Рубрики
Математика

Математический диктант как способ коррекционной работы на уроках геометрии в школе для детей с нарушением зрения

Аннотация: при изучении геометрии в седьмом классе у многих учеников возникают серьезные трудности. Особенно у слабовидящих учеников, у которых дефекты зрения почти неизбежно приводят к проблемам с наглядно-образным мышлением. В статье рассматриваются методы развития наглядно-образного мышления на уроках геометрии. Цель статьи – рассказать об авторской форме проведения математических диктантов на уроках геометрии, позволяющей решить ряд коррекционных задач. Использование таких диктантов может быть полезным и в массовой школе. В качестве примера приведены 20 авторских диктантов.

0

Аннотация: при изучении геометрии в седьмом классе у многих учеников возникают серьезные трудности. Особенно у слабовидящих учеников, у которых дефекты зрения почти неизбежно приводят к проблемам с наглядно-образным мышлением. В статье рассматриваются методы развития наглядно-образного мышления на уроках геометрии. Цель статьи – рассказать об авторской форме проведения математических диктантов на уроках геометрии, позволяющей решить ряд коррекционных задач. Использование таких диктантов может быть полезным и в массовой школе. В качестве примера приведены 20 авторских диктантов.

Ключевые слова: трудности изучения геометрии, слабовидящие дети, коррекционный прием, развитие наглядно-образного мышления, математический диктант, снижение зрительной нагрузки, развитие слуховой памяти, повышение мотивации.

В седьмом классе начинается изучение геометрии. При освоении этого предмета, как правило, у многих учеников возникают серьезные трудности. Особенно у слабовидящих учеников. Это связано с новизной предмета, с большим количеством новых понятий, терминов. Вводятся новые правила оформления задач, предъявляются непривычные требования обосновывать каждую строчку решения, опираясь на геометрические определения, теоремы. Язык геометрических доказательств представляется новичкам искуственным, неопраданно избыточным.

Многим не очень понятна суть задачи. «Надо доказать, что треугольники равны. А что тут доказывать, по чертежу и так видно, что они одинаковые!» – часто приходится слышать от учеников. Ученикам на первых шагах трудно понять, что нужно отразить на чертеже к задаче, что важно, а что несущественно. Так, многие пытаются буквально начертить все, что дано. Например, отрезки длиной 25 см – тогда чертеж не помещается в тетрадь, или пытаются точно вычертить треугольник с именно такими сторонами и углами, как дано в задаче.

Фактически, изучение геометрии требует от ученика перехода на новый уровень абстракции, перехода от решений конкретных примеров с конкретными числами, от конкретных треугольников и четырехугольников к платоновским идеям этих фигур, обладающим рядом свойств и признаков. Использование этих свойств и позволяет доказывать или опровергать требуемые в задачах утверждения.

Для того, чтобы ученик справился с этим, необходимо развитое наглядно-образное мышление. В идеале, при слове «треугольник» ученик должен «увидеть» (представить себе) треугольник, вообразить его. А при слове «биссектриса» увидеть луч, делящий некий угол пополам и т.п.

К сожалению, многие школьники имеют недостаточно развитое наглядно-пространственное воображение, и мысленных картинок при использовании геометрических терминов у них в голове не возникает, что и ведет к серьезным сложностям при изучении геометрии.

В полной мере это относится к слабовидящим детям, у которых дефекты зрения практически неизбежно приводят к проблемам с наглядно-образным мышлением.

Более подробно об этом можно прочитать у Денискиной В.З. и Тупоногова Б.К. [2], [3], [4].

Какие средства можно предложить для развития наглядно-образного мышления и преодоления возникающих трудностей?

Прежде всего это выполнение с учениками большого количества практико-ориентированных заданий. Например, таких: «начерти треугольник, измерь его стороны, вычисли периметр», «начерти остроугольный треугольник», «начерти тупоугольный треугольник», «начерти прямоугольный треугольник», «вырежи два трегольника, сравни наложением их углы», «начерти смежные углы, измерь их транспортиром, убедись, что их сумма равна 180°». Выполнение этих заданий, с одной стороны, позволит ученикам накопить полезный опыт и будет способствовать пополнению копилки мысленных образов, а с другой стороны, продемонстрирует ученикам, что геометрия – это не только абстрактные понятия, но и чисто практические вещи.

Одна из первых тем, изучаемых в геометрии, это признаки равенства треугольников. Как показала практика, очень полезным оказывается использование следующего наглядного пособия (Рисунок 1): из картона вырезаются два равных треугольника. Равные стороны этих треугольников оклеиваются скотчем одинакового цвета. Таким образом, сразу видны три пары равных сторон.

Рисунок 1.

Далее, при решении задачи на использование признаков равенства треугольников, ученикам предлагается сначала сложить чертеж к задаче из этих треугольников. После того, как ученики покрутят треугольники, прилаживая их друг к другу и добиваясь сходства с чертежом к задаче, возникает понимание взаимного расположения треугольников, и становится легче применять нужные признаки. Это пособие может быть небольшим – для индивидуального использования, а можно сделать его крупным и приклеить к картонным треугольникам кусочки магнитной ленты, тогда можно будет выкладывать чертежи к задачам на доске. Полезно иметь по паре остроугольных, тупоугольных и прямоугольных треугольников. Тогда работа с ними будет еще эффективней. Примеры показаны на Рисунках 2–5: на Рисунках 2 и 4 – чертежи к двум задачам из сборника Балаян Э.Н. [1, с. 32],

Рисунок 2.

Рисунок 4.

на Рисунках 3 и 5 – фотографии чертежей к этим задачам, составленных с помощью такого пособия.

Рисунок 3.

Рисунок 5.

