Методические рекомендации по проведению урока «Образ врача в произведениях А.П. Чехова»

83
Нагорный Юрий Феодосьевич,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1370»,

Значение уроков литературы очень велико для формирования личности в современных условиях. Именно на уроках дети получают представления о нравственности, благородстве, чести, достоинстве, знакомясь с классическими и современными литературными творениями. Как построить урок, чтобы он был глубоким, эмоционально ярким, обучающим, воспитывающим, чтобы в процессе его проведения ученики могли аргументированно спорить и слышать друг друга. Читая произведения, мы не раз задумываемся над вечными проблемами: «Как жить?», «Что делать?», «Как научиться понимать людей?» На каждом уроке идет постижение идеи художественного произведения, формирование умений сопоставлять, анализировать…

Любой учитель имеет свою выработанную годами систему работы, свое видение и прочтение классических произведений, но я надеюсь, что данная разработка поможет оказать помощь в первичном отборе материала, организации деятельности учащегося на уроке.

Тема урока «Образ врача в произведениях А.П. Чехова» сопряжена с будущей профессией выпускников 10–11классов, обучающихся в профильном химико-биологическом классе. По данным анкетирования, проведенного администрацией школы в начале года, выяснилось, что большинство из них хотят связать свою дальнейшую жизнь с врачевательской деятельностью. Поэтому так важно на данном этапе, говоря словами самого писателя, «…в дальнейшую жизнь неообходимо всматриваться, следить за ее движением».

Профессия врача символична, потому что связана с человеческой сущностью: рождением, жизнью, смертью. Выбирая именно эту тему, хотелось рассмотреть не просто образ врача, а именно врача глазами будущего врача, увидеть уникальность этой профессии глазами будущих скрупулезных медиков.

Путем наблюдения и анализа проследить, связаны ли каким-то образом герои с автором, какие черты характерны чеховским врачам, отражают ли они истинные взгляды, отношение к профессии и жизни самого писателя, какой идеал писателя-врача? На эти вопросы я пытался получить ответы. Вникая в таинства врачебного дела, учащиеся развивают параллельно интерес к естественным наукам, с полной ответственностью и осознанно готовятся к выбору профессии врача, к труду в медицинских учреждениях.

Класс: 10–11.

Тема урока: «Образ врача в произведениях А.П. Чехова»

Цель: проследить на примере нескольких произведений как раскрывается медицинская тема в творчестве писателя, углубить понимание идейно-художественного богатства его произведений, выявить определяющие качества его героев, продолжать развивать навыки анализа прозаических произведений.

Методические приемы: сообщения учеников, беседа по вопросам, элементы анализа текста, характеристика героев, комментарии учителя.

Оборудование: портрет А.П. Чехова, иллюстрации к произведениям писателя.

Ход урока

1. Сообщение ученика «На Родине Чехова»

В 2016 году мне посчастливилось побывать в городе Таганроге, в котором прошло детство и гимназические годы Антона Павловича.

Сейчас в городе действует 2 высших учебных заведения, 7 техникумов, около 30 школ, издается городская многотиражная газета общим тиражом 20 тысяч экземпляров. В городе имеется 7 клубов и 5 кинотеатров, 180 библиотек, книжный фонд которых составляет более 1 миллиона 380 тысяч экземпляров.

Таганрожцы свято чтут память своего великого земляка. Еще в 1933 году исполком Таганрогского совета депутатов трудящихся принял решение о создании в домике, где родился А.П. Чехов, мемориального музея. Этот музей был открыт в том же году.

В том же 1933 году было принято решение об организации в Таганроге Литературного музея А.П. Чехова. 30 мая 1935 года Литературный музей был открыт для обозрения. Полнокровной жизнью живет детище А.П. Чехова – Городской краеведческий музей.

В 1950 году на общественных началах горожане создали новый музей – в школе № 2 имени Чехова, в той классной комнате, в которой учился великий писатель. Ежегодно музеи города посещают около 100 тысяч человек.

На сцене Таганрогского драматического театра, которому в 1944 году решением правительства присвоено имя А. П. Чехова, поставлены все чеховские пьесы.

