГБОУ г. Москвы «Школа № 1985»  интерактивных технологий в рамках конвергентных уроков «обществознание-психология» при изучении основ социальной психологии. Описан принцип составления заданий на основе данных о реальных случаях из жизни подростков. Показано преимущество изучения смежных предметов в повышении учебной мотивации и формировании социально-личностных компетенций, что способствует приобретению обучающимися системных знаний, универсальных навыков и приемов. По мнению авторов, анализируя конкретные жизненные ситуации, школьники быстрее обучаются алгоритму действий в различных ситуациях, видят перспективу для саморазвития и самореализации личности, становятся успешнее в социальном взаимодействии.


Ключевые слова: решение ситуационных задач, практические навыки, тренинги, социально-личностные компетенции, интерактивные технологии, конвергенция.
Современная система образования в большей степени ориентирована на развивающую сторону обучения и предполагает формирование у школьников умения учиться как условие успешности их обучения и развития.


В первую очередь, интерактивная технология обучения подразумевает активное взаимодействие между учениками. На уроках применяются моделирование различных жизненных ситуаций, ролевые игры, решение вопросов в группах и другие различные виды обучения, что делает урок интересным и насыщенным. Интерактивная технология направлена, прежде всего, на формирование междисциплинарной образовательной среды, которая и позволяет сформировать у школьников целостное представление об обществе, самом себе, социокультурном мире и реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Освоение содержания образования происходит за счет реализации проектно-исследовательской формы учебной деятельности, как движущего фактора в развитии естественного любопытства и мотивационных установок.
Основные функции данного подхода:

1) Мотивационная функция.
Определяет цели, ценности и результаты образовательно-познавательной деятельности обучающегося.
2) Организационная функция.
Организовывает взаимодействие обучающихся в рамках решения ситуационной задачи, основанной на описании реальной ситуации, помогает понять, какие этапы необходимо пройти для достижения цели.
3) Прогностическая функция.
Способствует развитию мотивационного и личностного потенциала за счет разницы между реальным знанием обучающегося и тем уровнем, который он желает достичь в процессе применения своих умений на практике. Закладываются основы для дальнейшего развития школьника.


Авторы статьи используют данную технологию при проведении конвергентных уроков «обществознание-психология» в групповом формате в процессе изучения основ социальной психологии.
На уроке обществознания на тему «Общение как взаимодействие» обучающимся предлагалось разыграть ситуацию, в которой должно быть организовано интерактивное общение между членами группы, в состав которой входят:
сверхобщительная девушка, которая терпеть не может разговоры о здоровье;
— застенчивый, ригидный спортсмен, у которого недавно была тяжелая травма;
— опытный массажист, и при этом доминантный собеседник;
— интроверт, который плохо владеет русским языком, он же специалист по восточной медицине, которому необходима практика.

Школьникам также надо было разработать рекомендации по организации интерактивного общения в группе и ответить на следующие вопросы:
1. Достигнуто ли понимание между членами группы?
2. Можно ли назвать взаимодействие между участниками группы интерактивным?
В процессе изучения темы «Общение как понимание» обучающимся предлагались следующие задания:

Задание 1
Составить синквейн «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ».

Задание 2 
Проанализировать ситуации и ответить на вопрос: Какие механизмы социальной перцепции отражены?

Ситуация 1:
Актеру нужно «подстроиться» под настроение персонажа, попытаться мыслить и чувствовать точно так же, как он. Для этого ему необходимо спародировать его речь, мимику и движения. Человек, исполняющий роль актера, стремится уловить характерные черты своего героя, чтобы потом отобразить их на сцене.
Ситуация 2: 
При прочих равных условиях люди труднее принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное отрицательное отношение (неприязнь, антипатия, ненависть).
Ситуация 3:
Ребенок хочет быть похожим на папу.
Ситуация 4:
Человек заступается за своего товарища в сложной конфликтной ситуации.
Ситуация 5: 
Школьник, анализируя прочитанное произведение, задает себе вопрос: Как бы я поступил в данной ситуации?

