Постигаем Пушкина: методические рекомендации по повести Пушкина «Выстрел»

119
Свиридова Анастасия Анатольевна,
учитель литературы
ОАНО г. Москвы Школы «НИКА»

Каждый учитель-словесник знает, как сложно бывает найти свой методический ключ к изучаемому произведению. Давно заметила, что верно подобранная методика и логика изучения позволяет и учителю, и ученикам быстрее, точнее понять художественный текст в его своеобразии, оценить не только смысл, но и красоту произведения. Пушкинский «Выстрел» вызывал у меня много раздумий, так как все испробованные пути работы с текстом оставляли в стороне красоту архитектоники повести, ее своеобразную конструкцию.

«Выстрел» – довольно сложное даже для взрослого читателя произведение и с точки зрения содержания, и с точки зрения формы. Наличие нескольких героев-рассказчиков затрудняет понимание сюжета. Но у гениального Пушкина не бывает случайностей. Именно этот композиционный прием явился для меня ключом ко всей повести.

1 урок. Герои-рассказчики.

Разгадывать тайны пушкинского текста начинаем с актуализации проблемы:

– Сколько рассказчиков в этом произведении?

– Почему одну по сути историю рассказывают 3 разных персонажа?

Этот момент урока несет также и мотивационный смысл. Как выясняется, никто из учеников при первом прочтении не обращает внимание, что история передается несколькими рассказчиками, это открытие вызывает интерес и желание еще раз обратиться к тексту.

Поэтому следующий вид работы – медленное перечитывание фрагментов текста, поиск и интерпретация нужных цитат и записи в опорной таблице.

Герой-рассказчик Герой-рассказчик 1 Герой-рассказчик 2 Герой-рассказчик 3
Имя
Общие сведения (кто, род занятий, привычки)
Характер
Что рассказывает

В зависимости от уровня подготовки детей работа может быть фронтальная, по вариантам, групповая, индивидуальная. Результаты поиска озвучиваются в любом случае.

Примерно получится следующее:

Герой-рассказчик Герой-рассказчик 1 Герой-рассказчик 2 Герой-рассказчик 3
Имя Сильвио
Общие сведения (кто, род занятий, привычки, образ жизни, круг интересов) «Армейский офицер», «Утром ученье, манеж… вечером пунш и карты», «имея от природы романтическое воображение». «было около тридцати пяти лет»,  «некогда он служил в гусарах», «поселился в бедном местечке», «жил он вместе и бедно и расточительности», «ходил вечно пешком, в изношенном черном сюртуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка». «главное упражнение его состояло в стрельбе», «богатое собрание пистолетов». «Граф, не встречал счастлива столь блистательного», «молодость, ум, красота, громкое имя, деньги», «успехи в полку и в обществе женщин».
Характер «Имея от природы романтическое воображение», «честь его была замарана и не омыта… эта мысль мешала мне обходиться с ним по-прежнему; мне было совместно на него глядеть». «Угрюмость», «крутой нрав и злой язык», «какая-то таинственность окружала». «Эпиграммы казались неожиданнее и острее… не в пример веселее», «он шутил», «веселость самую бешеную, храбрость самая беспечная».
Что рассказывает Рассказывает: 1) о жизни Сильвио в ожидании мести, о получении им письма с известием о женитьбе графа; 2) о знакомстве с графом и его женой. Рассказывает о первой дуэли с графом. Рассказывает о второй дуэли с Сильвио.

Таким образом, мы выяснили, что рассказчиков трое, собрали и структурировали информацию о каждом из них и о том, какой эпизод каждый рассказывает.

Вопросом «зачем потребовалось столько героев-рассказчиков» заканчиваем урок, этот вопрос остается для домашнего осмысления. В качестве домашнего задания предлагается также подготовить пересказ 2 эпизодов дуэли с заменой рассказчика (нужно сделать пересказ от 3 лица), сохранив как можно больше художественных деталей, объясняющих поведение и состояние дуэлянтов. В качестве индивидуального задания можно предложить сильным ученикам сделать презентацию «Дуэльный кодекс» или подготовить устный рассказ о том, что такое дуэль и каковы ее основные правила.

