Самостоятельная работа как средство повышения эффективности качества профессиональной подготовки студента

98
Балханова Мария Олеговна,
преподаватель
ГБПОУ г. Улан-Удэ (респ. Бурятия) «Байкальский колледж недропользования»,

Формирование творческой личности будущего специалиста является актуальной проблемой не только для среднего профессионального образования, высшей школы, но и важнейшей социально-экономической задачей всего общества. Решение этой задачи заключается, прежде всего, в развитии творческих способностей студентов на всех этапах обучения, повышении их интеллектуального потенциала, активности и самостоятельности. Сегодня нельзя делать главную ставку на усвоение определенной суммы знаний, задача образования состоит в том, чтобы научить студента умению учиться всю жизнь. Необходим переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».

Для формирования нового поколения специалистов нужны конкретные проекты и методики обучения, способные раскрыть потенциальные возможности студентов, стремление к знаниям, новаторству и профессионализму и ничто так не повышает престиж и эффективность новых технологий обучения как самостоятельная работа студента. Решение учебных проблем с опорой на самостоятельную работу является главным в работе колледжа.

С тем, чтобы повысить качество обучения, развить творческие способности студентов, их стремление к непрерывному приобретению новых знаний, а также учесть приоритетность интересов студентов в самоопределении и самореализации, мы изменили подходы организации СРС.

Работа по совершенствованию организации СРС специальных дисциплин проводилась в несколько этапов:

ПЕРВЫЙ ЭТАП. Провели фундаментальные исследования в области педагогики по организации СРС и на заседаниях ц\к были заслушаны вопросы: классификация видов СР, формы организации СР, дидактические принципы организации СР.

ВТОРОЙ ЭТАП. Провели прикладные исследования о состоянии самостоятельной работы на спец. цикле. Анализ показал: отсутствие системы СР, эпизодическое ее использование, УМК СРС в лучшем случае состоит из тематических рефератов, преподаватели ограничиваются устными инструкциями для выполнения работ.

В ходе исследования применялось анкетирование среди студентов и интервью с преподавателями. При ранжировании СР преподаватели на 1 место поставили такие СР, которые направлены на закрепление знаний; на 2 месте – способствующие приобретению новых знаний, и лишь на 3 месте – СР, формирующие навыки творческого характера.

Таким образом, в ходе анализа были выявлены основные ориентиры совершенствования форм и методов организации СРС:

1. Надо учить студентов методике самостоятельной работы.

2. Вид СРС выбирается с учетом возрастных особенностей студентов, уровня развития познавательных способностей и социально-психологических особенностей личности студента.

3. Задание должно соответствовать реально существующим у студентов умениям и навыкам, их надо развивать от курса к курсу.

4. Задания должны содержать детально алгоритмизированную инструкцию по выполнению необходимых действий.

5. Задания должны быть дифференцированными по уровню сложности.

6. Самостоятельная работа требует прямого руководства, которое осуществляет непосредственно сам преподаватель.

ТРЕТИЙ ЭТАП. По дисциплине «Технология и организация производства» были разработаны задания для СРС по 3 уровням.

Первый уровень СР – воспроизводящие работы, требующие от студента главным образом репродуктивных действий, связанных с воспроизведением готовых знаний, образцов, что чаще всего наблюдается при решении типовых задач, выполнение упражнений. В процессе выполнения таких работ проявляется подражательная копирующая самостоятельность студентов. Эта СР выполнена в виде «Рабочей тетради», которая имеет большой набор самостоятельных заданий различных форм: формирование ПТА, тесты, решение задач, работа со схемами, краткий тематический реферат. Преимущества «Рабочей тетради» СРС: комплектность (сосредоточение значительной части материалов, необходимых для организации проведения СР, в одном источнике); простота использования (студенты выполняют необходимые записи, расчеты, таблицы в самой тетради); простота методики работы для преподавателя (тетрадь содержит все необходимые данные, инструкции и вопросы).

Второй уровень – самостоятельные эвристические работы, побуждающие студентов к активному осмыслению материала, поиску вариативных решений учебной задачи, анализу проблемной ситуации под руководством учителя, самостоятельному выполнению логических операций. В процессе применения знаний студент не связан готовыми образцами; он предлагает свои способы выполнения операций, проявляя активно-поисковый уровень самостоятельности.

В качестве основной формы организации СРС мы использовали маршрутную технологию обучения, в основе которой лежит выполнение студентами индивидуального комплексного семестрового задания. Задания разрабатываются так, чтобы, во–первых, теория и практика органически взаимодействовали, чтобы практика питала теорию и наоборот – осмысливалась с помощью теории; во-вторых, чтобы студент имел возможность и стимул регулярно выполнять задания СРС. Маршрутное задание выдается на одном из первых занятий. Для успешного выполнения его студентами требуются периодические консультации преподавателя. В семестре запланировано несколько контрольных «точек», когда преподаватель проверяет успешность работы над маршрутом, делает необходимые корректировки и методически направляет студента: рекомендует литературу и учит работать с ней, знакомит с правилами организации СР. Выполнение некоторых заданий можно контролировать прямо на уроке. При составлении маршрутов учитывается время, необходимое для выполнения задания, не превышающего нормы, отведенной Госстандартом СПО.

Третий уровень – творческие (исследовательские) самостоятельные работы, выполнение которых требует интенсивной самостоятельной деятельности. В результате студент находит оригинальное решение учебной задачи, которую он не только перестраивает, используя элементы исследования, но и по–новому дает интерпретацию фактов.

Таким образом, мы создали условия для положительной мотивации процесса учения и развития способностей студентов, умения и навыки которых развиваются от семестра к семестру.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. По 1 семестру проведен анализ результативности эксперимента. Перед началом эксперимента измерили первоначальный уровень качества знаний студентов на основе результатов установочной контрольной работы, а по итогам 1 семестра определили качество знаний студентов традиционного и экспериментального обучения.

При традиционном обучении рост качества знаний студентов составил – 3 %, при экспериментальном – 14 %.

Эффективное внедрение самостоятельной работы в учебный процесс с учетом реальных возможностей позволило студентам: более глубоко, осмысленно и системно изучить дисциплину, систематизировать изученный материал; развить навыки самостоятельности, творческого мышления, значительно повысить свой рейтинг по дисциплине; преподавателям: снизить репродуктивные функции учебных занятий, повысить общую успеваемость обучаемых, осуществить более неформальный текущий и итоговый контроль, использовать различные меры поощрения при аттестации студента.

Итак, важность самостоятельной работы студентов, с точки зрения воспитательной и чисто дидактической, не подлежит никакому сомнению. Образование современного человека следует оценивать, прежде всего, по степени его творческого отношения к знаниям и умению самостоятельно их выполнять. Решить эту задачу в полной мере поможет решительная модернизация организации СРС. Наши исследования в области методики самостоятельной работы актуальны. Однако охватывают они лишь малую часть круга проблем, направленных на радикальное изменение системы учебного процесса в настоящее время.

Работа над этой темой убедила нас в том, что есть «вечные» истины и «вечные» проблемы. Но есть и главный судья – время, которое заставляет смотреть на них глазами нашего современника. И хотя сегодня значимость СР осознается глубже, чем вчера, важно найти практические пути решения этой сложнейшей проблемы, чтобы сделать открытым процесс обучения, вывести самостоятельную деятельность и сотрудничество студентов за пределы колледжа.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.