Применение проектной деятельности при обучении специальности «Дизайн в информационных технологиях»

107
Сутуга Ольга Николаевна,
преподаватель
ГБПОУ г. Москвы «Колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже»,

Обучение должно помогать человеку достигать профессиональных результатов, быть конкурентоспособным и эффективным.

Человек должен быть не абстрактно образованным, он должен обладать знаниями, помогающими ему достигать жизненных целей, строить карьеру. Он должен обладать способностью преодолевать препятствия, чтобы расти в профессиональном плане. Поэтому образование должно соответствовать данной цели.

Современный преподаватель является создателем и транслятором контента. Но современные технологии позволяют студенту самостоятельно получать информацию. Поэтому образовательный контент необходимо создать, упаковать и передать студенту, не ставя это основной целью образования.

Целью образования должен являться реальный рабочий процесс, к этому мы и должны готовить студентов. Главное требование – значимый конечный результат.

Значимость проектной деятельности для студента

– Студент работает с реальным заданием, он создает значимый для него и общества результат. Таким образом в процессе достижения результата студент развивает реальные компетенции и навыки.

– Студент учится добывать знания самостоятельно, т.к. ему сообщается только минимальный набор знаний для достижения результата (способы и методы создания дизайн-продукта). Студент учится, а не ждет, что его будут учить.

– Также студент учится работать в команде и сотрудничать.

– Т.к. значимым становится только результат, студент не может не работать и получить диплом специалиста, как это бывает при обычных формах обучения.

– Если выбирать значимые и актуальные для общества проекты, то студент может ими пополнять свое портфолио, которое даст возможность студенту найти работу.

Значимость проектного образования для общества

– Проектная деятельность развивает те компетенции, которые нужны обществу и работодателям.

– Промышленность и бизнес получают готовых специалистов, способных разрабатывать реальные проекты, актуальные для общества.

– Работодатели получают специалиста, способного самостоятельно решать проблемы, добывать необходимые знания, умеющие работать в команде и сотрудничать с другими участниками проекта.

Функции преподавателя при проектном обучении

– Преподаватель все время в курсе потребностей работодателей, чтобы давать студентам для разработки  актуальные проекты.

– Преподаватель становится «играющим тренером», что повышает его авторитет у студентов.

– Преподаватель не только создает контент и его распространяет, он ставит задачу, разъясняет неясности, разбирает цели и задачи проекта, помогает двигаться вперед.

– Отвечает за содержание и качество конечного результата.

– Мотивирует студента на достижение результата.

– Отвечает за достижение студентом конечного результата (каждый проект должен быть выполнен до конца).

Составляющие проектного обучения

Студент осознает для чего он учится. Ему понятен конечный результат. Преподаватель помогает обрести мотивацию обучения. Проект разбивается на более мелкие цели, у которых есть конкретные сроки. Студент учится соблюдать регламент, т.к. сроки – неотъемлемая составляющая любого проекта

Студент, чтобы достигнуть цели, учится ставить перед собой задачи. Совокупность целей и задач дает целостное представление о проекте. При проектном обучении студент учится добывать информацию, привлекать различные ресурсы. Суть проектного обучения – преодоление трудностей и дефицита информации, переработка возникающих проблем при выполнении проекта в задачи и их выполнение.

Пример: «Разработка дизайн-проекта новостной газеты»

При работе над проектом преподаватель и студент сотрудничают, обсуждают актуальность проекта, его цели и задачи, результат работы, а также функции преподавателя и студента.

Преподаватель выполняет следующие работы:

1. Подготавливает необходимую документацию для проектного обучения.

– разрабатывает техническое задание на выполнение проекта;

– разрабатывает последовательность домашних заданий, приводящих к успешному достижению конечного результата;

– разрабатывает критерии оценки выполненных заданий;

2. Сообщает студенту необходимую информацию для разработки дизайн-проекта:

– знакомит обучающихся с техническим заданием на выполнение данного дизайн-проекта, сообщает сроки сдачи проекта и виды файлов, которые необходимо подготовить для сдачи проекта;

– сообщает технические и художественные требования к верстке газеты;

– рассказывает о знаниях и навыках, которые необходимо приобрести при разработке данного дизайн-проекта и вариантах применения данных навыков;

– рассказывает о видах предпроектных исследований, необходимых для верстки газеты.

3. Оказывает консультации по конкретно поставленным студентом вопросам:

– постоянно мотивирует студента и создает условия доведения студентом разработку дизайн-проекта до конечного результата.

4. Следит за выполнением в срок промежуточных задач.

5. Оценивает полученный результат.

Студент выполняет следующие работы:

1. Ставит цели и задачи для разработки дизайн-проекта новостной газеты.

2. Выявляет проблемы, связанные с разработкой дизайн-проекта.

3. Собирает контент для верстки газеты.

4. Проводит предпроектные исследования, требуемые преподавателем и другие исследования, в которых возникла необходимость при разработке дизайн-проекта:

– современные тенденции дизайна новостных газет;

– виды верстки новостной газеты, современные композиционные решения;

– современные тенденции обработки и размещения иллюстраций в газете;

– современные форматы газет;

– современная типографика в газете;

– информационная структура новостной газеты;

– подготовка файла к печати;.

5. Разрабатывает словесную и графическую концепцию дизайн-проекта новостной газеты.

6. Создает макет и верстает газету в соответствии с выставленными преподавателем требованиями.

7. Узнает требования типографии и готовит газету к печати.

8. Распечатывает и сдает проект в указанные сроки.

Для достижения лучшего результаты студент имеет право привлекать все имеющиеся у него ресурсы:

– учебники и книги;

– интернет-ресурсы;

– консультироваться с преподавателем;

– получать консультации в типографии;

– участвовать в семинарах по обсуждению предпроектных исследований.

Каждый из студентов группы выполняет индивидуальный проект со своими целями и  задачами. Основой является последовательность домашних заданий, которые необходимо выполнять в срок и соблюдать требования к выполнению.

Время, отведенное на разработку данного дизайн-проекта – 70 часов. Преподаватель консультирует очно (во время занятий) и дистанционно (социальные сети). Все работы студентов хранятся в облачном сервисе и доступны преподавателю и студенту в любой момент времени.

Требования к студентам и преподавателям при проектном обучении

У студента должна быть сформирована потребность в обучении данной специальности. Обучающийся должен иметь возможность заниматься регулярно, без длительных перерывов. Необходимо иметь четкий план работы в соответствии с выданным техническим заданием на выполнение проекта. Студенту необходимо упорство в освоении новых навыков и инструментов.

Необходимо осваивать большое количество контента самостоятельно. Пользоваться необходимо не только русско-язычными интернет-ресурсами и печатной продукцией.

Роль преподавателя при проектном обучении очень высока. Образовательный контент в современном мире стал легко доступен, количество его огромно. Поэтому просто сообщать студентам образовательную информацию не имеет смысла.  Необходимо  стать наставником, который дает индивидуальные консультации по домашним заданиям, рассматривает индивидуальный проект каждого студента и помогает достигнуть реальных результатов.

Профессиональное образование должно готовить специалистов, способных удовлетворить потребности работодателей – с одной стороны, а с другой стороны, оно должно готовить творцов и предпринимателей, которые будут выдвигать идеи, организовывать людей и ресурсы для достижения цели, преодолевать проблемы и трудности при выполнении проекта.

Примеры студенческих работ доступны по ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.