Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: система уроков, формы организации деятельности, методы контроля

432

Аннотация: предлагаемая система уроков позволяет эффективно организовать текстовую деятельность учащихся средних специальных учебных заведений при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Учебные занятия будут способствовать развитию навыков творческого чтения, интерпретации и истолкования художественного текста, совершенствованию навыков диалогической и монологической речи, а также приобщению студентов к системе традиционных для российского общества культурных и нравственных ценностей.

Ключевые слова: Достоевский, «Преступление и наказание», литература, роман, сюжет, образ-символ, психологический анализ, индивидуальные формы работы, фронтальные формы работы, анализ текста, интерпретация, кластер, синквейн.

 

Изучение творчества Ф.М. Достоевского без преувеличения можно назвать одним из самых сложных моментов в работе преподавателя литературы учреждений среднего профессионального образования. Во-первых, серьезные трудности вызывает дефицит базовых социокультурных и богословских знаний, препятствующий правильному истолкованию образов-символов, которые активно используются автором. Например, тридцать целковых, заработанных Соней в первый раз, сопоставимы с тридцатью серебряниками, полученными Иудой за предательство Христа. Символическая деталь указывает на высокую авторскую оценку поступка героини, что остается неясным молодым и неискушенным читателям. Кроме того, довольно непростой проблемой является психологическая специфика происходящего в романе: подростков не может не смущать род занятий Сони, детали убийства старухи-процентщицы, некоторые подробности биографии Свидригайлова, сон Раскольникова в первой части, сны Свидригайлова накануне самоубийства и др. Еще одним препятствием к установлению полноценного диалога между автором «Преступления и наказания» и его молодыми читателями является сюжетная сложность произведения: обилие сюжетных линий и персонажей.

В условиях дефицита времени (на изучение сложного по содержанию и значительного по объему произведения отводится три пары, то есть шесть часов) важно точно определить круг проблем, рассматриваемых на каждом из трех учебных занятий, максимально конкретно сформулировать тему и, конечно же, отобрать материал, необходимый для организации деятельности учащихся (чтения, комментирования, интерпретации и анализа).

Первое занятие посвящено причинам убийства старухи-процентщицы. Начинаем его с контроля знаний, полученных на предыдущем уроке: необходимо напомнить студентам об эволюции политических и философских взглядов Ф.М. Достоевского, от участия в революционном кружке до христианства и почвенничества. Учащиеся отвечают на соответствующие вопросы преподавателя, после чего начинается работа над текстом I части романа.

Большая часть занятия посвящается выяснению причин убийства. В их число входят личные обстоятельства героя (крайняя бедность) и те социальные трагедии, которые происходят вокруг него: печальная судьба семьи Мармеладовых, особенно Сони, история его сестры и матери, пьяная девушка на бульваре и ее легко угадываемое будущее. Страшный сон об убийстве лошади — своего рода обобщение последних впечатлений и одновременно аллюзия на непосильные страдания, которые взваливает на себя герой, испытывающий страстное желание помочь всем и восстановить попранную справедливость. Студенты легко объясняют это желание: Раскольников добр, способен на сочувствие. Его прекрасные глазах, о которых автор упоминает в I главе, без сомнения, символизируют его прекрасные душевные качества.

В ходе чтения небольших фрагментов I части романа проводим анализ петербургского пейзажа, сочетающего в традициях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя конкретно социальное и мистическое, учимся понимать значение образов-символов (например, отправляясь делать «пробу», окончательно решившись на убийство, Раскольников закладывает серебряные часы своего отца, по мнению Ю.Ф. Карякина, он закладывает свою душу дьяволу, уподобляясь Фаусту) наблюдаем специфическую манеру психологического анализа Достоевского, заставляющего персонажей буквально исповедоваться (Мармеладов) и делать философские заключения («бедность не порок, это истина… Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с.») и подчас ведущего читателя по ложному следу (обычно мнения разделяются: одни, исходя из авторских комментариев, уверены в том, что Алена Ивановна достойна смерти, а Раскольников отдает последние деньги Мармеладовым исключительно из жалости и великодушия, другие уже в начале начинают сомневаться, пытаются увидеть подтекст и приходят к заключению, что случайно услышанный разговор офицера и студента о возможности спасения множества молодых жизней ценой убийства одной старой, злой и больной ростовщицы есть не что иное, как провокационный ход по отношению не только к персонажу, но и к читателю).

