Использование результатов внеаудиторной самостоятельной работы на занятиях по литературе

55
Деева Оксана Алексеевна,
преподаватель русского языка и литературы
Московского техникума космического приборостроения Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана,

Несмотря на то, что подходы к пониманию содержания и сущности образовательного процесса в современном мире изменились коренным образом, существует целый ряд приоритетов, не теряющих своей актуальности в любую эпоху. К числу таких приоритетов без сомнения можно отнести развитие морально-этической сферы детей и подростков, формирование ценностных установок и приоритетов будущих субъектов российского общества. В эпоху интернета, когда учащиеся свободно перемещаются в информационном пространстве, им как никогда необходим нравственный иммунитет, который  в значительной степени является результатом усвоения традиционных культурных кодов и ценностей. Вот почему неотъемлемым инструментом процесса нравственного воспитания продолжает оставаться изучение классической литературы.

Современные литературоведы и методисты едины во мнении о том, что классический литературный текст эффективно воспроизводит в сознании читателя архетипы культуры, повышая таким образом способность к интеллектуально-нравственной фильтрации контента, развивая способность критически оценивать информацию. Проблема на сегодняшний день заключается в том, что богатый дидактический потенциал художественного текста необходимо актуализировать. Ведь отсутствие у современных детей и подростков интереса к книгам не является тайной ни для кого, а фильмы, краткие пересказы и сочинения, в большом количестве размещенные в интернете, по понятным причинам не могут заменить оригинала.

Одним из подходов к решению этой проблемы может стать, на наш взгляд, организация литературного образования на основе принципов коммуникативной дидактики. Опираясь на тезис М.М. Бахтина о том, что чтение художественного текста – это процесс взаимодействия двух сознаний, авторского и читательского, создатели школы коммуникативной дидактики, Ю.Л. Троицкий и В.И. Тюпа, рассматривают литературное образование как диалогическое взаимодействие, то есть непрерывный процесс коммуникации. В ходе изучения текста они выделяют три основные формулы коммуникации: читатель (ученик) – текст – автор, читатель (ученик) – текст – соученик или соученики, читатель – текст – учитель. Суть коммуникации заключена в сотворчестве учителя, ученика и автора. Таким образом, искусство, благодаря коммуникативным принципам, непосредственным образом принимает участие в диалоге, определяя его эстетический характер: текст предоставляет собой не только материал для общения, но пронизывает весь урок своим пафосом.

В соответствии с принципами коммуникативной дидактики, продуктивная деятельность обучающихся на уроках литературы преобладает над рецептивной. Методически приоритет продуктивной деятельности над рецептивной выражается в необходимости:

– усиления в образовательном процессе роли внеаудиторной самостоятельной работы;

– разработки типологии заданий коммуникативной и творческой направленности для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы и критериев их оценки;

– подготовки эффективных методических рекомендаций для самостоятельной работы.

Грамотная и эффективная организация внеаудиторной самостоятельной работы и целенаправленное использование ее результатов на учебных занятиях становится важнейшим моментом, потому что количество аудиторных часов, отведенных учебным планом на изучение литературы, далеко не всегда позволяет организовать обстоятельную и плодотворную работу с текстом на учебном занятии. Зато такая возможность открывается в рамках внеаудиторной самостоятельной работы, не выполнять которую обучающиеся не вправе, так оценки за выполнения этих заданий влияют непосредственно на итоговый балл по дисциплине.

Проиллюстрировать все вышесказанное возможно на примере занятия по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». С одной стороны, это произведение имеет репутацию популярного среди молодежи и любимого ею. С другой – роман нельзя назвать простым для восприятия. Это связано не только с содержанием (евангельская легенда о Иешуа и Понтии Пилате, реалии 1930-х годов, уровень духовно-нравственных исканий героев, интертекстуальные связи романа), но и со сложной композицией произведения: роман в романе, обилие сюжетных линий. Поэтому задания для опережающей самостоятельной работы получают активные, хорошо подготовленные ученики. Творческие задания носят различный характер:

– создание иллюстрированной схемы «Основные сюжетные линии романа “Мастер и Маргарита”»;

– подготовка сообщений: 1) «Сатирическая сюжетная линия романа»; 2) «Мистическая сюжетная линия романа»; 3) «Мифологическая сюжетная линия романа»;

– драматизация кульминационной сцены романа.

Остальные обучающиеся должны прочитать произведение, что, к сожаление, выполняется далеко не всегда.

Цель урока, как и любого другого занятия по литературе, – осознание и формулирование этико-эстетической позиции автора.