Для преодоления кажущихся противоречий типа «в условии сказано, что угол равен 34 градуса, а, если измерить, на чертеже угол в 30 градусов», «в задаче сказано, что дан отрезок длиной 25 см, а мы чертим меньше, почему?» бывает полезно привести высказывание математика Нильса Абеля: «Геометрия – это искусство хорошо рассуждать на плохо выполненных чертежах». Конечно, имеется в виду, что на чертеже необходимо отражать только существенные для данной задачи вещи. Это нужно обсудить с учениками. Например, острый угол всегда нужно изображать острым, если одна сторона больше другой, так и нужно чертить и т.д. А сколько именно градусов или сантиметров – это для чертежа не так уж и важно.

И наконец, хорошим инструментом для развития наглядно-образного мышления учеников являются математические диктанты.

У нас с учениками сложился следующий способ проведения математических диктантов.

Диктант состоит из пяти вопросов-задач. Учитель дважды зачитывает вопрос, дает время на обдумывание и запись ответа, затем переходит к следующему вопросу. Ученик может делать любые записи на черновике (но, как правило, этого не требуется), а на листочке записывает только номер вопроса и ответ: число, слово или формулу. Таким образом, работа ученика должна содержать пять коротких ответов на вопросы. Затем работы сдаются и проводится краткий разбор предложенных на диктанте задач.

Так как принцип оценивания математичеких диктантов ученикам заранее известен (оценка равна числу правильных ответов), то каждый ученик сразу может понять, где ошибся, как нужно было решать задачу и какую он получил оценку.

Можно предложить другой вариант выполнения проверки: сначала проводится коллективное обсуждение задач диктанта, каждый ученик сам ставит в своей работе плюсы-минусы и итоговую оценку, а уж потом работы сдаются и еще раз проверяются учителем.

Весь математический диктант вместе с проверкой занимает от десяти до пятнадцати минут.

Математические диктанты предлагаются ученикам от простых к сложным, по мере освоения темы и в зависимости от возможностей конкретного класса.

Диктант проводится в начале урока для закрепления пройденного на предыдущих уроках материала и текущего контроля. Если на уроке изучается новая тема, то можно провести в конце урока обучающий математический диктант. Это позволит сконцентрировать внимание учеников на практическом применении новых теорем и обобщить пройденный материал при разборе диктанта. В этом случае не рекомендуется выставлять в журнал неудовлетворительные оценки за диктант. «Тройки» выставляются только по желанию учеников.

Использование математических диктантов в предложенной форме обладает рядом преимуществ и позволяет решить несколько важных педагогических и коррекционных задач.

Данная форма работы
— способствует усвоению материала на качественном, понятийном уровне;
— позволяет закрепить применение геометрических теорем для решения практических задач;
— развивает слуховую память, т.к. все задачи диктанта воспринимаются учениками на слух, что немаловажно для слабовидящих учеников;
— позволяет уменьшить зрительную нагрузку в течение урока, т.к. при выполнении заданий математического диктанта ученик ничего не читает и почти ничего не пишет (здоровьесберегающая технология);
— развивает наглядно-образное мышление, т.к., при отсутствии чертежей, заставляет учеников создавать мысленные образы-чертежи;
— задания диктанта в основном являются заданиями в формате ОГЭ (первая часть), что позволяет ученикам освоится с решением подобных заданий заранее;
— является удобным инструментом контроля за степенью освоения знаний, причем как для учителя, так и для ученика;
— занимает немного времени – от десяти до пятнадцати минут;
— повышает мотивацию ученков к изучению геометрии, т.к. дает возможность получить хорошую оценку не только сильным ученикам.

Всегда находятся ученики, которые могут решить геометрическую задачу на вычисление: найти сторону треугольника, посчитать площадь и т.д., но которым трудно грамотно обосновать свое решение и правильно оформить решение задачи (страдает доказательная часть). Математический диктант не требует записи решений и доказательств и позволяет таким ученикам проявить себя.

Немедленный коллективный разбор задач позволяет ученикам «по горячим следам» понять, где были допущены ошибки, и восполнить пробелы в знаниях, скорректировать неверные представления.

Применение математических диктантов на уроках, которые проводятся с применением технологий МЭШ, также остается актуальным. Оформление разбора заданий математического диктанта в виде слайд-шоу позволяет сделать его еще наглядней и доходчивей. Авторский пример сценария урока геометрии с проведением математического диктанта можно найти в библитотеке МЭШ по ссылке: https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/365869
(Дроботова А.В., геометрия, 8 класс, урок «Первый признак подобия треугольников» – электронный ресурс). – Рисунки 6–7.

Рисунок 6.

Рисунок 7.

Как показывает опыт, большинство учеников относится к математическим диктантам с интересом и подходят к выполнению заданий диктанта с хорошим настроением и энтузиазмом.

В заключение приведу примеры математических диктантов, которые я составила и проводила на уроках геометрии в 7 и 8 классах (в скобках приведены правильные ответы).

 
Список литературы:
 
1. Балаян Э.Н. Геометрия: задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА и ЕГЭ: 7–9 классы. – Ростов н/Дону: Феникс, 2013. – 223 с.
2. Денискина В.З. Средства обучения математике в начальных классах школ для слепых детей. – М.: ВОС, 1991. – 92 с.
3. Денискина В.З. Методы обучения математике учащихся начальных классах школ для слепых детей. – М.: ВОС, 1988. – 76 с.
4. Тупоногов Б.К. Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей. – М.: Владос, 2014. – 223 с.
 

Дроботова Александра Вячеславовна,
учитель математики
ГКОУ г. Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 2»
a_drobotova@mail.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Ответственные за размещение информации:
Виктория Разводовская и Дарья Галкина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0