Способы повышения уровня мотивации обучающихся на занятиях по общеобразовательным дисциплинам в системе СПО

278

Аннотация: в данной статье идёт речь о проблеме низкого уровня мотивации обучающихся и способах повышения мотивации с помощью юмора и метапредметности в рамках преподавания общеобразовательного курса истории в системе среднего профессионального образования.

Ключевые слова: метапредметный подход, метапредметная связь, юмор, комический эффект, техникум, колледж, мотивация, мотивация обучения, общеобразовательные дисциплины, история.

 

Система среднего профессионального образования (далее – СПО) претерпела огромное количество изменений: это и объединение в комплексы, и активное участие студентов в чемпионатах «Абилимпикс» и WorldSkills (причём всё чаще студенты Москвы занимают призовые места как на региональном, так и на международном уровнях). Преподаватели колледжа со своей стороны оказывают поддержку студентам, помогая им становиться профессионалами своего дела.

Не стоит забывать, что данный труд является достаточно напряжённым и требует огромного терпения и ответственности. Ведь каждый преподаватель несёт персональную ответственность, выпуская будущего специалиста «в мир». Если преподаватель ведёт курс спецдисциплин, то обучающиеся посещают занятия и имеют высокий уровень заинтересованности, так как знают, что будут заниматься профильными дисциплинами до конца обучения. Совершенно иная ситуация с преподаванием общеобразовательных дисциплин, когда программа рассчитана на один или полтора года: студенты, зная, что данный предмет им в дальнейшем не понадобится, особо не проявляют энтузиазма при обучении. Обычно всё проходит по одному и тому же сценарию: поступив в колледж, студенты начинают активно ходить на все занятия, но вскоре посещаемость падает.

Таким образом мы понимаем, что задача преподавателя заключается в стимулировании студентов и поиске способов мотивации на занятии для наиболее эффективного преподавания общеобразовательного предмета. Сделать это бывает очень непросто, в особенности в системе СПО, так как преподаватели работают как с ребятами уровня старшей школы, так и с совершеннолетними студентами.

Проблема мотивации учащихся – это вечная тема, которой посвящены труды многих педагогов. О мотивации говорил и основоположник педагогической науки Ян Амос Каменский:
«У ребенка надо пробудить интерес к учебе, используя чувства, разум и веру».
«…Учитель, прежде чем начать образовывать ученика, возбудил бы интерес к знанию, своими наставлениями, сделал бы его способным к учению…»
«Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению».

А российский основоположник педагогики Константин Дмитриевич Ушинский говорил следующее по поводу мотивации: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить».

Существуют различные способы поднятия уровня мотивации обучающихся, но далеко не все из них подходят для такой специфической сферы, как система СПО. Распространёнными способами мотивации являются поощрение обучающихся, распределение обязанностей, проявление энтузиазма и проведение занятия в свободной форме. Однако практика показывает, что проявление энтузиазма и распределение обязанностей не дают желаемого эффекта, так как студенты настроены достаточно скептично к общеобразовательным дисциплинам. Распределение обязанностей они могут расценивать, как попытку «спихнуть» на них лишнюю работу. В такой ситуации преподавателю приходится искать оригинальные способы мотивации обучающихся.

Один из таких способов, которые я использую в своей профессиональной деятельности, – это создание комического эффекта в общении преподавателя и обучающихся. Комическое (от греческого koikos – веселый, смешной) – это нарочитое несоответствие между сущим и должным (образом и оригиналом, исполнением и образцом, кажущимся и действительным) как побуждение к смеху. Грамотное использование комического на занятии может помочь поднять уровень мотивации обучающихся.

Перед началом занятия я показываю картинки, содержащие элементы комического, по теме преподаваемой дисциплины (например, по истории). Таким образом через смеховую культуру мы можем получить следующие результаты:
1. Происходит психологическая разгрузка студентов – обучающиеся расслабляются через смех, тем самым у них снижается напряжённость.
2. Повышается уровень посещаемости занятий – зная, что на занятиях я будут использовать элементы комического, обучающиеся начинают активнее их посещать.
3. Актуализируются знания по конкретной теме – с помощью картинок с элементами комического, связанных с темой занятия, обучающиеся лучше запоминают материал по конкретной теме.
4. Студенты сами формулируют тему занятия – видя картинку с элементом комического, обучающиеся начинают самостоятельно формулировать тему занятия, анализируя её содержание.

На своих занятиях по истории я также уделяю большое внимание изучению истории культуры. Культуру прошлого мы анализируем со студентами, обращаясь к информационным источникам. Находим смешные и необычные виды одежды или предметы быта разных эпох и проводим аналогию с современностью. В процессе этой работы мои студенты узнают историю страны через ее культуру.

Еще один хороший способ повышения мотивации – использование метапредметности. Межпредметность – это область пересечения двух или более предметов. Когда объект рассмотрения одновременно находится в рамках нескольких предметов. Метапредметный подход в отечественном образовании получил свое развитие в работах А. В. Хуторского, Н. В. Громыко и Ю. В. Громыко, став в дальнейшем одним из основных ориентиров при создании Федеральных государственных образовательных стандартов.

На мой взгляд, для наиболее эффективного и качественного способа мотивации обучающихся преподавателям необходимо в обязательном порядке внедрять в рабочую программу элементы профильных дисциплин в общеобразовательный курс и таким образом готовить будущих специалистов к профессиям уже с первого курса. Помимо повышения мотивации и модернизации рабочей программы мы сможем обеспечить метапредметную связь не просто между общеобразовательными программами, но и между профессиональными дисциплинами, тем самым повысив качество преподаваемого предмета.

В своей практике я стараюсь использовать метапредметный подход, а конкретно – изучение двух предметов на одном занятии. Например, изучение биографий писателей в рамках истории страны (для специальности «Издательское дело»); изучение истории книгопечатания (для специальности «Печатное дело»), истории дизайна или биографий выдающихся художников в рамках всеобщей истории (для специальностей «Дизайн» и «Графический дизайн»). Кроме того, я предлагаю студентам выполнять творческие задания (например, для групп по специальности «Дизайн» было задание нарисовать портреты царей и королей).

Используя элементы комического и метапредметный подход, мне удалось повысить посещаемость на своих занятиях и улучшить результаты обучения: привить студентам интерес к изучению истории и права, к участию в различных олимпиадах и к посещению музеев Москвы.

В заключении хотелось бы сказать, что способов мотивации учащихся может быть множество, и каждый педагог вправе выбирать любой, опираясь на собственный жизненный опыт и на своё отношение к работе.

Литинский Борис Борисович,
преподаватель истории
Московского многопрофильного техникума им. Л.Б. Красина,
аспирант
Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета

 

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.