 Что же дал молодому Чехову Таганрог? Прежде всего, типажи для его будущих произведений. Именно здесь он увидел колоритные фигуры местных чиновников, купцов, мещан и других обывателей, умственная убогость которых позднее была высмеяна в его бессметрных произведениях.

Особое впечатление на меня призвел рассказ экскурсовода о годах учебы А.П. Чехова, которые связаны с еще одним зданием в городе. Это – мужская классическая гимназия, куда он поступил в 8 лет, после двух лет учебы в греческой школе. Как бы сложилась его дальнейшая судьба, если бы он не отклонил решения ехать в Дерпт, и по совету отца и старшего брата, который учился на физико-математическом факультете Московского университета, поступать именно сюда и непременно на медицинский. Университетское образование и медицинская практика оказали огромную роль на формирование Чехова как писателя. Медицина и литература – вот двойной сюжет его биографии, завязавшийся именно в студенческие годы.

2. Слово учителя

Тема нашего урока, связанная с именем великого русского писателя конца XIX и начала XX века А.П. Чехова, не случайна, потому что только благодаря ему впервые в литературе так полно отражен облик отечественного медика, его подвижничество, его трагизм и т.д. Благодаря Чехову литература посмотрела на жизнь глазами врача, а не пациента. И я хотел бы сосредоточить ваше внимание именно в этом разрезе на творчество Антона Павловича Чехова!

Наша задача – рассмотреть образ врача с позиций современного человека, проследить, как раскрывается этот образ врача на протяжении всего творчества писателя, определить его значение в системе образов.

3. Беседа

– Чем близок А.П. Чехов вам, живущим в XXI веке? (Прежде всего тем, что в его творчестве можно найти ответы на те вопросы, которые меня особо волнуют. Мое первое знакомство с Чеховым состоялось еще задолго до школы, когда папа прочитал мне «Каштанку». Этот рассказ произвел на меня очень сильное впечатление. Чисто по-детски я пыталась каким-то образом помочь бездомным животным: накормить их, приласкать их и даже отдать в хорошие надежные руки.

По мере взросления представление о творчестве Чехова становились фундаментальнее. В школе мы изучали рассказ «Хамелеон», который помогал нам, подросткам, постичь некоторые нравственные категории добра и зла, фальши и истинности…

По-настоящему мне раскрылся Чехов в старших классах. Его рассказы и пьесы мне показались настолько современными, что я стала замечать в окружающих меня людях некоторых героев его произведений. К примеру, Ионычей. В превращении молодого земского врача Старцева в раздобревшего, страдающего отдышкой, «спешно принимающего больных» Ионыча, нет ничего неожиданного и тем более случайного. Само существование героя лишено жизненной идеи, без которой и любовь, и труд лишаются всякого человеческого смысла. Поэтому история Ионыча совершившаяся. Она, на мой взгляд, будет продолжаться еще не один десяток лет.)

– Кто, по-вашему мнению, является полной противоположностью Ионычу? (Безусловно, образ врача Осипа Степановича Дымова из рассказа «Попрыгунья». И пусть он не главный персонаж, но его образ очень яркий в галерее чеховских персонажей-врачей. Из всего множества гостей, таких замечательных и немножко известных, по мнению жены, каждый «подавал блестящие надежды». Один Дымов, небогатый врач, казался совершенно другим в этой невероятно необыкновенной компании. Он не понимал тонкостей искусства в силу своего характера, своей занятости. Все свое свободное время он посвящал любимому делу – «всю жизнь занимался  естественными науками и медициной». Он был настоящим врачом, рискуя собственной жизнью, спасал больных не за огромные вознаграждения, а за копейки.)

– Какими чертами характера наделяет своего героя А.Чехов? (Он был прост и добродушен, имел здравый смысл, ум и благородство. А каким любящим мужем он был! Но Ольга Ивановна этого не ценила в силу своей нравственной пустоты, ищущей в жизни неординарности и веселья. Для знакомых жены Дымов – «молчаливое, безропотное, непонятное существо, обезличенное своею кротостью, бесхарактерное, слабое от излишней доброты», а для коллег, в особенности для друга Коростелева, он был потерей для науки, великим дарованием, «доброй, чистой, любящей душой», молодым ученым, не щадящим себя.)