На этом этапе работы студенты не только осознают внешние факторы, толкнувшие Раскольникова на убийство, но и реконструируют в своем сознании картину жизни русского общества в эпоху становления капитализма, — по мнению автора, переломного и очень опасного периода. Увидеть отражение эпохи в романе, понять его злободневность чрезвычайно важно: таким образом реализуется одна из важнейших функций художественного текста — познавательная.

К моменту завершения работы над I частью большинство уже понимает специфику художественной манеры Достоевского, поэтому на вопрос о том, мог ли Раскольников руководствоваться одним только желанием помочь страдающим, мы получаем отрицательный ответ.

Философско-психологический аспект поступка Раскольникова раскрывается в главе, посвященной беседе Порфирия Петровича с молодым человеком о его теории (III часть, 5 глава). Ключевое слово в их разговоре — преступление. В ходе чтения и анализа выясняется, что речь идет о преступлении (буквально пере-ступлении) в первую очередь не юридического, а нравственного закона во имя новой идеи, способной качественно изменить жизнь человечества. Идеи прогресса (весьма актуальные для раннекапиталистической эпохи) требуют человеческих жертвоприношений, и герой после долгих, мучительных раздумий идет на компромисс со своими христианскими убеждениями и признает право на жертвоприношения за теми, кто способен обеспечить движение человечества вперед. Это — наполеоны, люди высшего разряда. Раскольников убежден, что намерение восстановить социальную справедливость (для середины XIX века идея смелая и актуальная, знакомая автору по собственному опыту) превращает его в сверхчеловека и оправдывает убийство.

Но, допуская право на «кровь по совести», Раскольников продолжает верить в Христа и Новый Иерусалим, в чем признается в разговоре с Порфирием Петровичем (глава 5, часть III). Это признание объясняет говорящую фамилию персонажа. Топор — орудие убийства старухи, приобретает в романе дополнительный символический смысл: не умея разрешить неразрешимое противоречие, Раскольников пытается его разрубить, но убивает самого себя, как позже он признается Соне.

В идее крови по совести, пролитой ради спасения «униженных и оскорбленных», по мнению Достоевского, и заключается его преступление. Под влиянием немецких философов, исповедующих чуждые русскому человеку волюнтаризм и индивидуализм, молодой человек критически переосмысливает окружающий мир. А случайно услышанный разговор студента и офицера («С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки …  Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству» (глава VI, часть I) рождает в нем желание собственноручно восстановить попранную в этом мире справедливость , т. е. стать демиургом.

Такой вывод, сделанный студентами, является итогом первого занятия. В финале преподаватель задает проблемный вопрос, не предполагающий мгновенного ответа. Преступление, совершенное Раскольниковым, одно из самых страшных из описанных в романе, почему же, проведя своего героя через наказание, автор все-таки спасает его?

Отдельно хотелось бы остановиться на обязательном для каждого учебного занятия этапе — контроле знаний и навыков учащихся. Сложность и глубина содержания произведения не позволяет ограничиться тестами и требует использования в том числе и творческих форм контроля. Поэтому к традиционной форме добавляем составление кластерной схемы понятий «преступление», «кровь по совести» (пример работ студентов автора статьи размещен в Приложении 1).  