Урок 2. «Дуэль»

В начале урока слушаем сообщение и правилах дуэли в России во времена Пушкина.

Здесь необходимо заострить внимание на том, что дуэль – не просто выстрелы противников друг в друга, это регламентированное действие, подчиняющееся строгим правилам. Кроме того, в России дуэль воспринималась как некий акт божественной воли, а не состязание в мастерстве стрельбы. Именно поэтому дуэльные пистолеты не пристреливались перед выстрелами противников и должны были быть абсолютно новыми, что уравнивало шансы новичка и мастера-стрелка, так как траектория пули становилась непредсказуемой.

Второе важнейшее правило дуэли – это выбор места поединка, которое должно было быть удаленным и пустынным. Конечно, никогда поединки не проводились в домах и при свидетелях. Здесь вступает в действие следующий закон: никаких свидетелей, только дуэлянты, секунданты и доктор. И боже упаси стреляться в присутствии дам!

Секундантами оговаривались условия дуэли: на каком расстоянии должны находиться противники, до какого момента продолжается дуэль, в каком случае честь вызывающей стороны будет восстановлена или омыта кровью, сколько выстрелов делают противники.

Во времена Пушкина правила дуэли знал каждый образованный читатель, поэтому при чтении эпизодов дуэли Сильвио-граф им был понятен подтекст происходящего.

Во время пересказа эпизодов просим задуматься, по правилам ли проходят поединки, о которых рассказывается в повести.

Дуэль 1. Сильвио-граф. Несмотря на неприязнь, Сильвио признает, что граф – натура неординарная. Он умен, остроумен, доброжелателен (граф пытался подружиться с Сильвио, признавая его первенство среди других офицеров), красив. Настоящий баловень жизни. Вероятно, с его умом и проницательностью, граф быстро понял, какие чувства движут поступками Сильвио, как сильна его зависть и ревность к чужому успеху. Возможно, поэтому такое презрение и к злобе Сильвио, и к самой ситуации, и это приводит Сильвио в бессильную ярость. Граф опять на высоте.

Выясняем, что первый поединок можно назвать дуэлью, так как соблюдаются все основные правила: выбор места, жеребьевка, очередность выстрелов, состав участников и продолжительность дуэли. Сильвио свой выстрел оставляет за собой, закрепив это право через секундантов. Дуэль не завершена, она отложена на неопределенный срок.

Дуэль 2 показана глазами графа. Его пугает страшный вид Сильвио, его демоническая жажда мщения, которая так велика, что Сильвио забывает обо всех приличиях и правилах поединка. Он затеял дуэль в доме, более того, его не останавливает даже присутствие дамы, ее испуг, ее мольбы и слезы. Он одержим ненавистью и злобой.

Конечно, дуэлью то, что происходит в этой комнате, назвать невозможно. Это понимает и сам Сильвио, предлагая для виду соблюсти хотя бы одно дуэльное правило: жеребьевку. Он привез с собой пристрелянный пистолет. Этот выстрел таким образом превращается в убийство: «…я приехал разрядить мой пистолет… Пистолет торчат у него из бокового кармана». Отметим, ни одного секунданта! То, что этот поединок является убийством, понимает и сам Сильвио: «Мне все кажется, что у нас не дуэль, а убийство: я не привык стрелять в безоружного». Это же ощущение и у графа: «Голова моя шла кругом… Не понимаю, что со мной было и каким образом мог он меня к тому принудить». Перед нами дьявольская манипуляция, но никак не регламентированный акт возмездия и восстановления запятнанного достоинства и чести. Для Сильвио эта унизительная ситуация слаще и желаннее выстрела: «…я видел твое смятение… я заставил тебя выстрелить по мне». Отбросив все правила приличия, Сильвио переходит в обращении с графом на «ты», что совершенно недопустимо для человека с понятиями о достоинстве и чести. Интересно, что уходя Сильвио все же делает выстрел: «Тут он было вышел, но остановился в дверях, оглянулся на простреленную мною картину, выстрелил в нее, почти не целясь, и скрылся».