Поскольку изучение творчества М.А. Булгакова приходится на конец учебного года, урок начинаем с разговора о нравственной проблематике русской литературы. Во-первых, это помогает вспомнить изученные произведения, во-вторых, – проследить преемственность литературы XIX и ХХ века. Сначала учащиеся отвечают на вопрос о том, какие нравственные проблемы решают герои русской классической литературы, и заполняют таблицу, затем комментирую свои ответы и ответы товарищей.

Автор Произведение (-я) Нравственные проблемы Персонаж

Обычно речь идет о проблеме выбора, чести, отношения к прошлому, гордости и смирении, ответственности, понимании добра и зла, верности, любви. М.А. Булгаков, продолжая традиции классиков, в своем последнем романе так или иначе касается всех этих проблем.

Глубина содержания определила сюжетно-композиционную структуру произведения: в романе причудливо переплетены сатирическая, лирико-мистическая и  мифологическая сюжетная линия. Поэтому далее целесообразно привлечь внимание аудитории к заранее размещенной на доске схеме, содержащей не только название сюжетных линий, но и наглядный материал: фото кадров из фильмов, иллюстрации, визуализирующие художественную природу каждой сюжетной линии. Учащиеся внимательно рассматривают плакат, затем фиксируют схему в тетради.

Насколько удастся углубить первое впечатление от встречи с романом во многом зависит от последующих выступлений учащихся. Каждое из них обязательно включает культурно-исторический комментарий, но главное его содержание – это, конечно же, выразительное чтение или пересказ, эмоциональный, творческий, по возможности воспроизводящий лексико-стилистические особенности романа. Так, говоря о сатире, спикер должен, во-первых, напомнить аудитории природу комического, основанную на противоречии между внешней стороной явления и его сущностью, во-вторых, – раскрыть историческую подоплеку происходящего в романе. Создание творческих союзов, таких, как МАССОЛИТ, который объединяет не художников слова, а людей, готовых за материальные блага и социальные гарантии, воспевать власть, противоречит, по мнению автора, природе художественного творчества, а значит, – и здравому смыслу. От пересказа сцены в Грибоедове, отбора деталей зависит, сумеют ли учащиеся проникнуть в авторский замысел, услышать голос писателя, посмотреть на события его глазами. На наш взгляд, необходимо обратить внимание на подробное, в гоголевской традиции избыточно детализированное описание блюд в ресторане союза писателей: «порционные судачки а натюрель… виртуозная штука стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой? А яйца-кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках? А филейчики из дроздов вам не нравились? С трюфелями? Перепела по-генуэзски? Десять с полтиной!» на объявление, висящее в МАССОЛИТЕ:  «Полнообъемные творческие отпуска от двух недель (рассказ-новелла) до одного года (роман, трилогия). Ялта, Сууксу, Боровое, Цихидзири, Махинджаури, Ленинград (Зимний дворец)» и.т.п.

Не менее абсурдно-комически выглядит корыстолюбие и алчность москвичей (сцена в варьете, получение взятки Никодимом Босомым). Ведь это советские люди, строящие коммунистическое общество, и даже, судя по их высокому социальному статусу, находящиеся в авангарде строительства!

Выступление докладчика завершается беседой «Какие нравственные пороки является объектом сатиры в романе?». Вслед за Булгаковым, учащиеся приходят к выводу о том, что лицемерие, потребительское отношение к жизни, корыстолюбие, как кривое зеркало, искажает мир вокруг нас. Изначально писатели, выбирая творчество, думали о поисках истины и самовыражении. Подмена духовных ценностей материальными превращает жизнь человека в абсурд.

Лирико-мистическая линия романа связана в равной степени и с Мастером, и с Воландом. Второй спикер начинает свое выступление с подробного пересказа истории жизни Мастера (монолога заглавного героя в главе «Явление героя») (вариант – выразительное чтение фрагментов текста). Анализируя творческие принципы Мастера, выступающий обязательно отмечает, что образ Мастера автобиографичен. В 1930-е гг. немного художники откровенно дистанцировались от официального творческого союза, противопоставляя принципам официальных писателей творческую свободу. Уже контекстные антонимы писатели – Мастер лаконично и наглядно выражают авторскую позицию. В отличие от так называемых писателей, Мастер приступает к работе над романом – своим любимым детищем, только когда обретает финансовую свободу. Сюжет и персонажи романа исключают возможность его публикации и получения гонораров, но Мастеру интересны вечные проблемы, художественное переосмысление, казалось бы, давно известной притчи, а не сиюминутное признание и сомнительные награды. Здесь возможна параллель с поздними стихотворениями А.С. Пушкина «Поэт», «Поэт и чернь», «Поэту». В то же время имя возлюбленной Мастера – Маргарита – отсылает к «Фаусту» И.В. Гете, заставляя взглянуть на проблему бескомпромиссного творческого поиска не только в национальном, но и в мировом литературном контексте.

