Рубрики
Управление

Критерии эффективности профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций на основе социально-педагогического проектирования

Антонов Николай Викторович,
заместитель директора
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
antonovnv@mosmetod.ru

 

Раскрывая критерии эффективности профессионального развития педагогов общеобразовательной организации на основе социально-педагогического проектирования, следует разяснить взаимосвязь критериев и показателей, а это невозможно без понимания данных понятий. В справочной литературе дается характеристика крите́рия (др. греч. κριτήριον — способность различения, средство суждения, мерило), который выступает признаком, основанием, правилом принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям.

Показатель или параметр, в свою очередь, представляет собой количественную характеристику одного или нескольких свойств объекта, входящих в его качество, т.е. позволяет измерить то или иное свойство объекта. Группа показателей является основанием для определения критерия.

Критерий, как признак объекта, делает возможность его исследования реальной, показатель же, в свою очередь, позволяет оценить данный критерий, т.е. перевести критерий в колличественное значение.

Трактовки критериев детализируются в процессе применения к той или иной обрасти научного знания, но, в целом, имеется ввиду понимание критерия как «мерила, признака для оценки».

Г.П. Иванова выделяет 3 типа критериев, которые отражены на Рисунке 1.

Рисунок 1. Типы критериев

Каждому типу критериев присущи свои отличительные особенности. Так, критерии эффективности позволяют оценить степень достижения цели с учетом произведенных затрат различных ресурсов. Критерии результативности дают возможность понять достигнуты ли результаты, а также характеризуют стандарты для определения качества этих результатов. Критерии оценки эффективности – это мера (степень) проявления признака характеризующегося эффективность деятельности. Выступая в роли мерила, нормы, критерий служит как бы идеальным образцом, выражает, высший, наиболее совершенный уровень изучаемого явления. Он выступает как фундаментальный принцип, норма, эталон, который определяет основания, позволяющие отличить эффективную деятельность от неэффективной. С одной стороны, это инструмент для определения, выявления факта наличия или отсутствия эффективности деятельности, а с другой – правило [1].

Необходимым представляется разработка критериев оценки эффективности социально-педагогического проектирования личностной самоорганизации. Создание критериев осуществляется через реализацию определенных этапов. Применительно к критерию оценки Г.П. Иванова выделяет следующие этапы:

1. выделение основания для поиска критериев (т.е. нахождение параметров);

2. выделение системообразующего признака, объединяющего параметры (критерий);

3. нахождение основания, позволяющие судить о проявлении выделенных параметров (которые выступают показателями критерия);

4. обозначение характеристик критерия, которые могут быть реально зафиксированы (индикаторы).

Таким образом, на основе данного понимания критериев оценки эффективности профессионального развития и представленной выше этапности был разработан ряд критериев оценки эффективности профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций на основе социально-педагогического проектирования.

На первом этапе, изучив понятие профессионального развития и  социально-педагогического проектирования, степень изученности данных проблем исследования, были выявлены компоненты, являющиеся основанием для поиска критериев.

Исследования ученых показывают целесообразность выделения в структуре профессионального развития личности педагога мотивационно-ценностный, проектировочный, деятельностны й, организационно-коммуникативный, рефлексивно-оценочный компоненты (Рисунок 2) [2, 3, 4].

Их содержание направлено на объемное разностороннее изучение особенностей развития педагога как профессионала, как представителя профессии, как специалиста в области обучения и воспитания учащихся и как работника конкретной общеобразовательной организации.

В результате выявления сущностных характеристик компонентов профессионального развития педагогов, были выделены критерии эффективности профессионального развития педагогов (Рисунок 2).

Рисунок 2. Компоненты и критерии профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций

Выделенные критерии имели первоочередное значение для профессионального развития педагогов на основе социально-педагогического проектирования. Каждому критерию соответствуют свои показатели, выделенные исходя из наибольшего влияния на формирование, развитие и совершенствование соответствующего критерия и компонента (Рисунок 3).

Рисунок 3. Критерии и показатели профессионального развития педагога

На основе исследования компонентов профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций, были выделены критерии и показатели уровня профессионального развития педагогов: мотивационный (внутренний мотив, познавательный мотив, мотив избегания, состязательный мотив и др.), проектировочный (целеполагание, анализ ситуации, планирование), деятельностностный (саморегуляция, коррекция, волевые усилия), коммуникативный (коммуникативные и организационные умения), рефлексивный (педагогическая позиция, профессионально-личностные качества, профессиональные знания и умения, творческие умения), которые способствуют определению эффективности профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций на основе социально-педагогического проектирования.

Список литературы:

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент [Текст]: учебник/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. 3-е изд. М.: Экономистъ, 2003.
2. Герчиков В.И. Управление персоналом: работник – самый эффективный ресурс компании [Текст]/ В.И. Герчиков. М.: ИНФРА-М, 2008.
3. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат [Текст]/ Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, С.Н. Иванова / Под ред. Ю.Н. Кулюткина: АПН, НИИ общ. образ. взрослых. М.: Просвещение, 1984.
4. Торохтий В. С. Социальное развитие и возможности личности / Материалы XIV Всемирного конгресса обществ сравнительного образования, г. Стамбул, университет Боказичи, Турция 14–18 июня 2010 г. [Текст]/ В.С. Торохтий. Стамбул: Bogazici, 2010.
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.