Рубрики
Воспитательная работа

Проектная деятельность как средство воспитания: опыт работы с музейным комплексом

Задачу воспитания гражданина нельзя решать успешно без приобщения подрастающего поколения к духовному богатству своего народа, его культуре.В 1990-е гг. стала формироваться новая научная дисциплина музейная педагогика, которая возникла на стыке музееведения, педагогики и психологии. Музейная педагогика тесно связана с изучением истории страны, родного края и школьным краеведением.

0
Алюкова Эльмира Рафаиловна,
учитель начальных классов
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1186 имени Мусы Джалиля»,
alyukovaelmira@mail.ru

Задачу воспитания гражданина нельзя решать успешно без приобщения подрастающего поколения к духовному богатству своего народа, его культуре.В 1990-е гг. стала формироваться новая научная дисциплина музейная педагогика, которая возникла на стыке музееведения, педагогики и психологии. Музейная педагогика тесно связана с изучением истории страны, родного края и школьным краеведением. В нашем государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города Москвы Школа № 1186 имени Мусы Джалиля создан и функционирует музейный комплекс, который объединил в себе разные направления: этнографическое, военно-историческое, историческое и культурологическое. Для эффективности форм музейной работы с детьми было решено разработать новые формы взаимодействия музейного комплекса школы и начальной школы нашего образовательного учреждения. Была поставлена цель «образование культурой» и «патриотическое образование» на основе приобщения детей начальных классов к их историческим корням, к живому опыту народной культуры через погружение в определенную историческую и культурную среду. Главной задачей стала разработка программы проектной деятельности в связке с музейным комплексом для всех возрастных групп детей начальной школы. Одной из задач стало заинтересовать наших детей, создать условия для их активного участия в создании проектных работ на базе школьных музеев.

Большую роль в воспитании любви к родному краю и формировании устойчивого интереса учащихся к истории и краеведению сыграло создание специальной формы работы классов по типу «ожившая экспозиция». Так, например, в этнографическом музее «История и быт татарского народа» (педагог-организатор – Н.И. Кабирова) занятия проводятся с подлинными предметами народного быта, орудиями труда, посудой, национальными костюмами, старинными книгами, что позволяет детям прикоснуться к живой истории своей малой родины и своего народа, а не быть пассивными слушателями.

Исторический музей «История школы № 1186 имени Мусы Джалиля» (педагог-организатор – Рафикова Х.И.) знакомит не только с историей создания нашего образовательного учреждения, но и уводит в военное прошлое. Здесь представлен целый ряд экспозиций, посвящённых высокому мужеству и патриотизму борцов против фашизма в условиях немецких концлагерей. Сопротивление, организованное великим сыном татарского народа Мусой Джалилем и его соратниками в фашистском плену, – один из ярких примеров героических страниц нашей великой Родины. Книги, журналы, альбомы, фотографии, значки, фронтовые письма. Здесь собраны сотни уникальных предметов, с которыми знакомится наш юный гражданин Отечества. С большим вниманием он слушает рассказ о бессмертном подвиге сыновей Родины, которые отдали свою жизнь для победы над фашистской «коричневой чумой», пытавшейся поработить нашу страну. И здесь тоже наш школьник является активным участником музейного занятия. Такая же форма деятельности проходит и в двух других музеях: в военно-историческом музее «Легенды разведки» (педагог-организатор – Д.Р. Еникеев.) и в музее «Культура народов мира» (педагог-организатор – В.Г. Ушакова). Если первый музей посвящен истории отечественной внешней разведки, рассказывает о деятельности выдающихся разведчиков-нелегалов, посвятивших свою жизнь во имя обеспечения безопасности Родины, то второй музей вобрал в себя живую и многоликую палитру культуры народов мира, что соответствует и самому названию музея.

Надо отметить, что наши музеи очень тесно между собой взаимодействуют. Делятся опытом работы, обогащают фонды, участвуют в научных конференциях, вовлекая в свое музейное пространство самых активных и мотивированных участников – школьников.

Стоит отметить, что при музеях активно действуют школьные театры. Театральные коллективы сотканы из детей разных классов. Так, создаётся платформа для осуществления театрального проекта. Школьный театр «Патриоты» при музее «Легенды разведки» со своими спектаклями уводит в таинственный мир разведки, где наши герои обязательно сталкиваются с задачами, требующими по ходу развития театрального действия своего разрешения. Это спектакль-загадка. Школьный театр при музее «История и быт татарского народа» интересен своими спектаклями по мотивам сказок народов мира. Работает свой театральный коллектив и при музее «История школы № 1186 имени М. Джалиля». В 2017 году первоклассники представили свой премьерный спектакль «Эко-сундучок». Надо сказать, творческий дебют состоялся. Театральный проект первоклассников был реализован по всем показателям. Самое главное, детям нравится участвовать в школьных проектах. А это самый важный результат в нашей работе.

