Волшебный мир кукольного театра: организация театрально-игровой деятельности с дошкольниками

Аннотация: в статье представлены формы и методы приобщения дошкольников к театрализованной деятельности. Воспитатели рассказывают о том, как познакомить малышей с разными видами театра через игры-драматизации, на занятиях в творческой мастерской и изостудии. Даны примеры организации досуговых занятий. Все описания своего опыта работы авторы иллюстрируют фотографиями и ссылками на дидактические видео.

Ключевые слова: дошкольное образование, театрализованная деятельность, театр, творческая мастерская, художественная деятельность, изостудия, конкурс «Я вижу мир: мир театра», Электронный музей Дошколёнок, Московский театр кукол.

Театрально-игровая деятельность в детском саду – одно из основных направлений развития коммуникативных компетенций у будущих школьников, согласно требованиям ФГОС ДО. Принимая во внимание естественный интерес малышей к театрализованной игре и к театру, зрелищному и в то же время доступному для них виду искусства, в нашем дошкольном отделении мы стараемся максимально использовать развивающий потенциал театральной деятельности. Мы знакомим детей с разными видами театра через игры-драматизации, на занятиях в изостудии и творческой мастерской, ставим спектакли и ходим в настоящий театр.

Занятия в мини-музее «Карусель сказок»

Посещение театра обычно производит сильное впечатление на дошкольников: волшебная музыка, красочные декорации и костюмы, игра актеров – всё это надолго остается в памяти малышей. Подготовка к походу в театр: рассматривание красивых билетов, выбор праздничных нарядов, рассказ родителей или педагогов о предстоящем спектакле – тоже важная часть знакомства с театром.

К сожалению, не все родители имеют возможность водить своих детей в театр. Восполнить недостающие впечатления, знания и эмоции помогает организация в дошкольном учреждении театрально-игровой деятельности и специально оборудованных театральных уголков.

В нашем детском саду мы создали подобный уголок – это мини-музей «Карусель сказок». Здесь у нас «живут» сказочные персонажи-куклы, с помощью которых мы обучаем наших воспитанников театрализованным играм.

На этапе знакомства с театральной деятельностью педагог сам выбирает сказку и берёт на себя одну из ролей, например, роль сказочника. Воспитатель помогает ребёнку выбрать понравившуюся куклу, учит малыша, как привести ее в движение, то есть «оживить». Малыш надевает перчатку на руку – и вот уже кукла кивает головой. Передвигает конусную куклу по столу – и вот уже медвежонок бежит по лесной дорожке и т.д. Маленькие артисты не только передвигают игрушку, но и интонацией голоса, и мимикой стараются подчеркнуть индивидуальность своего персонажа.

В мини-музее мы проводим познавательные экскурсии для различных возрастных групп детского сада и знакомим малышей с его экспонатами. Важно, что наши воспитанники тоже самостоятельно проводят экскурсии для своих одногруппников.

Для участия в городском образовательном проекте «Электронный музей «Дошколёнок» мы подготовили электронный каталог нашего музея с фотографиями и описаниями всех предметов, а также записали вместе с нашими воспитанниками дидактические фильмы. В них мы демонстрируем на примере отработанных нами игровых практик и методических разработок, как воспользоваться не только организованной образовательной деятельностью с экспонатами, но и самостоятельной познавательной деятельностью детей. Как превратить мини-музей из хранилища вещей в пространство для театрализованной деятельности. Просматривая видео, можно совершить виртуальную экскурсию по мини-музею «Карусель сказок» (ее для вас проведут наши дошкольники); научиться, как организовать с малышами «теневой театр», «театр на палочках», математическую игру с использованием настольного театра или дидактическую игру «Клоун-жонглер».

Все материалы опубликованы в открытом доступе на сайте Городского методического центра, на странице музея «Карусель сказок».

Занятия в «Творческой мастерской»

В нашем мини-музее также работает «Творческая мастерская», где мы регулярно проводим с малышами занятия изобразительным и театральным искусством. Дети различных возрастных групп вместе с педагогом по изобразительной деятельности, воспитателями и родителями изготавливают сказочных персонажей своими руками, а затем включаются в театрализованные игры: становятся зрителями, актёрами, костюмерами, кукловодами и билетёрами. Дети показывают спектакли для малышей, родителей и гостей.

Мастерская оборудована всем необходимым: фломастерами, ножницами, клеем, шаблонами картонных ложек, цветной бумагой для изготовления героев в технике оригами, рекламными визитками на магнитной основе (их легко резать ножницами и наклеивать на нарисованных персонажей для магнитного театра) и т.д.

Даже малыши могут участвовать в изготовлении сказочных персонажей для магнитного театра. Ребёнок рисует героев сказки, раскрашивает и вырезает. Затем педагог помогает наклеить рисунки на магнитную основу.

Настольный театр изготавливают дети всех возрастных групп. Главное выбрать знакомую сказку. Героев и декорации могут рисовать сразу несколько маленьких художников. Мы предлагаем детям использовать контейнеры от киндер-сюрпризов как подставки для кукол-поделок (заранее прорезаем в пластиковых контейнерах щели для укрепления нарисованных персонажей).

Одно из любимых кукольных представлений малышей – пальчиковый театр «Топотушки». В нижней части нарисованного сказочного персонажа воспитатель прорезает два круглых отверстия, в которые ребёнок помещает два пальчика. Таким образом пальчики становятся ножками персонажа, и кукла «оживает».