– В чем состоит драматизм чеховской героини? (В том, что в своей жизни она прозевала самого «великого человека», в сравнении с тем, кого знала, не разглядев его в собственном муже. Обыкновенная история, казалось бы, рассказывающая о супружеских взаимоотношениях, женских занятиях, капризах, слабостях… Но как удивительно глубоко она помогает раскрыть характеры и судьбы людей, в которых суета берет верх над душой – абсолютной ценностью человеческой жизни.)

– Врачи в его рассказах – это вечные труженики, верные клятве Гиппократа, самозабвенно борющиеся с физическими недугами и духовными страданиями людей.Таковы доктор Старченко («По делам службы») и ординатор Королев («Случай из практики»). Что можно сказать о Королеве? (Это, прежде всего, профессионал, отличный знаток своего дела, он остро реагирует на несправедливость: «Тысячи полторы-две фабричных работают без отдыха, в нездоровой обстановке… живут впроголодь и только изредка в кабаке отрезвляются от этого кошмара…» Он остро ощущает нездоровую вокруг него обстановку, и в его сознании возникает образ фабрики-дьявола, которая уничтожает жизнь. Он москвич, деревни никогда не видел, а слово «фабрика» у него ассоциируется с невежеством рабочих, дрязгами, водкой, насекомыми…)

– Что он видит на улицах? (В лицах рабочих «физическая нечистота, пьянство, нервность, растерянность». Эти люди больны и душевно, и физически. Больная и дочь хозяйки фабрики, она страдает сердцебиением, ничего страшного доктор более у нее не обнаруживает. Доктор лишь проникается сочувствием к этой рыдающей некрасивой девушке, которую мать лечит всю жизнь, не жалея средств. Богатство не дало этим людям счастья, радости и здоровья, а только одиночество и разобщенность.)

– Что же предпринимает доктор в этой сложившейся ситуации? (Он пытается успокоить девушку не лекарствами, а простым, ласковым словом. Здесь нужны любовь, сострадание, тепло души. И он проникся к ней любовью, а девушка с доверием отнеслась к врачу.

И о чудо! Теперь перед ним не уродливая девица, а равный собеседник с высоким интеллектом и чистой, нежной душой. Они оба понимают, что Лизаньке надо немедленно оставить это дьявольское место, ибо богатство погубит. «Будто благословением звучат слова доктора: “Вы славный, интересный человек”. Провожая Королева, Лиза “смотрела на него грустно и умно”. Теперь же, не как вчера, звонят в церкви, поют жаворонки: хочется верить, что жизнь будет  светлой и радостной, как это весеннее утро.»)

– Во все времена основой медицинского врачевания считается не только профессиональные качества, а в большей степени – человеческие достоинства врача, его гуманизм, чувство долга и ответственности перед больным пациентом. Что такое  достоинство, честь, благородство, долг в вашем понимании?

Тезисный план:

1. Определение понятий (с использованием Толкового словаря).

Достоинство – сознание своих человеческих прав, своей моральной ценности и уважение к себе.

Честь – совокупность высших морально- этических принципов личности.

Благородство – высокие нравственные качества.

Долг – нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести.

2. Связь этих понятий: одно подразумевает другие.

3. Примеры из собственного жизненного опыта. Рассуждение: не устарели ли эти понятия?

– Один пациент выразился следующим образом:

«Нам нужны врачи, которые будут сопереживать нам и понимать наши общие человеческие потребности. Мы хотим думать, что наш врач имеет непревзойденные знания в своей сфере деятельности. Но каждый врач должен знать, как мудро применить свои знания и относится к нам как к простым людям, которые в состоянии понять свои заболевания и способы лечения».

– Кому нужен холодный, бессердечный доктор, калечащий судьбы своих пациентов? Имеют ли место такие «медицинские деятели» в изображении А.П. Чеховым?

4. Работа в группах

(Ответы на вопросы подготовлены дома.)

1-ая группа. «Палата № 6». Доктор Рагин.