Домашнее задание предполагает работу в двух направлениях. Первое — анализ текста второй части романа и выяснение, в чем заключается наказание Раскольникова. Это задание адресовано большей части группы. Второе направление работы связано с выполнением индивидуальных либо групповых (группы по 2-3 человека) заданий (на усмотрение преподавателя). Сформулированное на занятии определение преступления (преступник — это человек, преступивший Христовы заповеди) позволяет заметить, что преступниками в романе являются Лужин, Свидригайлов, Лебезятников, Порфирий Петрович, Катерина Ивановна и даже мать главного героя Пульхерия Александровна. Все они по разным причинам отреклись от Христа и моральных принципов христианства; крушение преступной этической теории каждого из этих персонажей и последовавшая за этим экзистенциальная катастрофа составляют сюжетные линии романа, развивающиеся одновременно с сюжетной линии Раскольникова.

Выполняя индивидуальные домашние задания, студенты готовят сообщения и слайд-шоу (презентации), рассказывающие о взглядах каждого из перечисленных персонажей, их поступках, ставших следствием этических заблуждений, и понесенном наказании. Основные требования к сообщениям — опора на текст, умеренное цитирование и комментарии выступающего; приветствуется использование иллюстративного материала (иллюстрации художников П. Соколова, Н. Каразина, В. Полякова, И. Глазунова, Э. Неизвестного), а также кратких фрагментов из одноименного сериала (режиссер Д. Светозаров, 2007 г.) и мюзикла (Московский театр мюзикла, постановка А. Кончаловского).

Второе занятие полезно начать с вопросов о жанровой природе «Преступления и наказания». Студенты понимают, что это эпическое произведение, следовательно, развитие сюжетных линий — одно из важнейших средств выражения позиции автора.

Беседа продолжается монологическими высказываниями на тему наказания главного героя. Дикий животный страх, который Раскольников испытывает перед полицией, тоскливые блуждания по мрачным набережным Петербурга, ценности, добытые ценой убийства двух людей и бесславно похороненные под камнем, удар извозчичьего кнута, милостыня, поданная доброй купчихой и ее дочерью, и, наконец, полная потеря контроля над собой и истерика в бывшей квартире Алены Ивановны, не оставляющая ни у кого сомнения в том, кто убийца, — все это для Раскольникова цепь непрерывных унижений. Таков примерный краткий конспект ответов студентов.

В процессе интерпретации группа приходит к выводу о том, что авторское наказание заключается в нанесении удара по самому слабому и больному месту героя — гордости. Невыносимое страдание приводит Раскольникова к Соне, которая в конце концов поможет ему выздороветь. Таким образом, в самом наказании заключено благо, и эта глубоко христианская идея чрезвычайно важна для автора.

Далее переходим к другим теориям. И чтобы лучше разобраться в заблуждениях персонажей, предлагаем студентам не просто прослушать сообщения и просмотреть презентации, а внести изменения в кластерные схемы, составленные на предыдущем занятии.  В целом алгоритм преступления одинаков для всех персонажей, но почерк у каждого преступника индивидуален, поэтому на схеме рядом со словом «гордость» появляются слова «сладострастие», «мелочность», «жестокость», «амбициозность», «тщеславие», «корыстолюбие», «алчность» и, возможно, другие.

Теория «целого кафтана», принадлежит Лужину, отвергшему евангельскую заповедь «возлюби ближнего своего». Главного героя эта теория возмутила: его гипотетический родственник не готов помочь ближнему самым необходимым, тогда как сам Раскольников ради помощи людям способен даже на убийство. Реакция на появление Лужина помогает лучше понять характер и увидеть противоречия Раскольникова.

Лужин всю жизнь стремится стать влиятельным и уважаемым в обществе, он не жалеет сил, зарабатывая деньги и добиваясь повышения по службе, однако именно перед людьми Лужин и оказывается посрамленным: история, произошедшая на поминках Мармеладова, вскрыла перед всеми присутствующими его мелочность, агрессивность, нечистоплотность (демонстрация видео этого эпизода производит на учащихся сильное впечатление). Лужин не злой, только ничтожный и пошлый, поэтому он просто исчезает со страниц романа, опозоренный, отвергнутый своей невестой, никому не нужный и не интересный.

