Методические рекомендации по проведению урока «Знакомство с космосом»

156
Пустоварова Ольга Владимировна,
учитель английского языка
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1450 «Олимп»»,
Кинк Анна Викторовна,
учитель английского языка
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1450 «Олимп»»,

Представленный ниже урок проводился в рамках «Недели космоса» в параллелях 6 и 7 классов с углубленным изучением английского языка с целью развития познавательной активности обучающихся и расширения знаний по теме «Космос». Анализ проведенных уроков позволил сделать выводы о наиболее успешных моментах урока и заданиях, которые потенциально могут вызвать трудности у учеников с различным уровнем подготовки.

Как было сказано ранее, урок являлся дополнением к основному курсу английского языка, изучаемому в 6-х и 7-х классах, поэтому его основной целью являлось стимулирование познавательной активности учащихся, расширение их кругозора и общего представления о мире. Именно поэтому для нас важно было заинтересовать учеников и создать положительную мотивацию к изучению данной темы. На достижение этой цели были направлены такие задания, как введение новой тематической лексики с помощью презентации в программе PowerPoint. Предварительно мы предложили учащимся свернуть один из листов раздаточного материала в трубочку, чтобы имитировать телескоп. Этот элемент игры позволил тут же снять напряжение, связанное с необычной темой и присутствием гостей на уроке (урок был открытый). Стоит отметить, что хорошо подобранный визуальный ряд с реальными фотографиями космических объектов и небесных тел вызвал у детей бурю эмоций и существенно облегчил для обучающихся процесс освоения новой лексики. Так, например, на одном из сладов вместо статичного изображения появился астронавт в момент выхода в открытый космос, который махал рукой в знак приветствия. По ходу презентации детям было предложено помахать в ответ. Еще одним игровым моментом на уроке стало задание «Активная пауза», в процессе выполнения которого обучающиеся изображали астронавтов в космосе с помощью пантомимы. Вышеперечисленные задания прошли успешно во всех классах, поэтому мы рекомендуем не пренебрегать игровыми элементами урока – в конечном итоге время, потраченное на создание положительной мотивации, окупается высокой степенью заинтересованности обучающихся.

Другой важной задачей урока было расширение словарного запаса путем введения новых лексических единиц с их последующей активизацией в устной речи. Тема «Космос» не является программной для 6–7 классов и лишь косвенно упоминается в модуле 2 учебника для 5 класса УМК «Звездный английский», поэтому в уроке заложен достаточно большой объем новой лексики. Кроме того, учителю необходимо учесть, что знания обучающихся в этой области могут быть недостаточно глубокими, с другой стороны, в каждом классе найдутся ребята, которые интересуются космосом. Все эти факторы стоит учесть при планировании урока в конкретном классе.

Новая лексика вводится практически на каждом этапе урока. В задании 1 обучающиеся знакомятся с небесными телами и космическими объектами с помощью эффектного видеоряда, что, как было сказано выше, не вызвало никаких затруднений. Однако выполнение второй части задания – упражнения на соотнесение слов и дефиниций – стоит продумать с учетом уровня подготовки обучающихся. Это задание требует хорошего навыка чтения, опыта работы со словарными дефинициями, сформированного навыка языковой догадки, и поэтому может вызвать трудности у шестиклассников: выполнение задания самостоятельно возможно займет больше времени, чем вы планировали. Возможны варианты выполнения этого задания с учетом подготовки учеников и их темпа работы. Например, учитель может давать дефиниции устно, слегка упрощая определения, таким образом, объяснение можно сделать более эмоциональным и понятным для обучающихся. Задание на соотнесение можно выполнять в парах или фронтально всем классом, либо дать в качестве домашнего задания на закрепление новой лексики.

В задании «Активная пауза» мы постарались сделать акцент на ранее изученную лексику («Звездный английский 5», модуль 2b): mealtime, disposable clothes, space station, float, floating (dust), tin, tinned food и т.д. В процессе описания действий астронавтов учитель может рассказать целую историю о жизни на орбите. Если позволяет темп работы, то можно предложить обучающимся угадать, что делает астронавт – их одноклассник. Таким образом, у учеников появится возможность активизировать ранее изученную лексику в речи.

