Рубрики
Дополнительное образование

Средовый музей в школе: «История прошлого в технологии будущего»

В эпоху глобализации на первый план выдвигается идея сохранения культурного многообразия. Культурная многоукладность общества, страны и мира в целом – это объективная тенденция, вызванная нынешним обостренным пониманием каждым народом своей истории и культуры как абсолютной ценности, своего образа жизни как неотъемлемого права.

0
Литовский Андрей Николаевич,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
litovskiyan@mosmetod.ru
Шишкин Сергей Валерьевич,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
shishkinsv@mosmetod.ru

В эпоху глобализации на первый план выдвигается идея сохранения культурного многообразия. Культурная многоукладность общества, страны и мира в целом – это объективная тенденция, вызванная нынешним обостренным пониманием каждым народом своей истории и культуры как абсолютной ценности, своего образа жизни как неотъемлемого права. Современные музеи, раскрывая новые пласты культурного наследия, должны делать акцент на толерантность, уважение и гордость по поводу многообразия культур. Поддержка культурного разнообразия – важнейшее средство противостояния глобализации культуры, а также предотвращения конфликтов этнокультурного характера. В силу этого необходима серьезная переориентация деятельности традиционных музеев как институциональных форм сохранения культурного наследия, или существенная трансформация этих форм, позволяющих сохранять, интерпретировать и демонстрировать не только разнообразные памятники материальной, но и явления духовной культуры.

20 февраля 2017 года в Московском Доме ветеранов войн и Вооруженных Сил состоялся расширенный Пленум Московского городского совета ветеранов (МГСВ), на котором выступил председатель МГСВ дважды Герой Социалистического Труда В.И. Долгих с докладом о реализации Программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы. В Постановлении Пленума было рекомендовано образовательным организациям столицы «шире и грамотнее использовать музеи боевой и трудовой славы как важное средство патриотического воспитания» [5]. Докладчик предложил обратиться к Мэру Москвы С.С. Собянину и руководителю Департамента образования Москвы И.И. Калине с просьбой о необходимости разработать целостную программу переоснащения школьных музеев.

На основании Соглашения между Московским городским советом ветеранов и Департаментом образования города Москвы (ДОгМ) о совместной деятельности в области патриотического (духовно-нравственного и гражданского) воспитания обучающейся молодежи, последний поручил Городскому методическому центру (ГМЦ) разработать Концепцию по созданию средовых школьных музеев «История прошлого в технологии будущего».

В соответствии с поручением отдел «Гражданско-патриотическое воспитание. Музеи образовательных организаций» ГМЦ с целью привлечения образовательных организаций к созданию Концепции разработал номинацию «Истории прошлого в технологиях будущего» врамках Городского конкурса «Школьный музей: новые возможности». Участники конкурса должны были разработать и представить проект Концепции по созданию средового музея своей школы.

Городским методическим центром была определена основная цель реализации проекта по созданию средовых школьных музеев в образовательных организациях. Это создание виртуального музея в качестве основы инновационных технологических возможностей по созданию интерактивной информационной системы для формирования у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Обеспечение достойной роли музеев на базе образовательных организаций, сохранение образовательных, культурных ценностей и традиций.

Были определены методы и средства обеспечения создания средовых школьных музеев:

– использование инновационных технологических возможностей по созданию интерактивной, удобной и эффективной в использовании информационной системы;

– создание электронной экспозиции музея, открывающей доступ к виртуальным копиям экспонатов;

– реализация метода виртуальной реконструкции для основы проектирования виртуального музея.

По результатам анализа содержания и оборудования школьных музеев ГМЦ предложил реформировать существующую организацию технологического обеспечения музеев с целью создания целостной системы музейных центров образовательных учреждений (Система) и составить организационную структуру для решения вопросов создания Системы проекта «История прошлого в технологии будущего», куда рекомендовал включить:

– органы управления образованием и руководство образовательных организаций, решающие задачи по созданию средовых школьных музеев;

– рабочие группы из числа музейных руководителей в образовательных организациях.

ГМЦ рекомендовал участникам проекта определить методические центры и образовательные организации, которые могут осуществлять подбор необходимого интерактивного оборудования, а также подготовку и переподготовку кадров для дальнейшей работы в Системе.

Городской методический центр определил основные функции Системы реализации проекта:

–разработка стратегии проекта Концепции средового школьного музея;

– реализация общественных запросов родителей (законных представителей) обучающихся, а также руководства и сотрудников государственных образовательных организаций на технологическое обеспечение школьных музеев современными интерактивными технологиями и электронными образовательными средствами;

– организация разработки программ, локальных актов образовательных организаций в плане обеспечения школьных музеев интерактивным оборудованием, координация работ по их реализации;

– обеспечение контроля за созданием и использованием процесса модернизации музейного оборудования посредством обязательного лицензирования деятельности в области музейной работы в образовательных организациях и сертификации музеев.