Задание 3
Проанализировать ситуацию и дать совет молодому человеку.
Ситуация: молодой человек в своей жизни не проявил каких-то выдающихся способностей. Он ничего не умеет и у него редко что-либо получается. Но он не прилагает никаких усилий, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. Другие люди часто говорят ему, что пора принимать меры, поменять свою жизнь, и молодой человек даже соглашается с советчиками. Но он продолжает ничего не делать и при этом испытывает разочарование в жизни, полностью утратил к ней интерес.
Далее необходимо дать ответы на следующие вопросы:
Насколько трудно было поставить себя на место молодого человека?
Как вы думаете, какие чувства испытывал молодой человек?
Трудно ли поставить себя на место другого человека, понять его переживания и на этой основе дать ему совет?

Задание 4
Обучающиеся класса делятся на группы по 5 человек. Каждая группа садится в круг. Им выдаются карточки, которые они держат перед собой. При этом сами они не видят написанного, текст виден другим участникам группы. Им дается тема для обсуждения и в процессе общения они должны догадаться, кто какую позицию занимал.
Позиции в общении:
— Обращайтесь со мной как с лидером
— Игнорируйте меня
— Спорьте со мной
— Выслушивайте меня внимательно
— Соглашайтесь со мной

Задание 5
Класс делится на две группы, каждой из которых раздаются одинаковые комплекты фотографий. Ребятам необходимо было описать характер человека по его внешним признакам и статусу в обществе. Например, под одинаковыми фотографиями у одной группы была подпись — преступник, а у другой – ученый. В зависимости от предлагаемого статуса человека изменялись описания школьников.
После завершения работы над заданием им предлагалось ответить на вопросы:
1) Какие механизмы социальной перцепции повлияли на мнения участников?
2) Какие признаки были интерпретированы и оценены?
3) Какие ошибки в восприятии проявились при описании характера человека?

В рамках урока по теме «Наука» обучающимся предлагалось рассмотреть вопрос «Какова роль науки в современном мире?» с позиции «ученых», «политиков», «обывателей», «реалистов». Ребята самостоятельно организовали учебное взаимодействие в группе, формулировали свою точку зрения и представили свои проекты. Анализ статей по данной тематике позволил определить проблемные точки в развитии науки на современном этапе и выделить перспективные направления.
На уроках обучающиеся знакомятся с конкретными ситуациями, основанными на реальных случаях из жизни подростков, пытаются разобраться в сути каждой конкретной проблемы и предложить возможные решения, выбрать из них лучшее. Задания также включали в себя вопросы, отвечая на которые, школьники могли составить более целостное представление об обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности. Работа с участниками велась в мини-группах из четырех-пяти человек.

В процессе решения ситуационных задач отрабатывались навыки распределения ролей (обязанностей) в команде; оперативного реагирования на ситуацию; принятия верного управленческого решения в условиях ограничений по времени. Такой подход позволяет быстрее обучать школьников алгоритму действий в различных ситуациях.
Обучающиеся отмечали, что данные уроки способствуют расширению имеющихся знаний и применению их на практике (57% опрошенных), улучшают навыки взаимодействия в классе (71% опрошенных), повышает интерес к учебе
(46% опрошенных). Результаты проведенной диагностики показывают, что повышение уровня мотивации происходит за счет соревновательного плана в контексте личностной и групповой успешности решения задач.
Мотивация влияет на продуктивность учебного процесса и определяет успешность познавательной деятельности. Процесс обучения только тогда станет для обучающихся радостным и привлекательным, когда они будут узнавать новое самостоятельно: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание путем вовлечения в процесс своих умственных, духовных сил. А это возможно только при самостоятельной учебно-познавательной деятельности с использованием современных педагогических технологий. Таким образом, успешная реализация интерактивной технологии способствует повышению учебно-познавательной мотивации на уроке.

Список литературы:

1. Обществознание. Профильный уровень. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебннкова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2014.
2. Радостева С. А. Технология проблемного обучения и самостоятельная деятельность обучающегося [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 158-160. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7096/ (дата обращения: 21.04.2019).

Горячев Павел Юрьевич,
учитель истории и обществознания
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1985»
p.u.goryachev@school1985.ru 
и
Конорюкова Инна Владимировна,
педагог-психолог
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1985»
tvkiv@mail.ru