В задании 4 вводится достаточно большое количество новых лексических единиц. Мы посчитали целесообразным разбить материал данного сценария на два урока для обучающихся 6 классов, чтобы дать им возможность более тщательно проработать лексических материал дома, завершив урок на этапе первичного знакомства с текстом.

Как известно, урок английского языка имеет свои особенности: его главная цель – научить детей общаться на иностранном языке, т.е. строить высказывания, осуществлять коммуникацию. Поэтому урок английского языка всегда носит коммуникативную направленность. Неслучайно в сценарий урока на каждом этапе урока были включены вопросы для осуществления рефлексии обучающихся, обмена мнениями, построения диалога или монологического высказывания (задания №№ 3, 4, 6). При выполнении этих заданий особенно важно дифференцированно подходить к поставленной задаче, учитывать уровень владения навыком устной речи – диалогической и монологической. Среди возможных вариантов – фронтальный опрос, диалог в парах и группах, монологическое высказывание. Так, в одной из групп, задание 6 было трансформировано в «пресс-конференцию» с «экспертом по космосу», т.к. мы знали, что в классе есть достаточно подготовленных ученик, увлекающийся этой темой. Ему было дано задание быстро ознакомиться с текстом и подготовиться отвечать на вопросы одноклассников. Такая форма работы имеет большой потенциал для достижения как предметных, так и личностных и мета предметных результатов.

Таким образом, мы еще раз на практике убедились, что урок – это живой, творческий процесс, поэтому учителю важно не только иметь хорошо продуманный сценарий и материалы к уроку, но и постоянно анализировать ход урока, своевременно внося необходимые коррективы.

Подводя итог, хочется еще раз отметить, что на уроке значительное внимание уделялось знакомству обучающихся с информацией о жизни на орбите и работе астронавтов. В ходе урока ученикам был предложен увлекательный видеоматериал, содержавший много новых фактов о космосе и космических объектах. Урок сочетал как коллективные, так и индивидуальные формы взаимодействия обучающихся. При работе с текстовым материалом ученики развивали общеучебные УУД, такие, как: поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации из прочитанных текстов, определение основной и второстепенной информации. Большое значение в ходе урока придавалось заданиям по построению монологического высказывания, что позволило в итоге не только проверить коммуникативные умения, но и дало возможность их применения в практической деятельности. Как результат, обучающиеся смогли строить монологические высказывания с выражением и аргументацией личного мнения по данной теме. Ученики в ходе урока были активны, с удовольствием принимали участие в обсуждении, оперировали полученными знаниями, делились личным мнением и выполняли все предложенные задания т.к. тема космоса неизменно вызывает заинтересованность детей.

Цель урока: научить понимать и сообщать информацию о небесных телах, работе астронавтов, создать условия для проявления индивидуальности и познавательной активности учащихся, развивать УУД.

Предметные задачи урока:

– ввести и первично закрепить новую лексику по теме «Космос», ввести новую лексику в речь;

– развивать навыки чтения по данной теме с целью поиска запрашиваемой и детальной информации;

– развивать компенсаторные умения и навыки: игнорирование новых слов в тексте, языковая догадка, использование дефиниций;

– называть объекты на небе и в космосе, описывать особенности жизни на космической станции;

– научить пользоваться зрительной и/или вербальной опорой для построения монологического высказывания, самостоятельно подбирать лексико-грамматические средства для оформления высказывания с опорой на коммуникативную задачу, правильно структурировать монологическое высказывание;

– работать в парах для принятия совместного решения;

– научить высказывать личное мнение и логично аргументировать его по теме «Космос», «Жизнь на космической станции»;

– использовать межпредметный потенциал урока: расширить знания учащихся по теме «Космос».

Планируемые результаты урока

Предметные результаты: формирование орфографических навыков на основе изученных и новых слов; владение лексикой по данной теме; развитие произносительных навыков на основе изученных и новых слов по данной теме; актуализация лексики по данной теме; формирование навыка выделять искомую информацию из адаптированного текста / понимать детальную информацию в тексте в чтении; расширение словарного запаса по теме «Космос»; развитие компенсаторных умений (языковая догадка, использование дефиниций); формирование и развитие коммуникативных умений по данной теме.

Метапредметные результаты: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.

Личностные результаты: формирование целостного мировоззрения учащихся, осознание своих личностных качеств в контексте выбора будущей профессии.

