Аннотация: в данной статье, авторы которой воспитатели, активно применяющие в открытой организованной образовательной деятельности авторские пособия, указаны примеры дидактического материала, изготовленного руками педагогов. Описание данной работы проиллюстрировано фотографиями, которые могут служить примером для изготовления пособий в дошкольных образовательных организациях. Это дает возможность творчески подойти к осуществлению образовательной деятельности.


Ключевые слова: демонстрационный материал, раздаточный материал, авторские пособия, дошкольное образование, образовательная область «Познавательное развитие».

Согласно ФГОС ДО одним из принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий детей.
При организации игры, которая является ведущим видом деятельности дошкольников, педагог может опираться на дидактические и игровые (фабричного изготовления) материалы, их разнообразие и правильная организация педагогической работы дают безграничные возможности для полноценного развития ребенка, способствуют появлению исследовательского интереса и желания созерцать и т.д.
Подбор материала для осуществления образовательной деятельности иногда вызывает трудности, особенно если речь идет о занятии, на котором перед родителями или коллегами педагог демонстрирует свои результаты работы. Готовые пособия, раздаточный и демонстрационный материал не всегда отвечают требованиям воспитателя и могут не подходить теме предполагаемого занятия. Самостоятельное изготовление необходимого материала даёт возможность учитывать потребности и возрастные особенности детей и тем самым развивать их познавательный интерес, способствовать проявлению творческих способностей, помогает демонстрировать свой педагогический потенциал.

Изготовление демонстрационного материала для занятий по формированию элементарных математических представлений

Формирование элементарных математических представлений — один из элементов образовательной области «Познавательное развитие», которая предполагает активное желание погружаться в исследование окружающего мира, развитие любознательности у дошкольников и высокую познавательную мотивацию. Без яркого, эстетически оформленного пособия педагогу тяжело организовать качественное по содержанию занятие, а вместе с тем сложно удовлетворить познавательный интерес детей. Иногда кажется, такие «самоделки» требуют больших временных и материальных затрат. Можем с уверенностью сказать, что это заблуждение. Изготовление пособий достаточно бюджетный вариант, все, что необходимо для работы, у воспитателя всегда есть в наличии, преимущество также в том, что потребуется немного времени, главное проявить фантазию и иметь желание обогатить педагогическую копилку.
Формирование элементарных математических представлений предполагает развитие понятий об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Рассмотрим пособия, направленные на развитие некоторых этих представлений.

Пособие 1: «Представления о форме»

Данное пособие было изготовлено для проведения открытого занятия в средней группе. По сценарию детей в гости пригласили матрешки и, будто радушные хозяйки, напекли ребятам пирогов различных геометрических форм. Среди выпечки можно было найти квадрат, овал, круг, треугольник и даже прямоугольник. Перед детьми стояла задача: помочь матрешкам вспомнить, в каком из пирогов скрывается та или иная начинка. Для этого воспитателю необходимо уточнить свойства геометрических фигур. Он должен задать наводящий вопрос, например: «У пирога с капустой четыре равных стороны и четыре угла. Какой геометрической формы пирог с капустой?» или «Пирог с мясом имеет три стороны и три угла. Какой геометрической формы пирог с мясом?» и т.д. После каждого верного ответа ребенок, вызванный к доске или мольберту, указывает на пирог, повторяя название соответствующей геометрической фигуры и проговаривает вслух её свойства, а дети, сидящие за столами, выбирают и показывают карточку с правильным изображением.
Данное пособие также можно использовать для оформления детских тематических выставок, например, к Международному дню хлеба или повара.
Необходимый для изготовления этого пособия материал: бумага для акварели, гуашь, гибкий магнит на клеевой основе.

Динамическая пауза для занятия: «Представления о форме»

Следующее пособие изготовлено для динамической паузы этого же занятия. Детям предлагается надеть на руки браслеты, изготовленные из мягкого фетра и бельевой резинки. Они отличаются по форме и цвету. Ребята совершают различные движения, слушая ритмичную русскую народную музыку. По сигналу воспитателя они находят «домик» — матрешку, изображение на фартуке которой соответствует цвету и форме браслета. Игра повторяется несколько раз, при этом место нахождения матрешки меняется. «Герои» занятия могут быть совершенно разными: вместо матрешек — вагончики паровозика из Ромашково, сказочные персонажи народных или авторских сказок и прочее.
Материал, необходимый для изготовления матрешек: ватман, гуашь, спортивный конус.

 
 

Пособие 2: «Понятие о части и целом»

Этот вариант пособия направлен на развитие не только понятий о форме, но и представлений о части и целом у детей старшего дошкольного возраста. Оно является своеобразным тренажером, подсказкой для детей на первоначальном этапе, целью которого также является приобретение навыка составления разнообразных изображений из треугольников. Пособие является демонстрационным материалом и представляет собой плотный лист бумаги любого формата, в данном случае А3, на котором представлены контуры изображений (в виде комбинации из маленьких треугольников). Ребенок, глядя на него, учится составлять из квадрата, разрезанного на восемь частей (маленькие треугольники даются ребёнку) изображения животных, растений, любых реальных или выдуманных предметов. Лист бумаги с контурами изображений может быть закреплен на магнитной доске в качестве образца, в этом случае ребенок, смотря на подсказку, выкладывает похожий узор у себя на столе, или же просто будет служить базой, на которую непосредственно выкладывается узор. После развития определенных навыков дети с легкостью выполняют задания самостоятельно или в ходе групповых занятий, не пользуясь схемой-подсказкой.
Материал, который потребуется для изготовления пособия: бумага для акварели формата А3, фломастер для начертания контура. Треугольники — квадраты из цветного картона, разрезанные на восемь частей.