Саму проектную деятельность в начальной школе условно можно разделить на несколько этапов. Если на первом этапе для самих учителей начальных классов важно узнать от руководителей музеев информацию о принципах музейной педагогики, технологиях и методиках актуализации предметного мира, то для обучающихся начальных классов важны обзорные экскурсии, знакомство с фондовой работой музея. Школьники знакомятся с историей создания музеев и музейного дела, получают некоторые навыки по созданию музейных экспозиций по заданной теме. При этом используются различные формы проведения занятий с учащимися: лекция, экскурсия, видео–урок, сюжетно-ролевая игра, практикум, круглый стол, урок презентации личных коллекций. Например, на первом этапе реализации проектной деятельности в программу работы музеев включаются следующие темы: «Предметный мир культуры народов мира»; «Книга – памятник духовной культуры»; «Ремесла и промыслы татарского народа»; «Волшебные творения женских рук»; «Что носили в старину»; «Праздники народного календаря».  Для патриотического воспитания актуальными являются темы «Муса Джалиль – поэт-герой», «Татары в антифашистском Сопротивлении». Занятия проводятся в форме игры–путешествия, игры–поиска, игры–фантазирования, турниров и викторин, аукциона знаний. Такая форма деятельности помогает общему развитию и воспитанию детей.

Вся первоначальная работа, которую можно отнести к первому этапу, есть некий значимый пролог, который должен помочь школьникам под руководством своих учителей подготовить музейно–педагогические проекты. Тем более, что когда есть выбор, есть из чего и выбирать. А при заинтересованном подходе к решению проблемы ожидаемый результат всегда будет положительным.

Второй этап проекта – это выполнение проекта в соответствии с выбранной темой по одному из заданных музейных направлений. Работа над проектом осуществляется либо индивидуально, или группой, но всегда под руководством преподавателя. В ходе работы на помощь школьникам приходят музейные фонды, личная библиотека преподавателя, школьная и домашняя библиотеки, интернет-ресурсы. Включаются в проектную деятельность и родители обучающихся.

Одним из важных этапов является третий – это защита проекта, где каждый получает возможность защитить свои индивидуальные или групповые работы. Момент волнительный. Ведь для кого-то из детей это первое выступление, первый шаг в мир науки. И, конечно, школьники хотят достойно представить свой труд. И это у них получается!

После защиты подводятся итоги. Затем обучающиеся под руководством учителя коллективно обсуждают ее результаты. А на школьной линейке обязательно проводится награждение участников проектных работ.

На базе ГБОУ Школы № 1186 имени М. Джалиля успешно реализуются музейно-образовательные проекты во время проведения наших научно–практических конференций. Были реализованы такие проекты, нашедшие самый широкий интерес среди обучающихся, как «Россия необъятная», «Мужество останется в веках», «Мы память бережно храним», «Моя семья – моё богатство», «Казань лучезарная!». Стоит особо отметить, что  гражданско-патриотический проект «Мужество останется в веках» приобрел межрегиональный уровень. Подготовительным этапом данного проекта являются «Джалиловские чтения», приуроченные ко дню рождения поэта-героя Мусы Джалиля, которые ежегодно проходят в нашей школе.

Практически во всех из этих перечисленных проектов под моим руководством участвовали и обучающиеся из моего класса. Конечно, впереди предстоит ещё большая работа, но сегодня с долей гордости могу сказать, что очень многое из намеченного удалось реализовать. Да, это трудно. Но, самое главное, удалось. А ведь были ещё другие проекты, среди которых «Моя родословная», где на окружной научно-практической конференции эту работу защищала моя ученица Мустафина Эмилия. Это были её первые шаги в науке. Замечательные первые шаги! А другие она сделала потом, реализуя свой научный подход в военно-историческом музее «Легенды разведки». Видно, пророческими оказались мои слова, сказанные когда-то руководителю музея: «Обратите внимание на мою “звездочку” Эмилию! Очень талантливая!» На «звездочку» Эмилию внимание обратили. А от руководителя музея я получила слова искренней благодарности за то, что мы «в эти наши “звездочки” вкладываем силу, душу, энергию, патриотизм, веру в великое будущее нашей страны, за то, что растим настоящих граждан своей Родины».

Создание проектов – работа сложная, многогранная, требующая от преподавателя широких знаний, личностной большой заинтересованности, без которой увлечь детей совершенно невозможно. Во многом благодаря творческому синтезу преподавателя как научного руководителя и мотивированных на получение знаний школьников нам можно сегодня с гордостью сказать, что в нашей школе проектная деятельность реализуется успешно.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0