Рубрики
История

Междисциплинарное знание как составляющая урока истории

Аннотация: по мнению автора, познавательные возможности междисциплинарного подхода на уроках истории позволяют по-новому объяснить те явления и события, которые раньше освещались недостаточно полно. Автор рассказывает о методах исторического исследования как части междисциплинарного подхода. Показывает, как выявлять связи между научными дисциплинами через обобщенные системы понятий, или «ключевые понятия». Приводит примеры заданий, способствующих формированию метапредметных знаний на уроках истории.

Ключевые слова: история, междисциплинарное знание, междисциплинарный подход, метапредметные результаты, обобщенные системы понятий, межпредметные связи.

Введение

Данная статья написана по материалам, собранным на круглых столах учителей истории за 2017-2018 учебный год: «Междисциплинарность исторической науки в условиях становления электронной школы» (21 ноября 2017 г.), «Фундаментальные понятия в истории и обществознании и их роль в формировании метапредметных результатов» (12 февраля 2018 г.). На дискуссионных площадках шел разговор о современных задачах образовательного процесса и о том, какими сегодня могут быть слагаемые эффективного урока истории.

Методы междисциплинарного подхода

На современном этапе информационного развития общества всё чаще пересекаются границы научных знаний, утверждается парадигма целостности познания окружающего мира. Как следствие – на уроках в школе учителя начинают использовать проектный и междисциплинарный подходы.

Междисциплинарный подход включает в себя исследование явлений, выходящих за границы нескольких предметов, анализ информации с разных сторон общественного развития, диагностику результатов. Познавательные возможности междисциплинарности в истории позволяют не только реконструировать события, но и объяснить те явления и события, которые с прежних позиций было невозможно понять.

Междисциплинарный подход в обучении формально известен с античных времен (времена Аристотеля, Платона, стоиков). Как научно сложившийся метод он использовался с XIX века (в трудах С.М. Соловьева и В.О. Ключевского). Величайший педагог и мыслитель XVII века Я.А. Коменский в известной книге «Великая дидактика» подчеркивал, что «все находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». Обучение призвано создать целостную картину мира. Важно понять, почему события развивались именно в таком направлении, что привело к тем или иным результатам. Эту задачу помогают решать исторические исследования.

Изучая общественные процессы, роль субъективных и объективных факторов, случайные явления и закономерные связи, история часто обращается к философским и социологическим категориям. Составляя характеристику того или иного государства в определенную историческую эпоху, историки рассматривают различные общественные сферы, экономику, политику, социальную структуру, культуру.

В рамках аналитического подхода используются методы исторического познания (историко-сравнительный, историко-типологический, ретроспективный, историко-системный, повествовательный), которые продолжают соединяться с методами исследования социогуманитарных наук (лингвистический, социально-психологический, метод искусствоведческого анализа).

К современным методам исторического исследования можно отнести:

«гендерную историю», раздел социальной истории, представляющую в ретроспективе анализ социокультурных различий в иерархии полов;

«историю ментальностей» как направление исторического знания, обращенное к социальной психологии, определяющей роль менталитета, механизмы его воздействия на поведение отдельных личностей и социальных групп;

«устную историю» как историческую субдисциплину, в которой основой исторических знаний являются свидетельства очевидцев событий, а не письменные источники.

Чтобы дать объективную характеристику субъекта и объекта общественных явлений, педагоги обращаются к разным источникам информации. В этой связи предметную интеграцию по содержанию учебного материала можно представить тремя уровнями:

1) внутрипредметная интеграция – на уровне понятий, знаний, умений внутри отдельного учебного предмета;

2) межпредметная интеграция – как синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин;

3) транспредметная интеграция – на уровне синтеза компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Из межпредметных связей складывается метапредметность. Она представлена обобщенными системами понятий, которые используются одновременно во многих дисциплинах. Учитель с помощью своего предмета раскрывает их определенные смысловые значения и грани.

Метапредметный подход предполагает, что обучающиеся не только овладевают системой знаний, но и осваивают универсальные способы действий на основе междисциплинарного знания. История не является исключением. Изучение исторических дисциплин подразумевает работу с такими понятиями, без которых невозможно объяснить сущность изменений человеческого общества. Назовем эти понятия ключевыми или фундаментальными. Они есть в каждой науке, в каждой дисциплине. Попробуем показать на их примере связи с другими научными дисциплинами, даже техническими (точными).

