Воспитательная роль социальных проектов в школе (из опыта работы)

Статья посвящена технологиям социального проектирования в школе № 1770. Авторы описывают социальные проекты по таким направлениям воспитательной работы, как помощь ветеранам, благотворительным фондам, школам-интернатам и приютам для бездомных животных. Работа педагогов основана на привлечении обучающихся к добровольческой (волонтерской) работе. Цель – формирование у школьников активной социальной позиции и морально-нравственных качеств. Статья будет полезна педагогам, работающим с классными и школьными коллективами, кураторам ученического самоуправления.

Ключевые слова: социальные проекты, воспитание, воспитательная работа, ученическое самоуправление, ветераны, социальная помощь.

Одна из педагогических технологий, которая помогает воспитать социально активную личность, – технология социального проектирования. «Социальные проекты представляют собой спланированную и организованную общественную практику» [1].

Цель вовлечения школьников в работу социальных проектов – формирование у них социального опыта и навыков. Привлечение внимания детей к актуальным проблемам общества и включение в практическую работу по их разрешению также помогает формировать морально-нравственные качества, такие как сопереживание, отзывчивость, ответственность. Кроме того, подобная практика положительно влияет на самооценку ребенка, укрепляет его веру в себя, ведь создается ситуация, в которой есть возможность проявить инициативу, и тогда его мнение становится важным для детского и взрослого сообщества.

В воспитательной работе наша школа успешно применяет технологию социального проектирования и предлагает ученикам несколько видов деятельности по разным направлениям. Наличие выбора позволяет вовлечь большее количество детей в соответствии со сферой их интересов. В статье мы описываем основные социальные проекты, в которых принимают участие ученики нашей школы.

Помощь ветеранам

Самым масштабным по количеству участников и по насыщенности мероприятиями является социальный проект «Ветеран живет рядом», который реализуется в рамках гражданско-патриотического воспитания. Этот проект нам особенно дорог потому, что в его создании принимали участие активисты ученического самоуправления нашей школы.

Проект вырос из традиции нашей школы поздравлять Совет ветеранов района Нагатинский Затон с Днем Победы. Ребята задумались, как можно проявить внимание к тем людям, благодаря которым наша страна победила в Великой Отечественной войне. Как сохранить о них память?
Школьники обратили внимание на то, что в селах и малых городах России на заборах домов частного сектора встречаются старые выцветающие фанерные таблички в форме красной звезды. Ребята выяснили, что в советское время существовала традиция отмечать символичными знаками (например, звездами) дома, в которых проживали ветераны ВОВ, или дома, где в семьях потеряли кого-то во время ВОВ. Нашим ученикам понравилась эта традиция, и они выступили с инициативой ее возрождения. Дети решили провести акцию в районе своей школы и разместить специальные таблички на подъездах тех домов, где сегодня живут ветераны ВОВ, как напоминание об их подвиге. Так родилась идея будущего социального проекта.

Непосредственными участниками проекта являются обучающиеся школы № 1770 и наши социальные партнеры – Совет ветеранов района Нагатинский Затон.

Мы выработали систему совместной работы между школой и Советом ветеранов.

Эта работа помогает нам, в частности, реализовать идею проекта.

Осенью организуются мероприятия по сбору сведений об участниках Великой Отечественной войны, проживающих в микрорайоне. Сбор информации ведется в рамках исследовательской и проектной деятельности школьников по теме «Моя семья в истории страны», но некоторые данные предоставляет Совет ветеранов: уточняет списки, сверяет адреса и места проживания участников войны. Так как ребята стараются познакомиться с каждым ветераном, о котором собирали информацию, наш районный Совет часто выступает посредником для организации встреч со школьниками. Мы устраиваем совместные чаепития, проводим тематические встречи и Уроки мужества, коллективные просмотры и обсуждения художественных фильмов о Великой Отечественной войне, экскурсии по школьному музею и по экспозиции в Совете ветеранов. К праздникам школьники стараются сделать подарки и сувениры своими руками, чтобы порадовать ветеранов, предлагают им помощь по хозяйству.

Важная часть проекта – изготовление памятных табличек с надписью «Здесь живет ветеран Великой Отечественной войны». Эти простые знаки внимания сохраняют память о тех людях, которые внесли свой вклад в Великую Победу. Таблички выполняются на заказ и проходят согласование возможности установки. В вопросах согласования и убеждения местных органов власти незаменимым помощником становится наш социальный партнер – Совет ветеранов. Сами таблички изготавливаются на школьном оборудовании из ламинированного картона по макету, который придумали активисты проекта. Закупка материала для изготовления табличек происходит за счет средств, вырученных от сдачи ребятами макулатуры и заработанных на школьных ярмарках, в которых участвуют дети, родители и учителя нашей образовательной организации.

