Тема природы в литературе. Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ

59
Бессарабова Ольга Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1363»,
Малышева Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1363»,

Апробация на уроках русского языка

Мы, авторы этой статьи, работаем учителями старших классов и понимаем, как важно и трудно бывает систематизировать материал, подготовить к экзамену и в то же время провести интересный, полноценный, запоминающийся урок. Предлагаемый материал был апробирован нами в несколько этапов. Первая часть представляет собой обобщение нашего выступления на круглом столе, проводимой кафедрой филологии ГБОУ Школа № 1363.  Вторая часть – уроки русского и литературы – были проведены нами в шести десятых классах нашей школы. Написать изложение за один урок получается с каждым классом. А вот на литературе многое зависит от самих детей: не всегда удается уложить материал в один урок. В случае, если класс слабый и не справляется с объёмом (не остаётся времени на написание аргумента) мы предлагали написать аргумент в качестве домашнего задания или переносили этот вид деятельности на следующий урок в качестве проверочной работы.

Фотография 1. Изложение в 10 классе. Автор: Малышева С.В.

Итак, статья состоит из двух частей:

Теоретическая. «Анализ наиболее часто встречающихся на экзамене проблем по теме: «Природа». Банк аргументов».

Практическая. Разработки конспектов уроков (подготовка к написанию аргумента). «И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Анализ эпизода из III главы»

Теоретическая часть. Анализ наиболее часто встречающихся на экзамене проблем по теме: «Природа». Банк аргументов.

Проблема охраны природы:

1. Проблемы экологии. В анализируемых текстах, как правило, поднимается проблема неблаготворного воздействия человека на природу. Часто люди в процессе своей деятельности не принимают во внимание, насколько результаты каждого нашего дела могут быть губительными, разрушительными для природы. В качестве примера из художественной литературы можно привести фантастическую повесть М.А. Булгакова «Роковые яйца». Гениальный ученый, Владимир Ипатьевич Персиков, изобрёл «луч жизни». Но талантливый человек не подумал о том, что в обществе существуют корыстные и необразованные люди. В результате изобретение учёного было использовано не по назначению. Из-за халатности руководителей, ошибок исполнителей произошёл сбой в производстве, и это повлекло за собой экологическую катастрофу: в окрестностях Москвы появились гигантские рептилии.

2. Проблема ответственности человека за происходящее на Земле. А. де Сент-Экзюпери сочинил прекрасную сказку «Маленький принц», которая учит читателя тому, что каждый ответственен за свою планету. Главный герой заставляет читателя задуматься о том, что главное – любить свою планету: вырывать сорняки баобабов, чистить вулканы и заботиться о розе.

3. Проблема соотношения понятий «охота» и «убийство» и проблема отношения к беззащитным животным могут быть раскрыты на примере романа советского писателя Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Эпизодическими, но важными с точки зрения сюжета героями являются браконьеры. Эти люди потеряли моральный облик. Они готовы убивать беззащитных животных. Только главный герой, Егор Полушкин, противостоит им, к сожалению, ценой собственной жизни. Лесник погибает, пытаясь защитить белых лебедей.

4. Проблема противоречия между деятельностью человека и стремлением сохранить окружающую среду. Порой необходимая для человека деятельность заставляет его причинять природе невосполнимый вред – эта мысль является основной в повести В.П. Астафьева «Царь-рыба». Человек вмешивается в окружающую среду, чтобы создать благоприятные для себя условия. От этого гибнет окружающая его природа. Другим аргументом из литературы может служить поэма А.С. Пушкина «Медный всадник». Петр Первый – великий государственный деятель. Он смог совершить невероятное: осушить болота и построить великолепный город на непригодной для этого местности. Но природа берет свое: наводнения часто случаются в Санкт-Петербурге и уносят жизни людей, разрушают город.

Проблема влияния природы на человека:

1. Красота природы помогает городскому человеку ярче воспринимать окружающий мир, благотворно влияет на его душу, побуждает к творчеству. В качестве примера можно привести рассказ Юрия Яковлева «Разбуженный соловьями». Пение маленькой птицы пробуждает в Селюженке, мальчике со сложным характером, лучшие чувства. Ребёнок не только почувствовал влечение к творчеству (решил заняться лепкой), но и смог адаптироваться в обществе сверстников.

2. Природа как источник духовных сил человека. В данном случае как аргумент может быть приведен роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». См. вторую часть статьи.

3. Любовь к родному краю, его природе способствует творчеству и дарит вдохновение. Это прекрасно понимал Лев Николаевич Толстой. Его любимые герои всегда находили понимание и успокоение в природе. Примером является герой романа «Анна Каренина» – Константин Левин. Он чувствует себя увереннее, когда участвует в покосе вместе с мужиками. Именно работа на природе дарит дворянину вдохновение.