В рамках введения системно-деятельностного подхода в образовании при реализации программы проекта Городской методический центр предложил конкурсантам создание трехмерного моделирования в виртуальной среде, интерактивных карт, интерактивных панорам, проектирование виртуальных экскурсионных программ на базе экспозиций музеев образовательных организаций.

Для музеев, участвующих в проекте ГМЦ, нами был предложен вариант оборудования для средового школьного музея:

– интерактивные столы, для проведения качественного обучения среди детей школьного возраста;

– дисплеи с компактными медиаплеерами, где изображения сменяются в режиме слайд-шоу;

– интерактивная сенсорная книга для активного просмотра и изучения одиночными посетителями или группами;

– интерактивная трибуна для конференций;

– интерактивный сенсорный стол, который может превратить музейное помещение в информационно-познавательное пространство;

– комплекс «Интерактивные визитные карточки», который способный отражать текстовую информацию, фото- и видеофайлы (как в статическом виде, так и в виде презентаций);

–музейные витрины;

–оборудование для подсветки экспонатов;

– интерактивный дисплей, позволяющий работать с web-приложениями, отображать на нем рабочий стол компьютера или ноутбука, демонстрировать презентационные материалы;

–аудиоаппаратура;

– миниатюрные проекторы, имеющие цветовую насыщенность и четкость изображения;

– просветная проекционная пленка с широким углом обзора, для создания голографических изображений в воздухе, которая позволяет проецировать изображение на оптически прозрачные плоскости;

– электронные компьютерные гиды;

– электронный сенсорный киоск, позволяющий получить более подробную информацию о музейной экспозиции, а также проводить обучающие лекции или интерактивные экскурсии.

За основу проекта Концепции образовательной и научно-методической деятельности Городской методический центр рекомендовал конкурсантам принять методологические основы, которые включают в себя представление и обоснование системно-деятельностного подхода как основного метода реализации проекта Концепции создания средового музея своей школы; перечень закономерностей, являющихся фундаментом теоретической концепции; совокупность принципов, синтезирующих и реализующих огромные научно-образовательные возможности от использования мультимедиа оборудования на базе музея.

Конкурс проектов средовых школьных музеев в рамках Городского конкурса «Школьный музей: новые возможности» (номинация «Истории прошлого в технологиях будущего») проходил в три этапа.

На первом этапе осуществлялся отбор лучших концепций средовых музеев на уровне Межрайонных советов директоров (МРСД).

Второй этап проводился в форме представления видеопрезентации и проекта Концепции средового школьного музея.

На третьем этапе были отобраны лучшие конкурсные работы, представленные МРСД. Победители конкурса определялись по результатам экспертного обсуждения заочно.

На протяжении всех этапов Конкурса осуществлялось методическое сопровождение разработок проектов концепций в образовательных организациях отделом «Гражданско-патриотическое воспитание. Музеи образовательных организаций» ГМЦ.

Презентация лучших проектов концепций и торжественное награждение образовательных организаций, ставших победителями и призерами конкурса, состоялись в Историческом парке «Россия – моя история» в декабре 2017 года.

Современные школьные музеи должны идти в ногу со временем. Согласно Концепции развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года к современным тенденциям развития музеев относятся:

– возрастание роли музеев в сфере образования за счет активного использования уникальной предметной среды музейных экспозиций;

– активное внедрение в работу музеев информационных и коммуникационных технологий;

– внедрение интерактивных форм работы и, как следствие, рост значения образно-эмоциональной и досуговой составляющих работы с посетителем;

– создание музейных центров, демонстрирующих примеры формирования качественно нового пространства коммуникации и производства новых идей;

– появление новых технологий, механизмов и организационных форм, позволяющих обеспечить сохранность музейных предметов и коллекций приодновременном расширении их доступности для посетителей.

Все вышеизложенные тенденции развития музеев можно отнести к музеям образовательных организаций.

Компьютерные технологии и мультимедийная продукция, создаваемая музеем образовательной организации, позволят приобщить к этим проблемам значительно большее количество людей, расширяя тем самым круг реальной и потенциальной музейной аудитории.

Сегодня нельзя игнорировать то обстоятельство, что развитие информационных технологий, предлагаемых для использования при создании средовых музеев в школе, стимулирует переосмысление самого феномена музея образовательной организации. Специалистами он трактуется как функциональный орган общественного сознания, который возникает в точках пересечения информационно-коммуникативных процессов, как содержательное поле, состоящее из «уже построенных» моделей сознания и особой формы представления разноплановой информации как для обучающихся образовательной организации, так и для остальных посетителей.

Таким образом, средовый школьный музей становится фактом реальности электронного века, с которым нельзя не считаться.

Список литературы:

1. Государственная программа «Столичное образование» на 2012–2018 гг.
2. Конституция Российской Федерации.
3. Концепция развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года.
4. Никишин Н.А. «Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века». М., 1999.
5. Расширенный пленум Московского городского совета ветеранов // Московский ветеран. Февраль 2017. №№ 9–10.
6. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
7. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 29 июля 2017 г.).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0