С появлением на страницах романа Маргариты связаны проблемы борьбы за идеалы, воли к победе. Должен ли человек покориться судьбе, как это сделал Мастер, или, как Маргарита, идти до конца? Булгаков показывает, что человек, не сломленный обстоятельствами, всемогущ. Утверждению этой идеи служат мистические персонажи – Воланд и его свита, возвращающие Маргарите Мастера. Они с благоговением выполняют волю Маргариты, прошедшей через тяжелейшие испытания ради встречи с любимым. Драматизация этой очень важной – кульминационной – сцены поможет учащимся лучше понять роман, конечно, при условии, что участники проекта смогут зримо воплотить авторскую идею.

Очевидно, что результаты учебного занятия напрямую зависят от качества выполнения самостоятельной работы, а оно, в свою очередь, – от детальности, точности рекомендаций преподавателя. Если бы речь шла только об информационных сообщениях, достаточно было бы указать источники, предложить опорную схему (план), но в данном случае дело касается творческой интерпретационной деятельности – выразительного чтения, пересказа, драматизации, поэтому предлагаем разработчикам творческих проектов вопросы, касающиеся их личных чувств и переживаний. Какие чувства вызывает у Вас решение Маргариты сотрудничать с Воландом? Как Вы считаете, чем оно продиктовано? Найдите в тексте описания эмоционального состояния Маргариты и проанализируйте его. Как меняется ее настроение? (страх, усталость, надежда, восторг…) А что остается неизменным?

Выше представлен лишь небольшой фрагмент вопросов и заданий для исполнительницы роли Маргариты. Такие задания получает каждый участник драматизации.

Отдельно участниками проекта проводится большая и серьезная работа над драматургической версией эпизода: компрессия текста, сокращение реплик, трансформация авторских комментариев в ремарки и т.п. Учащимся также важно учитывать хронометраж: в структуре учебного занятия, драматизация занимает не более 12–15 минут.

Итогом рассмотрения лирико-мистической линии становится письменный ответ на вопрос о том, какие нравственные качества  демонстрируют Мастер и Маргарита в кульминационной сцене. Выводы предлагается записать в таблице.

Аналогично рассматривается третья сюжетная линия. Прослушав сообщение последнего докладчика, включающее  анализ композиционной роли романа о Иешуа и Понтии Пилате, сравнение мифа о Иешуа с евангельским сюжетами, причины их нетрадиционной интерпретации, данной Булгаковым, и, наконец, пересказ (выразительное чтение) фрагментов эпизодов разговора Понтия Пилата с Иешуа, Пилата и Каифы, а также казни Иешуа, учащиеся также заполняют таблицу, сравнивая нравственные установки Иешуа и Пилата.

В обоих случаях носителем сильной воли является человек физически более слабый (в первом случае – это женщина, а не мужчина, во втором – бездомный бродяга, а не могучий прокуратор). Что же укрепляет дух этих героев? Нравственный максимализм, абсолютная убежденность в своей правоте, вера в неизбежное торжество добра и правды в жестоком и несправедливом, на первый взгляд, мире. Именно так звучит вывод, который делают учащиеся, заполняя таблицу «Сюжетные параллели в романе М.А. Булгакова». Работа с таблицей – завершающий этап урок, позволяет осуществить обратную связь и проконтролировать полученные знания.

Сюжетная линия Мастера и Маргариты Сюжетная линия Иешуа и Понтия Пилата
1. Когда начинается и заканчивается действие?
2. Какие символические детали пейзажа использованы в обоих сюжетах?
3. Кто из героев проявляет малодушие и страх и готов под влиянием этого чувства изменить свою позицию?
4. Кто из героев бесстрашно и последовательно отстаивает свою идею?
5. Кто из героев в финале романа получает покой? Почему:
Вывод. Какие нравственные ценности утверждает автор в романе «Мастер и Маргарита»?

Последним аккордом, завершающим разговор о добре, силе духа, творчестве и бессмертии  становится цитата из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле…». Звезды – образ-символ, эстетизирующий высокие нравственные принципы, занимающие столь важное место в художественном мире классика русской литературы ХХ века.

Список литературы:

1. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. М.: Академ А, 1999.
3. Масандилова И.Л. Интерактивное обучение в формировании ценностного отношения к художественному миру произведения // Педагогика искусства: электронный научный журнал. 2013. № 3.
4. Тюпа В.И. Аналитика художественного (введение в литературоведческий анализ). М.: Лабиринт, РГГУ, 2001.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.