Рубрики
Воспитательная работа

Урок – основа знаний

Каждый знает, как наши обучающиеся «любят» читать художественную литературу, особенно ту, которая входит в школьную программу. Знакомство с нею для многих из них ограничивается учебником. Как заинтересовать ребят чтением? Способов достижения этой цели немало.

0
Нагорный Юрий Феодосьевич,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1370»,
nagorn.yr.61@mail.ru

Каждый знает, как наши обучающиеся «любят» читать художественную литературу, особенно ту, которая входит в школьную программу. Знакомство с нею для многих из них ограничивается учебником. Как заинтересовать ребят чтением? Способов достижения этой цели немало. Я хочу сказать лишь об одном, что  основная причина недостаточной эффективности урока – в нас самих. Чего греха таить: во многих случаях литература изучается примерно так же, как, скажем, математика: сумма сведений, дат, трафаретных характеристик писателя, героев его произведений. Давайте задумаемся: из всех видов искусств лишь литературе оказана величайшая честь – стать учебным предметом до 11 класса включительно. И каким же даром должен обладать учитель, чтобы уроки его открыли перед детьми мир людей и то большое,  во имя чего живет человек на земле. Да, словесник должен быть духовно очень богатым человеком.

Важнейшим условием повышения эффективности урока словесности является учет специфики предмета. Ребята не просто должны учить литературу. Урок по этому предмету не похож ни на один другой. Он призван будить мысль и чувство учащихся, доставлять им духовное наслаждение, побуждать трудить душу.

Сегодня одно ясно: прежняя структура урока (опрос, подача нового материала, закрепление – учитель рассказывает, а ученик слушает) устарела. Она воспитывае пассивность у школьников, подменяе их мысль заучиванием. Без эмоционального подъема, создающего атмосферу «добывания» знаний, урок литературы малоэффективен. Сегодня нам необходимо оживить «почемучку», спорщика, скептика, чтобы не прятали они свои сомнения, выстраивая в душах двойное  дно. Как этого достичь?

Нужно поднять роль живого слова учителя, добиться повышения его педагогического воздействия. Путь к этому – помочь каждому учащемуся найти личностный смысл в творчестве писателя, его произведениях. Вот как может прозвучать вступительное слово учителя на первом уроке по теме «А.П. Чехов».

Что такое счастье? Нет человека, который не задумывался бы над этим вопросом. Быть счастливым хочет каждый. Ведь это значит – достигнуть чего – то в жизни, осуществить свою мечту. Вокруг нас много счастливых людей. И это хорошо. Но хочу вам сказать, ребята, что отношусь к ним по-разному: к одним с уважением, любовью, гордостью, к другим… Некоторые «счастливые» люди вызывают у меня чувство боли и сострадания. Какое другое чувство может вызвать, к примеру, самодовольный, успокоившийся, достигший всего человек? А разве уважаешь того, кто устроил свою собственную жизнь и не думает о других?

Такие «счастливые» люди меня настораживают. И когда их вижу, у меня каждый раз возникает вопрос: «Какое их представление о счастье? Каким путем они его достигли?»

Обостренное  отношение к счастливым людям воспитал у меня А.П. Чехов, к изучению творчества которого мы сегодня приступаем.

С одной стороны, он страстно желал, чтобы все окружающие его люди были счастливы. И верил, что счастье придет: «… мы увидим … небо в алмазах, мы увидим, как все  зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, сладкою, как ласка…».

С другой стороны, Антон Павлович не  любил «счастливых мещан». Вот как говорит он об этом устами своих героев: «К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное», «Меня угнетает тишина и спокойствие, я боюсь смотреть на счастливое семейство, сидящее вокруг стола и пьющее чай».

А.П. Чехов не воспринимал людей, которые видели свое счастье в сытости и праздности, в «футлярном» состоянии. Он считал, что за дверью у каждого такого человека должен бы стоять некто с молоточком и не давать ему спокойно спать, напоминая о существующем в жизне зле. В обществе, основанном на социальной несправедливости, не может быть счастья, утверждает писатель: «Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Видеть и слышать, как лгут и тебя же называют дураком за то, что ты на стороне честных и свободных людей… – …нет, больше жить так невозможно!»

Вот почему тот,  кто чувствует себя сильным в этом оществе, на самом деле самый несчастный человек, утверждает писатель. Таковы Чимша Гималайский, Старцев и другие.

В чем человеческое счастье, его смысл? В чем предназначенье человека? Глубже осознать эти вопросы нам поможет творчество А.П. Чехова.

Это начало рассказа. Но оно может быть и другим. Но всегда слово учителя должно затрагивать жизенно важные для учащихся проблемы, пробуждать их интерес к личности писателя, его творчеству, взглядам на окружающий мир.