Ключевые понятия метапредметного подхода

Одним из таких фундаментальных понятий в истории является «развитие». Поскольку самое точное определение истории – это не просто последовательность исторических событий в более или менее глубоком прошлом, а их сущностная характеристика, то становится понятным, почему так важна работа с понятием «развитие». Ведь основное содержание этого понятия – «изменения, приобретение новых свойств и качеств». Историческое развитие можно проследить на примере изменения представлений о содержании свободы личности на протяжении истории человечества. То же смысловое содержание понятия «развитие» мы можем наблюдать и в биологии. Развитие организма – это не просто изменение его формы и размеров. В процессе развития организмы могут приобретать новые, качественно иные свойства. Например, развитие человеческого организма – это совокупность морфологических, физиологических, биохимических и психологических изменений в течение всей жизни. У человека в процессе развития меняются внешность, характер, мировоззрение, появляются новые способности (например, к размножению). Биологи называют процесс развития человека онтогенезом, но суть этого понятия не меняется – приобретение новых свойств, изменение сущностных характеристик.

Другое ключевое понятие в истории – «движение». Это понятие охватывает в самом общем виде всякое изменение и превращение во времени или в пространстве. В истории – на примере общественно-политического движения, в физике – на примере механического движения, под которым понимают изменение положения тела в пространстве относительно других тел.

«Форма» – еще одно ключевое понятие. В истории, а особенно в обществознании, есть темы, которые совершенно невозможно раскрыть без его использования. Форма – это внешние очертания объекта без определения его содержания. Нам часто приходится противопоставлять именно форму и содержание. При изучении темы «Формы правления» нам приходится акцентировать внимание обучающихся на том, что форма государственной власти – это всего лишь совокупность внешних способов и механизмов, при помощи которых в государстве реализуется политический порядок. По форме правления совершенно невозможно определить содержание этой самой политической власти. Так, по форме правления Великобритания – монархия, а Франция – республика. Форма разная – а вот содержание (демократическое государство) одинаковое. И другой пример: Северная Корея – республика и Финляндия – республика, а вот содержание государственной власти, политический режим у них совершенно разный. Без понимания разницы в понятиях «форма» и «содержание» эту тему невозможно объяснить. С понятием «форма» обучающиеся знакомятся и на уроках геометрии. Тема «Геометрические фигуры» – ключевая в 7 классе.

Еще одно ключевое понятие – «процесс». Его первоначальное значение – последовательная смена состояний и динамика в развитии какого-либо явления. Для истории, как и для любой другой общественной науки, это понятие первостепенное, например, изучение темы «Процесс развития первой русской революции». Круговорот воды в природе – тоже процесс и тоже последовательность и динамика.

Понятие «свойство» – это проявление определенных качеств объектов в процессе их взаимодействия. Например, свойства частного и публичного права.

«Явление» – факт, событие, действие, подтверждающее или опровергающее какую-либо тенденцию. Например, вопрос: «Явления социально-экономической жизни в России, свидетельствующие о разложении крепостнической системы». Без этих явлений в принципе невозможно объяснить такую тему, как «Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века» – распространение отходничества; перевод крестьян с барщины на денежный оброк; применение вольнонаемного труда в промышленности. Факты, которые подтверждают тенденцию, отмирание крепостнических основ российской экономики, – это явления. Рассмотрим содержание темы «Физические явления». Явления, при которых не происходит превращения одних веществ в другие, относят к физическим. В жидком виде, в кристаллах льда или в газообразном состоянии вода остается водой, её химический состав не меняется.

«Условие» – понятие, которое обозначает обстоятельство, при наличии или отсутствии которого становится возможным (или невозможным) что-либо. Условие задачи – математика. Условия и признаки протекания химических реакций – химия. «Социально-экономическая политика большевиков в условиях гражданской войны» – история.

Междисциплинарный подход предполагает новые формы познавательных межпредметных заданий:

1. Выявление проблемного вопроса, заключенного в цитату, высказывание, статистику.

2. Отрывки из поэтических и прозаических литературных произведений для постановки познавательной задачи.

3. Исследования исторических источников: мемуаров, официальных документов, научной и научно-популярной литературы.

4. Краткий текст для самостоятельного поиска и решения проблемной ситуации.

5. Парадоксальные видеосюжеты, материалы, составление логических цепочек по условиям задачи.

6. Использование информации таблиц, диаграмм, графиков, карт, рекламных буклетов и различных инструкций, иллюстраций для понимания проблемы, которая выходит за рамки предметной области – истории.

Рассмотрим примеры заданий, способствующих формированию метапредметных знаний на уроках истории.