Старшие дошкольники изготавливают кукол в технике «оригами». А ещё дети с удовольствием рисуют артистов на картонных ложках. Ложку удобно держать в руке, что позволяет свободно передвигаться по группе и показывать сказку за ширмой.
Палочки от мороженого и карандаши можно использовать для изготовления «теневого театра». Дети рисуют кукол и закрашивают чёрным маркером, затем вырезают и укрепляют на палочку или карандаш. Такие спектакли дети показывают только в присутствии взрослых, которые соблюдают технику безопасности.

Постановка спектакля для кукольного театра

Театрализованная деятельность способствует развитию творческих способностей воспитанников. Это утверждение относится и к такой кропотливой работе, как создание «театра на палочках». Этот кукольный театр мы изготовили с воспитанниками старшей группы, которые занимаются в изостудии нашего дошкольного отделения.

В процессе коллективного обсуждения дети придумали сказку «Колобок на новый лад». Каждый маленький художник хотел нарисовать своего сказочного героя, поэтому в нашей сказке появилось много героев. Кроме художников-кукольников мы выбрали художников-декораторов. Они рисовали деревья, избушки, птичек. Солнышко нужно было нарисовать с двух сторон: с одной стороны оно улыбалось, а с другой – у него были глаза закрыты, потому что ночью солнышко спит.

Нарисованные детьми персонажи оказались разных размеров, и тогда родители пришли нам на помощь. Рисунки детей пришлось копировать на компьютере, делая их нужного размера. Дети вырезали своих героев уже после того, как персонажи были раскрашены гуашевой краской, иначе ребёнку неудобно было бы пользоваться кисточкой и краской. Каждый сказочный персонаж был нарисован дважды, с двух сторон, как и сама декорация. Это необходимо было сделать для того, что во время представления нарисованный герой в руках кукловода мог повернуться любой стороной. Взрослые помогли укрепить палочку между двух сторон нарисованного персонажа.

После того, как сказочные герои были готовы, дети нарисовали афишу и пригласительные билеты. Афиши были развешены по всему детскому саду Во время подготовки к спектаклю также работала билетная касса. Пригласительные билеты раздавали дети-кассиры. Дети в роли актеров и кукловодов играли сказку для родителей и дошкольников других возрастных групп.

Посмотреть нашу постановку спектакля «Колобок на новый лад» можно в демонстрационном фильме. В начале видео воспитатель Земцова Л.И. рассказывает о работе нашей «Творческой мастерской».

Так, благодаря работе по созданию «театра на палочках», наши воспитанники смогли попробовать себя в роли художников, мастеров по созданию кукол, авторами новой сказки и, конечно, артистами-кукловодами.

Занятия в изостудии

Огромную роль в развитии творческих способностей детей играют занятия в изостудии. Более 15 лет изостудия нашего дошкольного отделения работает по авторской программе Татьяны Анатольевны Копцевой «Природа и художник» [4]. В 2018 году, в преддверии Года театра в России, наши воспитанники приняли участие в Международном конкурсе детского рисунка «Я вижу мир: мир театра». Открытие выставки прошло в Московском театре кукол.

Главный художник Московского театра кукол Евгения Леонидовна Шахотько провела для наших воспитанников, участников выставки, экскурсию по театральному закулисью: детям показали мастерскую кукольника и разные виды кукол (тростевые, перчаточные, из папье-маше), рассказали, как проходит процесс их создания.

Завершилось мероприятие просмотром кукольного спектакля «Волшебный орех. История Щелкунчика». Мы сняли небольшой репортаж о нашем походе в театр и об открытии выставки.

Заключение

Разнообразные формы работы с дошкольниками в области театрализованной деятельности помогают развивать в детях творческие способности, навыки самостоятельного изготовления сказочных персонажей для спектаклей. Наши воспитанники получают новые знания об искусстве кукольного театра, о работе художника-кукольника, художника-декоратора, кукловода. Дети погружаются в творческий процесс с момента знакомства с новыми сказками и до постановки настоящих спектаклей. По желанию, могут быть зрителями и сопереживать своим героям или актерами – и перевоплощаться в героев. И главное – видят результат своего труда. Всё это обогащает их внутренний мир и опыт творческой деятельности.

Источники:

1. Официальная страница проекта «Электронный музей «Дошколёнок». (Электронный ресурс). [Электронный ресурс]. URL: http://konkurs.mosmetod.ru/?museum_info.
2. Официальная страница мини-музея «Карусель сказок». [Электронный ресурс]. URL: http://konkurs.mosmetod.ru/?museum=60.
3. Фильм о работе «Творческой мастерской» и запись спектакля «Колобок на новый лад» (театр на палочках). [Электронный ресурс]. URL: https://youtu.be/Dqy0rnLIhOI.
4. Копцева Т.А. Природа и художник: программа по изобразительному искусству. – М.: Сфера, 2008.
5. Видеорепортаж с открытия выставки детских рисунков «Я вижу мир: мир театра». [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ij-gxB__6oY&feature=youtu.be.

Селезнёва Галина Борисовна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1590
имени Героя Советского Союза В.В. Колесника»
kraska52@mail.ru

Земцова Людмила Ивановна,
воспитатель ДО №1,
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1590
имени Героя Советского Союза В.В. Колесника»

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.