 

Динамическая пауза для занятия: «Понятие о части и целом»

Следующее пособие создано для разминки — смены позы на занятии. Необходимо создать наглядные средства обучения в целях формирования математических представлений.  И с их помощью показывать детям, что математика — это не скучные однообразные упражнения, а интересная деятельность, которая порой является нестандартной и динамичной. Дети делятся на команды, каждая из которых собирает на полу квадрат из восьми треугольников, представляющий собой грибную поляну. По окончании работы каждая команда на мольберте выкладывает числовым знаком количество грибов и листьев, найденных на своей поляне, а затем выставляет знак равенства или неравенства между ними и объясняет свой выбор. Предполагаемые варианты такого пособия могут быть использованы и на занятиях по формированию целостной картины мира, развитию речи и изобразительного искусства, например, «Урожай» — фрукты и овощи, «Мой дом» — мебель и посуда, «В лесу» — лиственные и хвойные деревья.
Материал, необходимый для изготовления пособия: плотный картон, гуашь, акварель, шерстяная зеленая нить для окантовки (смягчает острые края, делает работу более аккуратной).

Пособие 3: «Понятия количества и счета»

Данное пособие можно использовать для игры «Чудесный мешочек» (ребенок с завязанными глазами достает из мешочка или коробочки предмет и пытается описать его, опираясь на свои тактильные ощущения). Пособие применимо в качестве демонстрационного и игрового материала. Все просто, но очень универсально — набор для счета в виде грибов и овощей, которые изготовлены из соленого теста и окрашены акварелью. Все фигурки достаточно крепкие, натуральной расцветки, приятны на ощупь и к тому же маленького размера, что развивает моторику кистей рук. Данный набор подходит для развития понятий о порядковом и количественном счете, множестве, цвете, составе числа.
Материал для изготовления соленого теста: мука пшеничная, соль, вода.

Также есть вариант пособия: ламинированные изображения животных и их детенышей на гибких магнитах. Их преимущество в том, что они яркие и долговечные. С ними можно придумать множество как математических, так и любых других развивающих игр, которые понравятся детям. Например, «Который по счету?» — игра, направленная на формирование представлений о порядковом счете. Игра «Сколько всего диких (домашних) животных?» — развивает представления о количественном счете, множестве, составе числа. Игра «Кто где живет (сидит)?» — направлена на развитие пространственных представлений. «Детеныши и их мамы» — игра, которая проводится для ознакомления и закрепления знаний о диких и домашних животных. Пособие также можно использовать в театрализованной деятельности, закрепив изображение на импровизированной шапочке или палочке (карандаше)

Пособие 4: «Понятия о равенстве и неравенстве»

Следующее пособие рассчитано на закрепление понятий о равенстве и неравенстве, составе числа, множестве. Также его можно использовать в качестве демонстрационного материала на уроке по теме «Зимующие птицы». Дети считают группу птиц, выкладывают числовые знаки на мольберте и устанавливают знак равенства или неравенства, затем объясняют свой выбор. В последующем пособие можно использовать для составления простейших задач на сложение и вычитание. Возможны другие варианты — сосновые и еловые шишки, игрушки на полках, аквариум с рыбками, цветы и ягоды на поляне, снежинки и сосульки. Материал, используемый для изготовления пособия: бумага для акварели формата А3, гуашь.

Пособие 5: «Состав числа»

Всем известны числовые домики, которые достаточно однообразны, однако, они всегда актуальны в качестве пособия для самостоятельной работы за столом. Демонстрационный материал можно и нужно видоизменять, дополнять деталями, так изучаемая тема воспринимается легче, упражнения становятся веселыми и увлекательными. Ну кто из детей откажется украсить новогоднюю елку яркими шариками или не поможет белочке разложить запасы желудей по дуплам? Такой материал можно быстро изготовить к любому занятию, закрепить на магнитной доске или мольберте. Дети, которые желают выступить, выкладывают состав числа у доски, остальные ребята самостоятельно выполняют задание, сидя за столами.
Материал для изготовления пособия: ватман, гуашь, цветной картон, елочные шарики, бумага для пастели, желуди, гуашь, магнит.


Воспитатель — многогранная личность, которая всегда находится в поиске идей, пытается реализовать свой творческий потенциал, сделать жизнь доверенных ему детей более яркой, интересной, богатой впечатлениями. Это бесценно, ведь обогащая ребенка сегодня, развивая его познавательный интерес, эстетические чувства, стремление узнавать новое, мы в будущем увидим новое прогрессивное общество, способное достигать высот в профессиональной деятельности, проявлять себя творчески во всех начинаниях.
Все пособия, представленные в статье, при систематической работе, направленной на формирование некоторых компонентов образовательной области «Познавательное развитие», способствуют расширению и закреплению представлений о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, помогают получать новые знания об окружающем мире. Применение в образовательной деятельности рукотворного дидактического материала даёт педагогу возможность не скучно, а эффективно проводить занятия. Сочетание стандартных математических пособий с материалом, изготовленным своими руками, всегда удивляет детей, способствует появлению у них желания изучать новое, что помогает даже в самом незаинтересованном ребенке зажечь огонек познания.

Желаем творческих успехов!

Источники:
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 96 с. (Правовая библиотека образования). ISBN 978-5-9949-1024-5

Паршина Ольга Викторовна,
Воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1034 имени Героя Советского Союза В.В. Маркина»
olga-2004@mail.ru

Севидова Екатерина Валерьевна,
Воспитатель,
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1034 имени Героя Советского Союза В.В. Маркина»
katysha005.86@mail.ru


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.


Ответственные за размещение информации:
Виктория Разводовская и Алена Чернолихова