Организация общешкольного проекта «Открывая Лермонтова»

39
Каманина Светлана Владимировна,
заместитель директора
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1996»,

Важную роль в формировании интереса к чтению у детей и подростков играет привлечение родителей и членов семей обучающихся к общешкольным образовательным мероприятиям.Реализация проекта «Открывая Лермонтова», посвященного творчеству поэта, подтвердила актуальность проведения образовательных литературных проектов в школе. Целенаправленная организация тематического семейного чтения способствует развитию читательских интересов учеников и повышению компетентности родителей в области художественной  литературы и чтения.

Идея проекта:

Открыть «своего Лермонтова» для разных категорий участников: педагогов, обучающихся, родителей, используя педагогические практики по организации совместного семейного чтения как эффективного способа решения проблем взаимодействия «ученик-учитель-родитель».

Цели проекта:

1. Объединение усилий библиотеки, семьи, педагогического коллектива в формировании у детей потребности в чтении на материале произведений М.Ю. Лермонтова.

2. Возрождение традиций семейного чтения, бережного отношения к семье, книге, слову.

Задачи проекта:

1. Обогащение проектной деятельности в направлении «литература и чтение» новыми формами.

2. Разработка системы привлечения родителей обучающихся к совместному чтению произведений.

Предполагаемые результаты:

– развитие интереса обучающихся, родителей и педагогов к творчеству М.Ю. Лермонтова, любви к поэтическому слову;

– осознание родителями значимости совместной деятельности с детьми в области чтения;

– формирование у обучающихся умений проектно-исследовательской деятельности, реализация творческих способностей обучающихся.

Участники проекта:

1. Обучающиеся 3–8 классов – читатели, открывающие для себя огромный мир литературы.

2. Родители – опытные читатели, которые «обучаясь» вместе с детьми  в соответствии с современными требованиями, осваивают новые подходы к чтению и книге.

3. Педагоги – заинтересованные читатели, транслирующие интерес к литературе, творчеству великого писателя М.Ю. Лермонтова, обретающие единомышленников в ученической и родительской среде.

Рекомендации для педагогов по подготовке проекта

– Осуществление подбора произведений М.Ю. Лермонтова в соответствии с возрастом детей, доступных для изучения и понимания.

– Исключение формального подхода к мероприятию, расширение форм изучения творчества М.Ю. Лермонтова на основе деятельностного метода, проявление личной заинтересованности педагога.

– Применение знаний родителей в области классической литературы для развития интереса детей к творчеству М.Ю. Лермонтова.

Реализация проекта

Работа над образовательным проектом «Открывая Лермонтова» проводится через тематические литературные мини-проекты для обучающихся и родителей. Ниже представлено краткое описание мини-проектов.

Мини-проект № 1 (начальные классы)

«Произведения М.Ю. Лермонтова в моей домашней библиотеке»

Цель: формировать культуру общения родителей и детей, содействовать осознанию «барьеров», которые мешают родителям эффективно общаться с ребенком.

Ход проекта

После беседы, объяснения идеи проекта, обучающимся и родителям  предлагается провести поиски книг М.Ю. Лермонтова в домашних библиотеках.

Задачи для обучающихся:

– найти в домашней библиотеке книги с произведениями М.Ю. Лермонтова;

– заполнить по форме «паспорт книги» (с привлечением родителей);

– интересные пункты «паспорта»: возраст книги, кому принадлежала, история появления книги в семье, кто читал книгу в семье;

– представление в классе на занятии найденных книг.

Дальнейшее знакомство с книгами происходит в классе. Как правило, в процессе поиска произведений в домашних библиотеках обнаруживается большое количество «забытых» книг. Родители вспоминают истории приобретения книг. Проект интересен и детям, и взрослым, направляет взрослых на ознакомление детей с семейными традициями.

Наряду с заполнением паспорта книги ученики записывают отрывки из понравившихся стихотворений М.Ю. Лермонтова, рисуют иллюстрации. Из данных работ  создается «Рукописная книга произведений М.Ю. Лермонтова».

Рисунок 1

Мини-проект № 2 (4–5 классы)

«Россия и Москва в произведениях М.Ю. Лермонтова»

Цели: формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;  совершенствование всех видов речевой деятельности; развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений.

Задачи для обучающихся:

– изучить произведения М.Ю. Лермонтова, в которых поэт обращается к темам «Россия» и «Москва»;

– оформить отзыв о произведениях (запись отрывка учениками + иллюстрация родителей + отзыв);

– сброшюровать отзывы, оформить коллективную «книгу» с названием-цитатой М.Ю. Лермонтова: «Люблю отчизну я…».

Произведения М.Ю. Лермонтова для чтения обучающимися по теме «Родина»:«Осень» (1828), «Кто видел Кремль…» (1831), «Кто в утро зимнее…» (1831), «Прекрасны вы, поля земли родной…» (1831), «Два великана»  (1832),«Москва, Москва! … люблю тебя, как сын…» (поэма «Сашка»), «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837), «Родина» (1841).

Рисунок 2

Мини-проект № 3 (5–7 классы)

Сравнение стихотворений М.Ю. Лермонтова «Поле Бородина» (1830) и «Бородино» (1837)

Цели: формирование понятия «историзм литературы» как подхода к изучению исторической эпохи через художественные образы; формирование эстетического отношения к искусству слова; обогащение нравственного опыта школьников.