В гораздо более страшной жизненной ситуации оказывается Свидригайлов — человек, привыкший удовлетворять любое свое желание (они носят преимущественно животный характер). Герой убежден: ему все доступно по праву сильного. Преграды на своем пути он устраняет не задумываясь, даже если эта преграда — человек. Когда Свидригайлов говорит Раскольникову, что они одного поля ягоды, главный герой романа испытывает отвращение и ужас. Но, по мысли автора, Свидригайлов прав: несмотря на диаметральную противоположность целей, оба они преступают заповедь «не убий» и исповедуют принцип вседозволенности. И хотя Свидригайлов способен на добрые поступки (отказывается от шантажа Дуни и Раскольникова, перед смертью жертвует деньги Соне, детям Катерины Ивановны и другим нуждающимся), автор беспощаден к этому персонажу: измученный душевной болезнью, снами, в которых отражается его глубоко порочная жизнь, Свидригайлов убивает себя.

Катерина Ивановна Мармеладова и Пульхерия Александровна Раскольникова — персонажи, ставшие жертвой собственной гордости. Гордость — качество греховное, разрушающее личность, несовместимое с христианской системой ценностей. Смерть этих персонажей — авторское указание на бесперспективность их жизненных позиций, бесплодность нравственного и психологического состояния. Гордость сближает этих двух женщин с главным героем, а их пример усиливает драматизм его жизненной ситуации: даже юридически признав свою вину, не раскаявшийся по сути Раскольников продолжает оставаться на волоске от гибели по причине безмерной гордости, ведь именно его гордость и неверие в Бога возмущают других заключенных, которые даже нападают на него.

Следователь Порфирий Петрович, в отличие от других «преступивших», наказания не получает. Хотя неожиданный провал его психологического эксперимента — «игры в кошки-мышки» с Раскольниковым — становится своего рода наказанием. Но Порфирий Петрович вовремя преодолевает сверхчеловеческие амбиции: при следующей встрече с Раскольниковым он честно признается в дурных намерениях и называет себя «конченым человеком», намекая, что все это последствия некой теории, чем-то схожей с теорией Раскольникова. Это сходство (не до конца объясненное в тексте романа) и спровоцировало личностный интерес и своего рода симпатию следователя к преступнику. Результатом этого интереса становятся не только неформальные беседы и эксперимент, но и почти отеческое отношение Порфирия Петровича к Раскольникову: располагая неопровержимыми доказательствами его преступления, следователь не спешит арестовывать молодого человека, зная по собственному опыту, что преодоление теоретических заблуждений важнее юридического признания вины.

Занятие завершается вопросом о функции рассмотренных персонажей и их сюжетных линий в романе. Студенты формулируют вывод в виде небольших монологических высказываний. Речь идет о том, что преступление и наказание Раскольникова, как в зеркале, отражается в сюжетах других персонажей-преступников, каждый из которых привлекает внимание читателей к отдельным аспектам теории главного героя, оправдывающей кровь по совести.  

В качестве способа проверки знаний на втором занятии используем как творческое задание (синквейн на тему наказание – Приложение 2), так и задания тестового характера (Приложение 3). Возможно было бы также предложить создать кластер «Теории в романе «Преступление и наказание», но пока такого опыта у автора не было.

На третьем занятии, посвященном анализу визитов Раскольникова к Соне (ч IV гл.4, чV гл 4, ч VI гл.8), а также эпилогу, вновь используем преимущественно фронтальные формы работы. Работа с текстом позволяет не только подтвердить выводы, сделанные на первом занятии (сверхчеловеческие амбиции Раскольникова, раздвоенность личности: в минуту тяжелых душевных переживаний ищет спасения в чтении евангельской притчи о воскрешении Лазаря, путаница в сознании: не понимает разницы между собой и Соней, отчаяние и мысли о самоубийстве), но и увидеть авторский вариант выхода из тупика, в котором, как мы видели ранее, оказывается большинство героев. В начале занятия просим студентов предположить, каким, по их мнению, будет этот выход и связать ответ с христианским мировоззрением автора.