Примеры межпредметных заданий

Задание 1.

Тема «Общественное движение в России в 60–70-е годы XIX века».

В своем известном произведении Иван Сергеевич Тургенев изобразил одного из главных героев в конфликтных связях с людьми и обществом. В романе сталкиваются представители разных социальных групп – либералы и революционные демократы, помещики и крестьяне, поколения отцов и детей. Основная идея романа передана автором в спорах персонажей о роли дворянства, о нигилизме, о русском народе, об отношении к искусству и природе. Образ главного героя молодёжь приняла как пример для подражания, а сам роман писателя стал знаковым для своего времени.

1. Используя краткий текст и иллюстрации, вспомните название данного литературного произведения, имя главного героя, имена действующих лиц. Подберите заголовки к представленным иллюстрациям.

2. Сформулируйте виды общественных конфликтов, отраженных в сюжете романа. В произведении несколько конфликтов: между Павлом Петровичем Кирсановым, представителем «отцов», и Евгением Базаровым, представителем «детей» (конфликт поколений); между помещиками и крестьянами (социальный конфликт); между разночинцами-демократами и либеральными дворянами (идейный конфликт); между Евгением Базаровым и Анной Одинцовой (любовный конфликт).

3. На основе отрывка из произведения определите значение термина «нигилист».

«<…>
– Точно, точно. Так этот лекарь его отец. Гм! – Павел Петрович повел усами. – Ну, а сам господин Базаров, собственно, что такое? – спросил он с расстановкой.
– Что такое Базаров? – Аркадий усмехнулся. – Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он, собственно, такое?
– Сделай одолжение, племянничек.
– Он нигилист.
– Как? – спросил Николай Петрович, а Павел Петрович поднял на воздух нож с куском масла на конце лезвия и остался неподвижен.
– Он нигилист, – повторил Аркадий.
– Нигилист, – проговорил Николай Петрович. – Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который… который ничего не признает?
– Скажи: который ничего не уважает, – подхватил Павел Петрович и снова принялся за масло.
– Который ко всему относится с критической точки зрения, – заметил Аркадий.
– А это не все равно? – спросил Павел Петрович.
– Нет, не все равно. Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. <…>
– Да. Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты. Посмотрим, как вы будете существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве.
<…>»

(И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Глава 5)

4. Используя информацию из таблицы, предположите, в каком лагере общественного движения оказались бы герои романа И.С. Тургенева: Павел Петрович Кирсанов, Аркадий Кирсанов, Евгений Базаров, Анна Сергеевна Одинцова?

5. Роман И.С. Тургенева – зеркало эпохи. Раскройте причины популярности литературного произведения среди многих поколений российского общества.

Задание 2.

Тема «Историзмы как свидетельства истории».

Ассамблеи, рескрипт, фейерверк, фрегат, бомбардир, табель, протокол, гардемарин, регламент, артикул, мундир, навигация, фортификация, регулярный.

Задания:

Распределите исторические термины по группам (одушевленные, неодушевленные; по сферам достижений; по направлениям политики).
Выделите историзмы, которые используются в современной жизни. Определите их значение.
Составьте предложение на основе выбранного вами историзма. С каким историческим событием он связан?

Задание 3.

Нам известно, что территория России по долготе имеет протяженность 171°22′, или примерно 11,4 часа. С 26 октября 2014 года Федеральным законом «Об исчислении времени» [1] в России установлено 11 часовых зон. Используя информацию, выполните задания:

Определите часовую зону Москвы, составьте определение «московское время».
Рассчитайте, какое время будет во Владивостоке, в Калининграде, когда говорят: «Московское время – 12 часов».
Подберите два примера к высказыванию: «Россия при своем безмерном протяжении живет еще жизнью разных столетий» (Р.А. Фадеев, «Кавказская война», военный историк XIX века).

Мы убедились, что метапредметность подразумевает существование обобщенных систем понятий, которые используются во всех областях, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.

Список литературы:

Федеральный закон от 03.07.2011 N 107-ФЗ «Об исчислении времени» [Электронный ресурс]. URL: https://www.ib.ru/law/3152 (дата обращения: 29.08.2018).
Даутова О.Б., Муштавинская И.В. Новая идеология ФГОС: реализация системно-деятельностного подхода в образовании. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015.
Стрелова О.Ю. Современный урок истории // Преподавание истории и обществознания в школе, 2015.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. 4-е изд., перераб. Просвещение, 2016.

Карпинчик Светлана Григорьевна,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ
karpinchiksg@mosmetod.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0