Рубрики
Воспитательная работа

Детско-родительский познавательный досуг для развития моторного праксиса «По следам солнечных зайчиков»

Наибольшее влияние на развитие личности ребенка оказывает семья. Семья – это первое социальное окружение, в котором человек усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и обретает основные умения и навыки деятельности, общения и ведения здорового образа жизни. Семья – своеобразная педагогическая среда, которая неразрывно связана с дошкольным отделением любой школы. Поэтому важность формирования таких взглядов у родителей очевидна.

0
Трухова Ирина Петровна,
педагог-психолог ДО «Подсолнух»
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2109»,
ira.truhowa@yandex.ru
Хмелевская Ирина Николаевна,
учитель-логопед ДО «Подсолнух»
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2109»,
irina080676@rambler.ru

Наибольшее влияние на развитие личности ребенка оказывает семья. Семья – это первое социальное окружение, в котором человек усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и обретает основные умения и навыки деятельности, общения и ведения здорового образа жизни. Семья – своеобразная педагогическая среда, которая неразрывно связана с дошкольным отделением любой школы. Поэтому важность формирования таких взглядов у родителей очевидна.

В толковом словаре русского языка Д.В. Дмитриева досуг трактуется как понятие свободного времени, «когда вы не заняты работой или важными делами». А является ли время, когда родитель проводит с детьми «неважным» занятием? И умеет ли он использовать это время в интересах воспитания, образования своего ребенка и профилактики его здоровья?

В нашей статье мы постараемся поделиться опытом создания детско-родительского познавательного досуга для развития моторного праксиса «По следам солнечных зайчиков», который был совместно подготовлен логопедом и педагогом-психологом дошкольного отделения «Подсолнух» ГБОУ «Школа № 2109».

 

Фотографии 1–2

При конструировании досуга мы постарались объединить различные его элементы таким образом, чтобы каждый из них поддерживал бы общую структуру занятия для выполнения поставленной цели. Целью мы определили профилактику нарушений моторного праксиса.

К. Липманн подчеркивал, что праксис – это система не только предметных, но и произвольных действий. Также обратил внимание и на то, «что для выполнения какого-либо двигательного акта необходимо совершить серию отдельных движений, соответствующих его общему замыслу. Такой замысел К. Липманн назвал «идеаторным эскизом (наброском)». По существу, он представляет собой план действия, который разворачивается в отдельные двигательные акты («кинетические мелодии»). Чтобы действие совершилось, необходима также передача представлений о нем в исполнительный (моторный) центр» [1].

 

Фотографии 3–4

Таким образом, перед нами стояла задача создать досуг как некую последовательность отдельных «двигательных актов», в свою очередь входящих в отдельный элемент занятия. Для чего нами были выбраны следующие задачи детско-родительского познавательного досуга:

– ознакомить с новыми навыками взаимодействия родителя с ребенком;

– активизировать коммуникацию в семье через совместное выполнение упражнений;

– развивать мелкую моторику рук у детей;

– использовать элементы су-джок терапии по коррекции речи;

– развивать координацию движений;

– совершенствовать навыки пространственной ориентации;

– развивать память, внимание;

– развивать фонематический слух и восприятие;

– формировать длительность, плавность, силу воздушной струи, активизировать мышцы губ;

– содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности.

Безусловно, для реализации этих задач были использованы задания в игровой форме.

Для создания соответствующей профилактической и воспитательно-образовательной среды нами были разработаны вспомогательные авторские игровые объекты: «солнышко», «тучка» «следы», «пруды с лилиями». Продумана последовательность перемещений детей и родителей внутри этой игровой среды, а также логистика использования игровых объектов: разноцветных кругов и прищепок, массажных мячиков, стеклянных камешков, массажных шариков «Су-Джок» и других вспомогательных объектов. Большинство из элементов досуга сопровождалось аудиозаписью, в том числе записями шума листвы, леса и морского прибоя.

Важно, что все игры, задания и упражнения проводились совместно детьми и их родителями. Очевидно, что такая организация досуга позволяет не только выполнить основную цель – профилактику нарушений моторного праксиса, но и создать условия для формирования у родителей таких навыков и положительного вектора на взаимодействие со специалистами дошкольного отделения.

Основным результатом проведенного досуга мы определи то, что родители детей, участвующих в досуге стали регулярно обращаться к специалистам за консультацией по проведению подобных занятий в домашних условиях и с привлечением к ним не только пап и мам, но и бабушек и дедушек. Для нас важно, что профилактическая работа с детьми не заканчивается за калиткой дошкольного отделения!

Приложение к статье доступно по ссылке.

Рекомендуемый список (по возможности) используемой литературы:

1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. М.: АСТ Астрель Транзиткнига, 2005.
2. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Автор-сост. О.А. Зажигина. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
3. Филиппова Е.Н. Формирование моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). Уфа: Лето, 2013. С. 127–129.

Рекомендуемый список WEB-ресурсов:

1. Электронная полнотекстовая библиотека ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». [Электронный ресурс]. URL: https://lib.mgpu.ru/article/1251 (дата обращения 24.11.17).
2. Электронная полнотекстовая библиотека ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет». [Электронный ресурс]. – URL: http://psychlib.ru/index.php (дата обращения 24.11.17).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0