Когда эпизоды пересказаны, прокомментированы, возвращаемся к вопросу: зачем автору так много рассказчиков? Почему о событиях узнаем от разных участников?

Каждый рассказчик передал свое восприятие событий, окрашенное собственными чувствами и эмоциями. Но сквозь них прорисовывается и объективная картина. Понять, на чьей стороне правда и сделать собственные оценки позволяет наличие основного рассказчика, молодого офицера, знакомого и с графом, и с Сильвио, слушателя и первой, и второй версий поединка.

Просим выписать, какими офицер видит Сильвио и графа, каков его взгляд на этих людей.

Выводы можно оформить в виде таблицы:

О Сильвио О графе
Глаза его сверкали… Мужчина лет тридцати двух, прекрасный собою…
Мрачная бледность, сверкающие глаза и густой дым, выходящий изо рту, придавали ему вид настоящего дьявола. Граф приблизился ко мне с видом открытым и дружелюбным.
Озабочен Разговор его, свободный и любезный, вскоре рассеял мою одичалую застенчивость.
Следы  судорожной веселости Они, чтобы дать мне время оправиться и привыкнуть к новому знакомству, стали говорить между собою, обходясь со мною как с добрым соседом и без церемонии.

Очевиден контраст между холеричным, одержимым, похожим на дьявола Сильвио и открытым, доброжелательным и любезным графом. Реакции первого непредсказуемы и опасны, второй открыт, дружелюбен и общителен.

Отметим, что офицер симпатизирует и Сильвио, и графу, он дружен с обоими, следовательно, у него нет причин очернить одного, и обелить другого.

Повесть заканчивается упоминаемый о смерти Сильвио, которая окружена романтическим ореолом борьбы за свободу: «…Сильвио …предводительствовал отрядом этеристов и был убит в сражении под Скулянами». Эта деталь добавляет еще одну черту к портрету неоднозначной личности Сильвио.

После того ка мы разобрались в содержании повести, можно переходить к ее идейному смыслу.

В конце урока попробуем разобраться, какие скрытые смыслы таит название. Что это за выстрел в переносном смысле слова? О каких понятиях в связи с этим рассуждает автор?

Можно записать ассоциативных цепочку:

Выстрел

Отложенный выстрел

Месть

Злоба

Ненависть

Зависть

Унижение

В качестве домашнего задания предлагаем, используя записанные понятия, написать небольшое рассуждение (5–6 предложений) о том, какие авторские идеи заложены в тексте. Объясняем ученикам, что определяя идейное содержание художественного текста, мы отталкивается от описанной ситуации, созданных образов, но делаем общие выводы, касающиеся жизни в целом, ее законов, особенностей взаимоотношений между людьми.

Список литературы:

1. Абусева Н.Н. Технология медленного чтения на уроках литературы в средних классах // Сайт «1urok.ru». [Электронный ресурс]. URL: https://www.1urok.ru/categories/14/articles/3474 (дата обращения: 24.10.2017).
2. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения // Сайт «nsportal.ru». URL: https://nsportal.ru/ (дата обращения: 24.10.2017).
3. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб.: Искусство-СПб, 1994.
4. Смирнова Н.Н. Искусство медленного чтения М.О. Гершензона // Сайт «independent-academy.net». [Электронный ресурс]. URL: http://www.independent-academy.net/science/tetradi/14/smirnova.html (дата обращения: 24.10.2017).
5. Эйдельман Н. Учитесь читать! // Сайт «vivovoco.ibmh.msk.su». [Электронный ресурс]. URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/NYE/READ.HTM (дата обращения: 27.11.2016).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.