Торжественным финалом проекта является школьный митинг, посвященный Победе в Великой Отечественной войне, который проходит ежегодно недалеко от нашей образовательной организации, у стелы в честь ушедших на фронт добровольцев.
В ходе мероприятия таблички торжественно передаются представителям Совета ветеранов. После окончания торжественной части участники проекта и взрослые обходят район по определенным маршрутам и прикрепляют таблички на подготовленные места, чаще всего рядом с доской объявлений на подъезде.

За три года существования проекта памятные таблички появились на подъездах 20 домов в районе Нагатинский Затон на юге Москвы. Там, где были вывешены таблички, активисты проекта организуют экскурсионные маршруты для обучающихся школы и жителей района. Возникла даже идея создания электронной книги памяти «Мои родственники – участники Великой Отечественной войны». Но этот проект только начал развиваться, и о результатах говорить пока рано.

Благодаря проекту «Ветеран живет рядом» ребята лучше узнали историю России, прониклись судьбами участников войны, почувствовали свою ответственность за сохранение уважительного отношения к старшему поколению и исторической памяти страны. Помогая конкретным людям, ветеранам, которые живут по соседству с нами, мы сохраняем память об их подвиге, о времени, в котором они жили. Мы рады, что проект «Ветеран живет рядом» развивается и с каждым годом его участников становится все больше.

Помощь пожилым людям

Наши воспитанники также проявили интерес к акции благотворительного фонда «Старость в радость». В ней принимают участие в основном ученики начальных классов и их родители. К Новому году и Рождеству они собирают подарки для тех, кто живет в домах престарелых: небольшие сувениры, кроссворды, конфеты, вязаные носочки и поделки. Но главное в этом проекте то, что дети сами пишут небольшие поздравительные открытки с теплыми словами для жильцов домов престарелых, ведут с ними переписку. Для наших ребят это опыт общения с теми, кому трудно, кто одинок, кто нуждается в простом человеческом общении.

Помощь воспитанникам школы-интерната

У нас есть еще один социальный проект, направленный на взаимодействие со сверстниками. Наша школа связана давними дружескими отношениями со школой-интернатом поселка Барсуки Тульской области – ГБОУ «Барсуковская школа им.
А.М. Гаранина». В рамках проекта ребята группами приезжают друг к другу в гости
(в школу). Мы тщательно продумываем программу совместной деятельности для этих встреч. Старшеклассники организуют для своих гостей чаепития, спортивные и интеллектуальные соревнования, прогулки по Коломенскому или Царицыно, экскурсионные программы. Участие в этом проекте дает нашим ученикам опыт социальной коммуникации и общения с ровесниками, которые растут и воспитываются в другой среде.

Помощь бездомным животным

Социальная помощь может быть ориентирована не только на людей. В школе существует проект помощи бездомным животным из частного приюта «Альма», в котором активно участвуют дети и взрослые. Педагоги проводят беседы с ребятами, организуют встречи с волонтерами приюта, которые рассказывают о своей работе. Все вместе: и дети, и взрослые – собирают корм для четвероногих подопечных, понимая, что частный приют содержится только на пожертвования, а брошенные животные нуждаются в уходе. Это способствует воспитанию у ребят социальной ответственности и человеческого сопереживания. Старшеклассники отвозят корма в приюты, ухаживают за животными, гуляют с ними.

Заключение

В каждой школе найдутся ребята, готовые помогать другим. В нашей образовательной организации волонтерство стало не разовой акцией, а системой мероприятий, в которых может принять участие любой обучающийся. Основные воспитательные задачи, которые стоят перед педагогами школы, – привлечение ребят к общественной деятельности, проявлению активной социальной позиции. В процессе социальной проектной работы у школьников формируются такие навыки, как умение найти решение проблемы и оказать помощь, увидеть чужую беду и не остаться равнодушным.

Организация работы детей в социальных проектах требует продумывания каждой мелочи. В частности, педагогам-кураторам следует принимать во внимание такой важный момент, как «обратная связь». Например, социальные проекты, в которых участвуют наши школьники, поддерживают родители и жители района, и дети благодаря этому чувствуют свою значимость и причастность к общему делу. Таким образом, социальное проектирование помогает всем участникам процесса: и тем, кому оказывается помощь, и тем, кто эту помощь оказывает, – ощутить себя частью общества.

Список литературы:
1. Янушевский В.Н. Учебное и социальное проектирование в основной и старшей школе: методическое пособие // Библиотека журнала Директор школы. № 1. 2017. С. 82. [Электронный  ресурс]. URL:http://biblio.salemalmoshi.edusite.ru/DswMedia/uchebnoeisocial-noeproektirovanievosnovnoyistarsheyshkolemetodicheskoeposobie.pdf.

Гамазкова Марина Александровна,
учитель русского языка и литературы 
ГБОУ «Школа № 1770»
gamazkova@mail.ru
 
Васильева Ольга Анатольевна,
методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ
vasilevaoa@mosmetod.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.