Рубрики
Воспитательная работа

Система формирования патриотизма у детей дошкольного возраста. На примере детско-родительских проектов

Система гражданского и патриотического воспитания у детей дошкольного возраста формируется в нашем образовательном учреждении в рамках проектной деятельности. Несколько лет назад мы впервые предложили семьям наших воспитанников попробовать восстановить историю военного пути их предков – прадедушек и прабабушек. Так родилась традиция детско-родительских проектов историко-патриотической направленности.

0
Кирсанова Светлана Анатольевна,
педагог-психолог
ГБОУ «Школа №1601 им. Героя Советского Союза Е.К. Лютикова»
3a.11@co1601.ru
Конева Галина Рафаиловна,
старший воспитатель
ГБОУ«Школа №1601 им. Героя Советского Союза Е.К. Лютикова»

«Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»
Шарль Монтескье

Система гражданского и патриотического воспитания у детей дошкольного возраста формируется в нашем образовательном учреждении в рамках проектной деятельности. Несколько лет назад мы впервые предложили семьям наших воспитанников попробовать восстановить историю военного пути их предков – прадедушек и прабабушек. Так родилась традиция детско-родительских проектов историко-патриотической направленности.

Проект рассчитан на весь учебный год. Ребята вместе с родителями восстанавливают имена своих родных и близких – героев Великой Отечественной войны. С гордостью рассказывают об их доблестном военном пути, показывают их награды и пожелтевшие черно-белые фотографии из семейных архивов. Какими бы далекими не казались современным детям те трагические события, рассказывая о подвигах своих прадедов, они становятся причастными и к горю войны, и к радости Великой Победы. Таким образом восстанавливается историческая память. Свои работы ребята представляют на нашем фестивале «Спасибо за жизнь!», приуроченного ко Дню Победы. С портретами своих прадедов наши воспитанники участвуют в шествии «Бессмертного полка». Мы считаем, что те чувства и эмоции, которые переживают дети, станут основой их патриотизма и гражданственности.

1

Фотография на память с ветеранами.

Конечно, история России – это не только Великая Отечественная война. Место подвигу есть всегда. Наши воспитанники рассказывают о своих родственниках, которые служили в Афганистане и в Чечне. Охрана правопорядка тоже ответственная и сложная работа. О каждодневном подвиге полицейских, об их постоянной готовности защищать мирных граждан ребята узнали из проекта «Полиция. Центр профессиональной подготовки главного управления МВД России по г. Москве». Мы рассказываем ребятам о том, что каждый человек, преданный своей Родине, может принести пользу честным и добросовестным отношением к делу: и музыкант, который играет в военном оркестре (проект «Мой брат играет на валторне»), и врач, который спасает солдат в военном госпитале (проект «На страже здоровья»).

Из всех детско-родительских проектов нам хотелось бы выделить исследование семьи Романа П. Этот проект рассказывает об истории военной династии. Подготовку проекта мы начали три года назад. Тогда пятилетний Роман выступил с рассказом о своем прапрадеде, защищавшем советскую власть в Гражданскую войну, о своих родственниках, сражавшихся в партизанском отряде Белоруссии, в битве за Сталинград и умирающих от голода в блокадном Ленинграде. Тогда же Роман сказал, что мечтает стать военным. За три года Роман и его родители провели глубокое исследование истории своей семьи, и продолжают его теперь уже вместе со младшей сестрой и братом. Но самое главное, мальчик не изменил своей мечте. Сейчас Роману 8 лет, он второклассник, но мы продолжаем сотрудничать с его семьей. Они создали электронную книгу «Мы служим России!», и собрали в нее 18 имен своих родственников, которые служили, служат и, как уверяет Роман, еще будут служить России. После окончания начальной школы мальчик планирует поступать в кадетский корпус. Роман рассказывает, как его папа (офицер полиции) и дедушка (офицер в отставке, преподаватель ОБЖ) учат его военному искусству. С проектом «Мы служим России!» Роман успешно выступил в Городском конкурсе «История моей семьи в истории России. Семейные династии».

Мы, взрослые, верим, что участие в подобных проектах оставляет в душах ребят глубокий след, и в последствии формирует чувство принадлежности к российскому народу и преданности своей Родине. И самое важное, такие проекты помогают ребенку ощутить связь со своими предками, почувствовать ответственность за доброе имя своей семьи и своей страны.

Любовь к Родине начинается с любви к городу своего детства. Малая Родина наших воспитанников – Москва. Наша задача – помочь детям узнать и полюбить этот город. Мы проводим ежегодную викторину «Москва моя – ты самая любимая!» Ребята вместе с родителями представляют свои любимые достопримечательности столицы. Так, виртуально, мы с воспитанниками побывали в дворцово-парковом ансамбле «Царицыно», парке «Зарядье», Палеонтологическом музее, Третьяковской галерее, Петровском Путевом Дворце, музыкальном детском театре «Экспромт», «Динопарке», Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Песни о нашем городе: «Песня защитников Москвы», «Звездочки столицы», «Я шагаю по Москве», «Ах, Арбат, мой Арбат» – с удовольствием исполняют и дети, и взрослые.

3

Викторина «Москва моя — ты самая любимая!»

В 2018 году мы планируем развивать проектную деятельность по теме «Чудеса России». Принято считать, что существует семь чудес света. А разве на Родине мало чудесных мест, которые тоже способны поразить воображение? Мы хотим, чтобы наши ребята научились замечать необычное и красивое вокруг себя и умели рассказать об этом друзьям. Наши воспитанники, как и все современные дети, имеют возможность путешествовать, знакомиться с другими странами через интернет и фильмы. Мы надеемся, что благодаря нашим проектам, каждый из них всегда и везде будет с гордостью произносить: «Я – россиянин и я горжусь своей страной!»

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0