Задачи для обучающихся:

– провести опрос родителей, главный пункт которого: «Известно ли вам, что М.Ю. Лермонтов написал два значительных произведения, посвященных Бородинскому сражению?»;

– прочитать стихотворения «Поле Бородина» и «Бородино»;

– изучить историю создания стихотворений;

– провести сравнительную характеристику стихотворений;

– подобрать наиболее интересные отрывки;

– сравнить использование средств выразительности художественной речи в обоих стихотворениях.

Мини-проект № 4 (6–8 классы)

«Листая биографию поэта…»

Цель: расширить знания учеников о страницах биографии поэта, систематизировать имеющиеся сведения о периодах творческой деятельности М.Ю. Лермонтова.

Задания для обучающихся:

В группах подготовить краткие сведения о периодах жизни писателя по схеме:

– период (годы);

– место проживания поэта;

– род занятий поэта;

– особенности творчества;

– перечень написанных в данный период произведений;

– чтение понравившегося произведения (отрывка).

После просмотра презентаций, проведения виртуальных экскурсий по памятным местам, связанным с литературной деятельностью поэта, планируется проведение викторины «Знатоки творчества М.Ю. Лермонтова».

Мини-проект № 5 (5–7 классы)

«М.Ю. Лермонтов – художник»

Цели: познакомить учеников с творчеством поэта в области изобразительного искусства, расширить сведения родителей о творчестве Лермонтова-художника.

Задания для учащихся:

– узнать, какие картины написаны М.Ю. Лермонтовым;

– в группах подготовить презентации-описания произведений по темам: военный сюжет; жанровые сцены; пейзаж; портрет; карикатура; иллюстрации;

– провести опрос родителей, выяснить, знают ли они о творчестве М.Ю. Лермонтова-художника, познакомить родителей с картинами поэта;

– оформить в классе «Картинную галерею М.Ю. Лермонтова», включив  репродукции произведений поэта (живопись маслом, акварели, рисунки) при содействии учителя изобразительного искусства, МХК.

Мини-проект № 6 (начальная школа)

«Поэтический урок, посвященный творчеству М.Ю. Лермонтова»

Цели: расширить сведения учеников 1–4 классов о творчестве М.Ю. Лермонтова, под руководством педагогов и библиотекаря школы приобрести новые знания в области литературы.

Задачи для обучающихся:

– найти в школьной или домашней библиотеках книги со стихотворениями М.Ю. Лермонтова;

– самостоятельно или с помощью родителей изучить произведения М.Ю. Лермонтова согласно списку, составленному учителем в соответствии с возрастом обучающихся;

– совместно с родителями подготовить краткие презентации или выступления о жизни и творчестве поэта;

– нарисовать портреты М.Ю. Лермонтова самостоятельно или при поддержке учителя изобразительного искусства, родителей (по желанию);

– выучить наизусть понравившиеся стихотворения поэта.

Все подготовленные задания представляются учениками на уроке, внеклассном мероприятии, возможно участие разновозрастных групп.

Родительский читательский клуб

Тема «М.Ю. Лермонтов – поэзия на все времена»

Главная задача в организации работы клуба – повышение воспитательных ресурсов семьи. Родительский клуб способствует формированию педагогической культуры родителей, психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы в воспитании и обучении детей.

Проведение заседаний родительских клубов может сочетаться с демонстрацией презентаций и видеоматериалов, привлечением статистической информации, выставкой работ обучающихся.

Вопросы для обсуждения:

– «Поэзии мир необъятный»;

– «Лермонтовская музыкальность: вспоминаем любимые строки»;

– «Бедный странник меж людей» (философские искания поэта);

– «За все, за все тебя благодарю я…» (лирические стихотворения М.Ю. Лермонтова);

– «Печально я гляжу на наше поколенье!».

Выводы

Образовательный литературный проект «Открывая Лермонтова» – значимое мероприятие в воспитательной системе школы по формированию читательских интересов обучающихся.

При подготовке проекта были изучены книги по лермонтоведению, в нестандартной форме мини-проектов проведены мероприятия для обучающихся и родителей по знакомству с творчеством и биографией поэта. Дети и родители обращались к перечню книг домашней и школьной библиотек, были прочитаны ранее неизвестные им произведения М.Ю. Лермонтова.

Важная роль уделялась обучению учеников правилам презентации: временным рамкам выступления, интонации, правилам обращения к иллюстративному материалу, правилам публичного выступления.

Проведенные мероприятия помогли всем участникам открыть для себя многогранный мир великого поэта, получить удовольствие от слушания поэтических произведений М.Ю. Лермонтова – лучших образцов русской литературы.

С методической точки зрения проект легко адаптируем, может быть транслирован в учебно-воспитательный процесс других образовательных организаций.

Список литературы:

1. Герштейн Э.Г. Судьба Лермонтова. М.: Художественная литература, 1986.
2. Год книги и ее вечность /Ред.-сост. Л.В. Нестерович. М.: Красико-Принт, 2012.
3. Каманина С.В. Организация работы с родителями в направлении «Семейное чтение» // Сборник трудов Междунар. научно-практ. конференции «Современное общество, образование и наука». Ч. 8. Тамбов: ООО «Юком», 2014. С. 37–40.
4. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста / Ю.М. Лотман; М.Л. Гаспаров. СПб.: Искусство-СПб, 1996.
5. Мануйлов В.А., Назарова Л.Н. Лермонтов в Петербурге. Л.: Лениздат, 1984.
6. Пахомов Н. Живописное наследство Лермонтова // М.Ю. Лермонтов / АН СССР. М.: Изд-во АН СССР, 1948.
7. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобр. учреждений/ [Т.Г. Галактионова и др.]. М.: Просвещение, 2012.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.