4. Проблема любви к природе, родной земле. Что может быть прекрасней родной земли? Никакими самыми экзотическими впечатлениями невозможно затмить любовь к ней. Именно об этом пишет И.А. Бунин в рассказе «Косцы». Читая это произведение, вы попадаете в атмосферу чистоты, сказки. Но в то же время воспоминания о косцах переплетаются с мыслями о прошлом, о России, проникнуты скорбью, потому что ничего нельзя вернуть назад. Воспоминания о родной земле будят в душе автора ностальгические, чистые чувства.

5. Человек, который с детства любит природу (и тонко чувствует ее), очень тяжело переживает, когда природе наносят вред. Главный герой романа Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», Егор Полушкин, ведёт сына в липовую рощу, чтобы показать красоту весеннего леса. Но отец и сын видят погибшие деревья, кору с которых ради заработка ободрали односельчане. Герой болезненно переживает эту утрату. Другим примером может служить пьеса Чехова А.П. «Вишневый сад». Владельцы вишневого сада не готовы продать его под постройку дач. Для них это не просто деревья, а воспоминания, молодость, красота.

Проблема взаимосвязи человека и природы:

1. Примеры того, что мир, который окружает человека, поясняет наше состояние, помогает понять себя, можно найти в разных произведениях русской литературы, например, в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Состояние человека отражается в природе (Болконский, эпизод с дубом). Поэтическая натура Наташи Ростовой, ее очарование жизнью, естественность находят отражение в весенней подлунной ночи.

2. На природе современный человек может отрешиться от повседневных забот, очиститься духовно и вспомнить, что он является ее частью. В романе современного писателя Алексея Иванова «Географ глобус пропил». Городской человек, учитель, отправляется с учениками в поход. Именно там, на фоне природы, они смогли осмыслить отношение к жизни, понять свой внутренний мир.

3. Красота природы способна пробудить в человеке чувство любви к Родине, установить с ней неразрывную связь. Героини, ставшие для читателя образцами русских женщин, например, Татьяна Ларина (А.С. Пушкин, роман в стихах «Евгений Онегин»), Лиза Бричкина (Б.Л. Васильев, роман «А зори здесь тихие») воспитаны природой. Обе девушки понимают красоту окружающего мира, с детства чувствуют его красоту. Нравственность героинь во многом обусловлена их близостью к природе.

Проблема взаимодействия человека и природы:

1. Природа помогает человеку избавиться от ощущения одиночества, ощутить радость жизни. Об этом мы читаем в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Аркадий Кирсанов возвращается домой. Его представления о жизни поменялись, юноша отгородился от отца, от семьи. Но весенняя природа позволяет молодому человеку вернуться к самому себе, почувствовать себя маленьким мальчиком, любящим все вокруг.

2. Источником истинной красоты служит природа; рукотворная красота может быть дорогой, но фальшивой. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». В начале главы «Княжна Мери» Печорин описывает кавказский пейзаж: небо, горы, воздух. Читатель понимает, что именно природа является одной из неоспоримых ценностей для героя. Жизнь людей, представителей светского общества, по сравнению с окружающим миром, пуста и фальшива.

Практическая часть. И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Анализ эпизода из III главы.

Работа проводится на двух уроках:

Урок русского языка. Тема «Изложение по отрывку из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Урок литературы. Тема: «Анализ эпизода из романа Тургенева «Отцы и дети». Создание аргумента для сочинения ЕГЭ»

УУД:

– личностные: смыслообразование, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;

– регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; смысловое чтение;

– познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

– коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Урок 1. Изложение. (Приложение 2)

Текст изложения [1]: отрывок из III главы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (см. Приложение 3).

Этапы урока

1. Словарная работа:

Плотина – сооружение, перегораживающее ток воды, разметанные (крыши) – расположенные далеко друг от друга, вразброс.

Гумно – помещение для сжатого хлеба.

Обтерханные – истрепанные, оборванные.

Клячонка – плохая, заморённая лошадь.

Чибис – небольшая птичка.

Яровые хлеба – однолетние, высеваемые весной.

I. Первое прочтение.

II. Вопросы и задания:

– Определите тип, стиль предложенного отрывка. (Перед нами художественный текст-описание.)

– На сколько частей можно поделить анализируемый отрывок, на чем основано ваше решение? Какой художественный приём лежит в основе соотнесения первого и второго абзацев? (Отрывок делится на две части. Описание в первом абзаце (мрачное, пессимистическое) противопоставлено описанию весеннему, полному жизни и счастья описанию во втором абзаце.)

– Какие части речи преобладают в описательных текстах? Выпишите образы, появляющиеся в первой части отрывка. (В первой части преобладают существительные и зависящие от них прилагательные. Образы первой части: поля, леса, кустарник, овраги, руки, пруды, плотины, избёнки, сарайчики, воротища, гумно, церкви, кресты, кладбища, мужички, клячонки, ракиты, коровы. Образы второй части: «все» (деревья, цветы, травы), птицы (жаворонки, чибисы, грачи)).