Покаяние, любовь, безграничная вера в Бога недоступны никому из персонажей Достоевского, кроме Сони. Люди, вкусившие европейской культуры (все рассмотренные на предыдущем занятии персонажи в той или иной мере являются ее носителями) не могут возвратиться к своим культурным и нравственным истокам. И только Соня, не получившая образования (об этом при первой встрече Мармеладов сообщает Раскольникову, и это чрезвычайно важно для автора) сохраняет Христа в своем сердце. Поэтому, принеся себя в жертву ради людей, эта девушка не видит в своих возвышенных действиях повода для гордости, при этом она не испытывает отчаяния и желания покончить с собой и продолжает беззаветно верить в божий промысел.

В романе буквально разворачивается борьба за душевное воскресение Раскольникова. Кротость и смирение непостижимым для Раскольникова образом сочетаются в Соне с душевной твердостью, спокойствием и мудростью. Уже первый приход Раскольникова к этой девушке и особенно сцену чтения евангельской притчи о воскресении Лазаря студенты воспринимают как залог будущего спасения главного героя романа. Соня стоически переносит грубость и раздражительность молодого человека, ее не смущает, что перед ней убийца, наоборот, она сочувствует ему, понимая, как это страшно, она пытается наставлять его (дает совет выйти на перекресток и покаяться, следование которому не приносит облегчения Раскольникову в силу его душевного окаменения), надевает ему на шею крест, благословляя на покаяние. И хотя преодолеть гордость и отчаяние молодого человека оказывается совсем непросто, Соня идет до конца и следует за ним в Сибирь.

По итогам комментированного чтения фрагментов ч. IV гл. 5, ч. V гл. 5, ч. VI гл. 8 делается вывод о том, что сюжет Раскольникова это не только преступление и наказание, но еще и спасение, потому что Раскольников не просто добрый и самоотверженный, он искренне верит в Христа на протяжении всего романа. Об этом он прямо говорит следователю в первой же их беседе. Об искренней вере героя свидетельствует и желание услышать притчу о Воскресении Лазаря, и готовность совершить прилюдное покаяние на перекрестке. Сомнения же в существовании Бога возникают у Раскольникова по многим причинам: в силу жестокости окружающего мира, глубокой впечатлительности и душевной тонкости персонажа, в силу молодости, доверчивости и неискушенности, а также —увлечения современными европейскими идеологиями, ставящими человека на место демиурга, творца. Как образованный и привыкший критически мыслить человек, Раскольников увлекается, затевает недопустимый эксперимент, глубоко страдает и ожесточается, но никогда полностью не отрекается от Христа. На внутренний раскол указывает и его фамилия. Такой ответ студенты дают на проблемный вопрос преподавателя, заданный на первом занятии.

Изучение эпилога позволяет прийти к заключению о том, что последний сон Раскольникова метафора ужасной ситуации, случившейся с ним. Теории западных философов, легко проникающие в Россию в новых социально-экономических условиях, овладевают человеком, как опасные бактерии (недаром герой постоянно испытывает жар и озноб), и избавиться от этих бактерий крайне непросто (даже взрослый человек Порфирий Петрович в какой-то момент не может справиться с искушением).

Истинным христианином изображен в романе еще один персонаж — человек из народа маляр Миколка. Подражая Христу, он готов взять на себя чужую вину. Соня и Миколка и есть та «почва», приобщившись к которой представители образованных сословий обретут прозрение и спасение. Максимально отчетливо эта идея выражена в эпилоге: Раскольников прозревает благодаря Соне, ее терпению, стойкости, любви и молитвам. Таким образом, изучение романа завершается разговором о почвеннических взглядах Достоевского и их художественном воплощении в романе. Финал романа — авторское предостережение, в первую очередь, молодым читателям напутствие следовать национальным традициям, держаться православной веры.