(Доктор Рагин в «Палате № 6» не только примирился с жизнью, но нашел этому примирению собственное обоснование. Страдания, считает он, не страшны, мыслящий человек должен презирать страдания и боль, побеждать их усилиями  воли. Андрей Ефимович ссылается на мудрецов древности, учивших пренебрегать жизненными благами. Все это звучит возвышенно и благородно, однако весь смысл этих слов сводится к тому, что жизнь изменять не нужно, что не следует бороться со злом и нет смысла заботиться о благосостоянии людей. Такая философия чрезвычайно удобна для человека, не имеющего сил и желания активно вмешиваться в жизнь. Доктора Рагина она освобождает даже от нравственной обязанности выполнять свой служебный долг. Какие бы вопиющие безобразия ни творились в больнице, они волновать не могут. «Да и к чему мешать людям умирать, если смерть есть нормальный и законный конец каждого», думает порой Рагин. А ведь такие мысли недостойны врача, даже недопустимы.)

2-ая группа. «Интриги». Доктор Шелестов.

(В рассказе «Интриги» рассказывается о докторе Шелестове, который, собираясь на заседание местного врачебного общества «давно уже стоит перед зеркалом и старается придать своей физиономии томное выражение». Уже по этому первоначальному описанию можно судить об этом типе, который мысленно выдает читателю интимные стороны деятельности тридцати двух коллег. Что узнает Читатель? Довольно страшную историю! Оказывается, что «большинство из них знает меньше, чем любой студент первого курса»; что один из «уважаемых коллег» проткнул зондом пищевод; другой принял блуждающую почку за нарыв и сделал пробный прокол настолько неудачно, что больная вскорости отправилась на тот свет; третий вылущил вместо больного здоровый ноготь не на той даже ноге». На читающую публику рассказ произвел впечатление разорвавшейся бомбы от «деятельности» негодяев, калечащих здоровье больных, а то и уничтожающих их физически.)

3-я группа. «Хорошие люди». Вера Семеновна.

(Вера Семеновна – врач-женщина. С первых страниц  поражает своим утомленным, крайне болезненным видом, хотя была еще молода. Она, «не имеющая ни малейшего призвания к медицине, отправилась на службу в N-скую губернию». Можно себе представить, какую роль еще сыграет, уже «сыгравшая все пять действий своей жизни», и пожалеть и о ней, и о том деле, которому она будет служить.)

Вывод. В произведениях Чехова все чаще стала звучать тема нравственного кризиса, перелома, переоценки прежней жизни, стремления изменить ее. То, что раньше казалось естественным, хорошим, правильным и даже счастливым, вдруг предстает как нечто ложное, оскорбительное для человека, непереносимое. Мало того, он убивает спокойствие, разрушает иллюзии и показывает, как при всей своей внешней безобидности страшно пассивное примерение с привычными формами жизни.

Домашнее задание

«Столь характерное для поэта сопряжение медицины и литературы явилось своего рода служением Христу: лечение тела и лечение души». Согласны ли вы с этим высказыванием? Обоснуйте свое мнение.

Список литературы:

1. Аникин А. Образ врача в русской классике // Портал «portal-slovo.ru». [Электронный ресурс]. URL: http://www.portal-slovo.ru/philology/37293.php?ELEMENT_ID=37293&element_id=37293 (дата обращения: 22.06.2017).
2. Вересаев Викентий Викентьевич: собрание сочинений // Сайт «az.lib.ru». [Электронный ресурс]. URL: http://az.lib.ru/w/weresaew_w_w/ (дата обновления: 22.06.2017).
3. Гейзер И.М. А.П. Чехов и В.В. Вересаев. Писатели и врачи М., 1957.
4. Гейзер И. М. Чехов и медицина. М.: Медгиз, 1954.
5. Гитович Н.И. Летопись жизни и творчества А.П. Чехова. М., 1955.
6. Громов М.П. Книга о Чехове. М., 1989.
7. Книги об Антоне Павловиче Чехове // Сайт «apchekhov.ru». [Электронный ресурс]. URL: http://apchekhov.ru/books/ (дата обращения: 22.06.2017).
8. Чехов А.П. Ионыч // Рассказы. М.: Художественная литература, 1963.
9. Чехов А.П. Палата № 6 // Собр. соч. в 12 т. Т. 7. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956.
10. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Соч.: В 18 т. М., 1974–1982.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.