Ход урока

1. Введение в тему урока, создание мотивации к изучению темы

Учитель предлагает обучающимся по анаграмме на экране определить тему урока, а затем просит учеников подобрать прилагательные для описания космоса. Если у учащихся возникают затруднения, учитель выводит на экран прилагательные-подсказки.

Учитель: Good morning, everyone! Our lesson today is going to be a bit unusual. Look at the anagram on the screen, can you guess the word? You’re right! It’s TELESCOPE. So, what do you think we are going to talk about today, what are we going to do? You’re absolutely right! We’re going to talk about SPACE. What adjectives can you use to describe space?

Учащиеся отвечают на вопрос учителя и предлагают свои варианты прилагательных для описания космоса, учитель дополняет ответы учеников и при необходимости записывает 4–6 слов на доске / предлагает обучающимся составить свой список для дальнейшей опоры.Возможные варианты: dark, cold, frightening, amazing, beautiful, curious, unknown. Далее учащимся предлагается свернуть из листа бумаги на столе (можно использовать листок с раздаточным материалом) свой собственный «телескоп» и взглянуть «на небо».

Учитель: Everything you say is right. People have always been fascinated by space. They used to look at the sky and think, “What might be out there? Friends? Enemies? Gods?”. Today, we’ve discovered many of its secrets but there are still many more. Why don’t we look at the sky together? What do we need to do it? A telescope, of course! Take a piece of paper on your table and make a “telescope” like this. Are you ready? Then focus your telescopes on the sky and be patient.

2. Введение тематической лексики с последующей обработкой и рефлексией

Учащимся предлагается назвать космические объекты, появляющиеся на экране: сначала появляется изображение объекта / небесного тела, затем – слово. Особое внимание уделяется правильному фонетическому произнесению новых слов, поэтому рекомендуется также повторить это задание, с использованием транскрипции слов.

Учитель: Oh, look! I can see a STAR. What can you see?

Учащиеся: A STAR.

Список слов: space station, satellite, star, moon, the Milky Way, spaceship comet, planet, meteorite, astronaut, asteroid.

В следующем задании учитель предлагает учащимся соотнести новые слова с их определением. (Приложение 1)

Учитель: It’s amazing, isn’t it? Now you can name all these objects in the sky correctly, but I wonder if you know what is what. Find ex. 1. You have to match the definitions to the correct words:

A a piece of rock from outer space that has fallen on the Earth’s surface (meteorite)

B a piece of equipment that is sent into space around the Earth to receive and send signalsor to collect information (satellite)

C a small rocky body orbiting the sun (asteroid)

D an object in space like a bright ball with a long tail that leavesa bright line behind it in the sky (comet)

E a ball of burning gases that you see as a small point of light in the skyat night (star)

F the group of very many stars that includes the sun (the Milky Way)

Ссылка на видео: https://www.dkfindout.com/uk/video/space/what-is-milky-way-video/

G a natural object that moves around a planet in space (moon)

H a vehicle that can travel outside the Earth and into space, especially one which is carrying people (spacecraft)

I a large, round object in space that moves around the sun or another star (planet)

J a vehicle in which people can travelround the earth, outside itsatmosphere, doing scientific tests (space station)

K a person who is trained to travel in a spacecraft (astronaut)

Далее обучающимся предлагается разбиться на пары и обсудить вопросы, используя новую лексику. Затем учитель задает вопросы классу.

Учитель: Work in pairs and discuss the following questions. Get ready to answer them.

3. Знакомство с новой информацией о Солнечной системе с последующей рефлексией

Учитель предлагает учащимся самостоятельно ответить на вопросы мини-викторины.

Учитель: I’m sure, you know a lot about our solar system. Let’s find out if there are any questions which can puzzle you. Find ex.2 and do the Quiz.

Space quiz

1. The Solar System is made up of the Sun and:

A  the planets       B  the planets and comets    C  everything that orbits around it

2. The Earth could fit inside the Sun:

A  10 million times    B  one million times    C  100 million times

3. The average temperature on the surface of Venus is:

A  460oC             B  640 oC           C 500 oC

4. The largest asteroid in the Solar system is:

A  Vista               B  Vesta            C  Visa

5. If it were possible to fly by plane from Earth to Pluto, it would take us more than:

A  1000 years      B  500 years      C  700 years

Учитель предлагает просмотреть видеоматериал, в котором содержатся правильные ответы на вопросы. Ссылка на видео: https://www.dkfindout.com/uk/video/space/solar-system-facts-and-figures-video/.