По итогам изучения произведения студентам предлагается написать сочинение на тему «Как понимает доброту и жестокость автор романа «Преступление и наказание»?». «Доброта и жестокость» — наименование одного из тематических направлений итогового сочинения 2019 года и одновременно очень важные понятия, затронутые в большинстве произведений русской литературы. Размышляя на предложенную тему, студенты смогут не только осмыслить материал, освоенный в ходе изучения творчества Ф.М. Достоевского, и выразить собственное отношение к непростой позиции автора, но и ответить на вопрос, что составляет содержание лично для них.

В заключение нужно отметить, что предложенный подход к изучению романа «Преступление и наказание» основан на принципах деятельности и коммуникации. Активная речевая деятельность: чтение (просмотровое, поисковое, ознакомительное и изучающее), аудирование, говорение (комментирование, рассуждение, интерпретация текста, ответы на вопросы преподавателя, участие в диалогах, сообщения), а также письмо, подводящее итог работы над темой, — повышает уровень коммуникативной компетенции студентов, что очень важно в связи с тем, что на изучение курса русского языка в техникуме отводится всего 78 часов. Кроме того, отвечая на проблемные вопросы, работая над схемами и кластерами, учащиеся развивают логическое мышление, навыки установления причинно-следственных связей между явлениями и событиями, начинают мыслить критически.

Но главным достоинством данной системы уроков является создание условий для непосредственного диалога студентов с автором и его текстом, что позволяет молодым людям познакомиться с эстетическими принципами Ф.М. Достоевского, неотделимыми от этических принципов великого художника и восходящим к традиционным ценностям русского народа. Сострадание, готовность к самопожертвованию, неприятие зла и прагматизма — эти человеческие качества и понятия для большинства молодых людей 16-17 лет в наши дни, к сожалению, являются чем-то абстрактным, и эффективно организованное изучение романа Ф.М. Достоевского поможет наполнить их конкретным содержанием и личным смыслом.

Список литературы:

1. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2003.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.
3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Искусство, 1986.
4. Дудкин В.В., Азадовский К.М. Достоевский в Германии (1846–1921) // Новые материалы и исследования. Литературное наследство. Т. 86. М., 1973.
5. Зябрева Г.А. Ранняя проза Леонида Андреева и традиции Достоевского (статья первая) // Вопросы русской литературы: Науч. сб. Симферополь. 1996. Вып. 2/59.
6. Карякин Ю.Ф. Достоевский и апокалипсис. М.: Фолiо, 2009.
7. Кониенко О. А. Символика образов в поэтике А. С. Пушкина и Ф. М. Достоевского («Пиковая дама» и «Преступление и наказание») // Материалы Пушк. науч. конф. 1–2 марта 1995 года: (к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина) / Киев. ун-т им. Т. Шевченко. Киев, 1995.
8. Левицкий С.А. Достоевский — наш современник // Новый журн. Нью-Йорк, 1990. Кн. 178. С. 223–230.
9. Савельева В.В. Три старухи (к поэтике одного сюжета) [«Преступление и наказание»] // Литературные маргиналии: Cб. науч. тр. Алма-Ата, 1992.
10. Литература. 10 кл. Учебник. Базовый и профил. Уровни. В 2 ч. Ч. 2 / В.Г. Маранцман, М.А. Бабурина, А. В.Белова и др.; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, Изд-во «Просвещение». — 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники, 2006.
11. Литература: учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. Заведений / [Г.А. Обернихина, И.Л. Вольнова, Т.В. Емельянова и др.]; под ред. Г.А. Обернихиной. — 6-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010.

Деева Оксана Алексеевна,
преподаватель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Московского техникума космического приборостроения МГТУ им. Н.Э. Баумана
odeva.1707@gmail.com

 

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.