– Проанализируйте построение образов в первой части, композицию. В каком порядке они выстроены? (От панорамы к деталям; от природы к человеку; снисходящая градация: от нейтральных образов к образам мрачным, связанным с зимой, нищетой, смертью.)

III. Второе прочтение. Вопросы и задания:

– Чем художественный стиль отличается от остальных стилей? (В художественных текстах авторы создают образы, которые передают эмоции и героев, и автора.)

– Объясните, почему автор часто прибегает в этом описании к словам с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с одной стороны, помогают смягчить мрачную атмосферу, с другой, показывают, насколько мелочна жизнь человека по сравнению с природой.)

– Какие эпитеты вы отметили? Какую атмосферу они создают? Чьи мысли и чувства передают. («Небольшой», «низкий», «редкий», «худыми», «разметанными», «покривившиеся», «зевающими», «опустелых», «разоренными» и др.)

– Какие сравнения использует автор? Какова их роль? («Как нищие в лохмотьях», «словно обглоданные» – сравнения объединяют человека и природу, помогают увидеть тяжелую зиму, голодную весну.)

– Вторая часть описания наполнена не столько эпитетами, сколько разнообразными глаголами: назовите их. Какова их роль во втором абзаце? (Глаголы: «волновалось», «лоснилось», «заливались», «кричали», «гуляли», «пропадали» и др. – помогают читателю почувствовать, насколько природа отличается от человека, в ней всё живёт, радуется)

IV. Написание изложения.

Урок литературы. Тема: «Анализ эпизода из романа Тургенева «Отцы и дети». Создание аргумента для сочинения ЕГЭ»

V. Обсуждение по вопросам.

К каким проблемам, связанным с понятием «природа», можно подобрать аргумент, используя анализируемый отрывок? (Влияние природы на человека, взаимосвязи природы и человека: природа помогает человеку очиститься духовно, проблема взаимодействия человека и природы: природа помогает  ощутить радость жизни.)

Какое место в романе занимает анализируемый эпизод:

– Каких героев мы видим в этом отрывке?

– Из какого города возвратился Аркадий?

– Куда направляются герои?

– Какие чувства испытывает каждый из них и почему?

– Почему мы можем говорить о том, что Аркадий испытывает смешанные чувства?

– Как природа повлияла на молодого человека.

Предварительный вывод: Сформулируйте мини-аргумент: о чем рассказывается в отрывке и как природа повлияла на Аркадия Кирсанова?

Как раскрывается в этом эпизоде социальный аспект идейного содержания:

– О каких конфликтах, раскрывающихся в произведении, вы можете рассказать?

– Чьими глазами мы видим пейзаж: докажите вашу мысль.

– Только ли о бедности крестьян говорит нам пейзаж Тургенева, и только ли о бедности?

– Как вы думаете, какие из фраз в описании «принадлежат» автору, отражают его взгляд? Как мнение автора соотносится с позицией Аркадия?

Анализ мотивов и символов:

– Критики говорят о философском звучании, философской направленности пейзажей Тургенева: картины природы часто связаны с мыслями о жизни и смерти. Докажите эту мысль, опираясь на прочитанный отрывок.

– Какие еще философские мотивы вам удалось увидеть в анализируемом эпизоде?

– Объясните появление образа птиц в последней части описания: почему именно жаворонки, чибисы, грачи имеют для автора такое важное значение; в чем заключается многозначность, символичность этих образов?

Как раскрывается в этом эпизоде философский аспект идейного содержания:

– Прокомментируйте известные слова Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Каков их идейный смысл? Каково отношение автора к этому высказыванию? Кто из героев во время поездки выражает подобное мнение?

– Какой конфликт раскрывается в отрывке? Только ли между природой и Базаровым это противостояние?

– Кто одержит победу в этом противостоянии? При каких условиях, по мнению Тургенева, человек может быть счастлив?

(По итогам обсуждения ученики должны понимать, что в маленьком эпизоде раскрываются философские проблемы. Тургеневу удалось показать и омертвелость, черствость души Аркадия, закрывшегося от окружающего мира, и бедственное положение крестьян в поместье Кирсановых и России в целом, и величие природы, стоящей над человеком, живущей по своим вечным законам.)

VI. Вывод: Напишите один из вариантов работы.

Вариант 1. Задание на оценку «удовлетворительно». Выучите аргумент и запишите его по памяти. См. Приложение 4.

Вариант 2. Напишите аргумент по теме «Влияние природы на человека». В своем ответе не забудьте раскрыть следующие аспекты, опираясь на авторскую позицию:

– воздействие природы на человека;

– природа и человек: кто сильнее;

– роль анализируемого эпизода в романе «Отцы и дети»;

– философское и символическое звучание пейзажей Тургенева;

– счастье человека: от чего оно зависит?

Приложение к статье доступно по ссылке.

Список литературы:

1. Тургенев И.С. Отцы и дети. [Электронный ресурс]. URL: http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0040.shtml (дата обращения 06.12.2017).

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.