Затем учитель предлагает учащимся сравнить свои ответы с правильными и поделиться тем, что оказалось наиболее интересным или удивительным для них.

4. Активная пауза

Обучающимся предлагается побывать в роли астронавтов и выполнить нехитрые действия, чтобы немного отдохнуть. Дети слушают учителя и, повторяя за учителем, изображают движения астронавтов в космосе.

Учитель: I’m afraid you are getting tired of sitting. Why don’t we do a few space exercises? You’re all astronauts now, so you need to do everything like astronauts do. Turn on your imagination and follow my instructions.

Now the astronauts are:

– waking up;

– eating soup from a tube;

– catching a sausage that is trying to float away;

– exercising;

– floating in the air;

– waving hands at some aliens who are passing by;

– space walking on the Moon;

– getting down to work.

5. Знакомство с новой информацией о жизни на орбите и работе астронавтов

Учитель предлагает более подробно познакомиться с жизнью на орбите Земли. Учащимся предлагается прочитать три небольших текста, а затем дать ответы на вопросы викторины и найти подтверждения или опровержения своим предположениям в текстах.

Учитель: I can agree it’s great to watch the sky but isn’t better to see everything from space? I want us to learn more about life in space. No doubt, it’s very different from life on Earth. Do you know why? Right! There is no GRAVITY in space, so everything is WEIGHTLESS. Anyway, let’s find out how it is to stay in space. Find ex. 4 and read the text then do the quiz that follows.

Space quiz

1. Food for astronauts doesn’t contain:

A  salt    water   C  sugar

2. Astronauts never use spoons:

A  true   B  false

3. Astronauts have to exercise … hour(s) every day to keep fit in the space.

A  one   B  two   C  four

4. Astronauts’ bodies lose … in the space.

A  iron   B  vitamins   C  calcium

5. Before going on a mission astronauts train to work in weightless conditions.

A  in special rooms with no gravity  B  in the swimming pool

6. In space astronauts grow up to … centimetres taller than they are on Earth. 

A  two    B  four    C  five

Учитель: What interesting fact have you learnt about training for space, life in space, eating food in space? What are the most surprising facts?

На следующем этапе работы с текстом учитель предлагает обучающимся соотнести слова и выражения, выделенные в тексте жирным шрифтом с их синонимами. Это задание также можно вынести на домашнюю работу.

Учитель: Match the words in bold to their synonyms: changed in a certain way, spaceship, using, a very small drop of liquid, doesn’t fall down from, stay or move in the air, travels round, because of, without gravity, influence on, keep in the order, the main or the most important, becomes longer.

(Приложение 2, упражнение 5)

6. Применение изученного

Учитель предлагает нескольким наиболее подготовленным учащимся высказаться по предложенным вопросам в формате монологического высказывания. Остальным учащимся это задание может быть предложено в качестве домашнего.

Учитель: Prepare to give a talk about life in space. Remember to mention:

1. What is the key difference between life on Earth and in space?

2. How do astronauts train before going on a mission?

3. Do you think it’s difficult to stay on orbit for a long time? Why?

7. Подведение итогов урока

Учитель предлагает обучающимся вспомнить, что интересного они узнали в ходе урока и благодарит их за урок.

Учитель: Unfortunately, our lesson today is coming to its end but I hope you’ve learnt a lot about space today. Let’s check it now. Put aside your papers and try to remember / make a list of as many words / facts about space you’ve learnt today as possible. Thankyou! You’ve been great today!

Список литературы:

1. Планируемые результаты по учебным предметам в основной школе / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. (Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2011.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Серия стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2012.
3. DKfindout [Электронный ресурс]. URL: https://www.dkfindout.com/us/space/ (дата обращения: 20.01.2017).
4. Longman Dictionary of Contemporary English Online [Электронныйресурс]. URL: http://www.ldoceonline.com/ (датаобращения 18.01.2017)
5. Russian Language Learning Club. [Электронныйресурс]. URL: http://www.learnrussianlanguage.ru/yuri-gagarin-first-flight-into-space (дата обращения: 19.01.2017).
6. Wikipedia for Schools. [Электронный ресурс]. URL: http://schools-wikipedia.org/wp/y/Yuri_Gagarin.htm (дата обращения: 19.01.2017).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.