Естественно, если мы хотим добиться личностного отношения обучающегося к проблемам, затрагиваемых в произведении, то пример этому должен показать сам учитель, ему самому нужно раскрываться перед классом. Если же будешь говорить безучастно, заученными фразами, в ответ услышишь то же.

По-видимому, чаще следует практиковать проблемные уроки, уроки – диспуты. Можно считать, что – они та  же беседа, но с большей долей полемичности. Конечно, проводить такие уроки не просто. Нужно уметь сопоставлять изучаемое произведение с жизнью, противоречиями общественного развития, видеть и понимать затрагиваемые в нем проблемы. Наконец, нужна гражданкая и профессиональная смелость учителя: ведь разговор с ребятами нередко приходится вести на острые, злободневные темы, и, как говорится, «с листа». Но без таких уроков не обойтись!

Чтобы создать проблемную ситуацию на уроке, учитель должен в совершенстве владеть искусством, ставить вопросы. Ведь именно с вопроса начинается мышление ученика. Спросите класс: Почему Швабрин не вызывает добрых чувств, хотя и перешел на сторону Пугачева («Капитанская дочка»). И вы увидете, что даже те, кто «отсиживается», задумаются. Ибо никогда еще вопросы чести, порядочности никого не оставляли равнодушными.

Тот, кто отводит школьникам роль пассивных слушателей, кто выступает в роли инструктора или лектора, а не организатора учебного процесса, никогда не добьется повышения эффективности урока, устранения перегрузок. Еще С.Т. Шацкий писал: «Приходишь к выводу, что наша организация занятий в классе носит неэнергичный характер. Дети больше присутствуют при том, как занимается учитель и некоторые их товарищи… И на это приходится тратить все же очень много времени. Если рассмотреть соотношение между школьной и домашней работой ученика… то первая делается в классе, вторая – дома. Первая требует присутствия учителя, школьного здания, специального оборудования  и регламента, вторая плохо оборудована, неприспособлена к силам ученика и к характеру его работы…

Не лучше ли было бы так организовать занятия в школе, чтобы они были именно приготовлением уроков в школе, в подходящей обстановке, под контролем учителя и при его непосредственной помощи».

Над этим стоит задуматься. Основная часть учебной работы, безусловно, должна выполняться на уроке. Конечно, это не исключает того, что более сильным учащимся можно давать на дом творческие задания индивидуального и группового характера (на межпредметной основе).

Должна стать более гибкой, неформальной система проверки знаний и умений. Пора установить обязательность тематического учета знаний при завершении учебной темы. Такая практика дает возможность подготовиться и варавняться тем, кто по разным причинам отстал. Контроль должен стать обучающим. А формы его проведения учитель может выбирать такие, какие подходят к конкретному классу, ученику.

Итак, в центре учебной деятельности должен быть урок. Таково требование времени. В связи с этим возникает вопрос о необходимости усилить принцип выделения главного. Нельзя дробить учебную тему и изучать ее мелкие части на отдельных занятиях. Видимо, на вводном уроке следует объяснить содержание темы в целом. На это уходит один, а то и два уебных часа. Это хорошо подготовленная лекция, рассказ учителя с выделением и разъяснением главного в содержании всей темы. Само собой разумеется, что принцип выделения главного нужно использовать творчески.

Сегодня многие учителя ищут новые формы подачи материала, широко вовлекают обучающихся в процесс урока, не дают никому оставаться безучастным. Правильно поступают те учителя, которые стремятся, чтобы в самом начале урока школьники знали конечную его цель. Это особенно важно для старшеклассников, пытающихся оценивать учебный материал с позиций: интересен ли он? Нужен ли для них? Необходимо стремиться к тому, чтобы в конце урока каждый ученик знал, чему он научился, какие знания почерпнул.

Важнейшее условие успеха в работе – контакт с классом. Учитель должен чувствовать настроение ребят, способность каждого из них воспринимать учебный материал и в зависимости от этого надо строить урок. Важно, чтобы работал весь класс, а не одни лишь сильные ученики. Нередко эта сторона сбрасывается со счетов, и тогда никакая методика не помогает. Некоторые учителя видят в ученике своего рода кладовую, куда можно складывать знания. Это непростительно ни на каком уроке, а тем более на уроке литературы.

В связи с этим хочется напомнить простую истину: учитель – интеллигент. А в понятие интеллигентности входит и такое качество, когда тебя понимают другие, а ты их.

Список литературы:

1. Чехов А.П. Дядя Ваня // Интернет-библиотека Алексея Комарова. [Электронный ресурс]. URL: http://ilibrary.ru/text/972/p.1/index.html(дата обращения: 15.11.2017).
2. Чехов А.П. Крыжовник // Интернет-библиотека Алексея Комарова. [Электронный ресурс]. URL: http://ilibrary.ru/text/460/p.1/index.html(дата обращения: 15.11.2017).
3. Шацкий С.Т. Избр. педаг. соч. Т. 2. М., 1980. С. 171–173.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0