«Шаг в успешное будущее», или Новые механизмы формирования проектных компетенций студентов в колледже «Царицыно»

65
Фомина О.В.,
к.п.н.
заместитель директора по координации проектов и программ
ГБПОУ г. Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий»,
Таборидзе Л.В.,
к.п.н.
методист по инновационной деятельности
ГБПОУ г. Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий»,

Ключевой задачей на ближайшее будущее является осуществление государственной образовательной политики, главное требование которой – обеспечить эффективное, конкурентоспособное образование для молодого поколения.

Современная инновационная экономика и информационная цивилизация требует не только включение процессов получения и обновления знания во все экономические процессы, но и опору на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс экономического и социального развития.

Вышеперечисленные основания диктуют новые требования к результатам образования. Сегодня наличие таких компетенций, как: профессиональная мобильность, стремление к новому, способность к критическому мышлению, предприимчивость, умение работать самостоятельно, исследовать и проектировать – необходимая черта «инновационного человека» – активного инициатора и производителя изменений во всех сферах. Поэтому необходимы новые подходы и механизмы в сфере профессионального образования.

Понимая весь широкий спектр задач, стоящих перед профессиональным образованием, колледж «Царицыно» последовательно реализует идею создания особой развивающей среды, позволяющей обеспечить формирование разносторонней, социально активной, самостоятельной, творческой, компетентной личности профессионала. Создание образовательной среды нового типа, основанной на деятельностном и личностно-ориентированном подходе, мы видим, как совокупность условий, в которых будет стимулирована образовательная активность всех субъектов образовательного процесса, сформированы предпосылки для развития талантов, склонностей и мотивации к  постижению профессии.

Одним из эффективных механизмов развития креативности, мотивации и профессионализации в условиях среды нового типа является организация научно-исследовательской и проектной деятельности студентов в колледже «Царицыно», которая имеет сформировавшуюся структуру СНТО (студенческого научно-технического общества) с четко определенными целями, задачами и формами. Теоретические и практико-ориентированные исследования, освоение практических навыков исследовательского процесса, создания практико-ориентированных проектов, востребованных социальными партнерами, кроме обучения и самообучения, стали для нас огромным ресурсом в развитии как педагогов, так и студентов. Афиширование результатов данной работы проходит через многоуровневый внутриколледжный  Конкурс проектных и исследовательских работ «Ответ на вызов времени». Целью проведения Конкурса является создание условий для развития и творческой самореализации студентов в научно-исследовательской и проектной деятельности, научно-техническом творчестве, содействие воспитанию интереса и творческого отношения обучающихся к выбранной специальности. Конкурс в колледже проводится третий год. И уже имеет свои традиции – проходит в три этапа: на первом презентация проектов на конференциях по направлениям, второй – отборочный (заочный), третий – заключительный, где определяются главные победители по номинациям.

В этом учебном году данной работой были охвачены все направления подготовки: состоялось семь конференций в рамках первого этапа Конкурса. по различным векторам:

– гуманитарное (метапредметное):

Тема «Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно».

– «Экономика и управление»:

Тема «Навстречу будущему: от анализа и стартапа до бизнеса»

– «Техника»:

Тема «Нанонотехнологии – прорыв в будущее?»

– «Сервис и технологии»:

Тема «Караколь».

– «Информационные технологии»:

Тема «Используя свой интеллект, мы делаем мир совершеннее!»

– лингвистическое:

Тема «Русский взгляд на иностранную культуру»

– естественнонаучное:

Тема « Мысли глобально – действуй локально».

Было подготовлено и представлено на суд жюри более 70 проектов различной направленности: от социальных, предпринимательских до технических и информационных.На третий этап Конкурса вышли 22 студенческих проекта. Приняли участие в работе первого этапа более 800 студентов.

3-й заключительный этап Конкурса «Ответ на вызов времени» состоялся в два этапа, с использованием нового формата – квест-игры «Путешествие в страну проектов», задачей которой стало формирование рефлексивной деятельности студентов по оценке проектов. Участникам, из числа победителей второго этапа, предстояло пройти три маршрута: «Тропа жизни», «Загоризонтное видение», «Маршрут успешного – ЗАВТРА», чтобы определить, какие проекты станут лучшими в четырех номинациях, а именно:

– «Лучший практико-ориентированный проект»;

– «Лучший проект научно-технического творчества»;

– «Лучший социальный проект»;

– «Лучший исследовательский проект».

Студенты следовали по маршруту, отвечая на каверзные вопросы, разгадывая ребусы и шарады, прежде чем попасть в точку, где был представлен один из проектов. Прослушав защиту проекта, участники квеста оценивали проекты по различным критериям. Именно студенты и определили лучшие проекты в направлениях:

– «Техника и информационные технологии»: маршрут «Загоризонтное видение»;

– естественнонаучное направление: маршрут «Тропа жизни»;

– социально-экономическое: маршрут «Маршрут успешного – ЗАВТРА».

Победителем квеста стала команда маршрута «Тропа жизни», показавшая лучший результат: уложилась во времени и ответила на большинство вопросов, капитан команды – Суконников Александр.

Результаты проектной деятельности были продемонстрированы в инновационных продуктах, с которыми участники могли познакомиться на маршруте квеста: уникальные модели очков, реальные бизнес-планы, программные продукты и решения в области информационных технологий, виртуальные экскурсии, исследования в области радиационной безопасности и др., 3D модели, электронные устройства, схемотехнические решения, а также изделия высокой кухни.

Особым мотивационным мероприятием для студентов стала Торжественная церемония награждения победителей, которая состоялась 4мая 2017 г. на Политехническом отделении колледжа. Это было яркое и запоминающееся событие, на котором приветствовали «звезды» научно-технического общества колледжа «Шаг в будущее» – победителей Конкурса «Ответ на вызов времени». Ими стали следующие студенты.

В награждении по номинациям принимали не только руководители колледжа, но и наш значимый социальный партнер, с которым нас связывает плодотворное сотрудничество в течение долгих лет, кандидат технических наук, доцент научно-исследовательского радиотехнического института Грибанов Александр Сергеевич. Он поздравил студентов с победами и пожелал – не останавливаться на достигнутом, внедрять свои идеи в жизнь!

Его поддержал в своем выступлении доктор технических наук, академик, руководитель инновационной площадки Российской Академии образования Башкатов Игорь Петрович. Он подчеркнул, что те проектные и научно-исследовательские компетенции, которые получили студенты в колледже, являются существенным ответом на вызовы сегодняшнего дня!

Таким образом, становление человека как профессионала и личности, способной к самоактуализации и креативности, происходит в особой развивающей образовательной среде нового типа, где обязательно выстраиваются индивидуальные траектории профессионального развития всех субъектов образовательного процесса и стимулируется активность, как педагогов, так и студентов через систему конкурсов и рейтингов.

Считаем, что образовательная среда нового типа, может стать решающим фактором в развитии личности обучающегося, который своими действиями и поступками активизирует элементы среды и тем самым создает ее для себя.

Неслучайно ведущие церемонии награждения, задавая импульс развития, пожелали участникам и победителям: «Решайте проблемы с легкостью, творчески, и всегда находите в проблемах, кроющиеся в них возможности! Ведь будущее – это пространство возможностей, пространство вашей свободы. А с таким мощным заделом – как ваши проекты – вы уверенно ворветесь в будущее! Будьте всегда на шаг впереди! Будьте победителями!»

Список литературы:

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.