Работа с текстом на уроках литературного чтения в условиях введения ФГОС НОО

103
Борискина Елена Валериевна,
учитель начальных классов
ГБОУ г. Москвы «Школа № 975»,
dekabr111@yandex.ru
Седова Ирина Андреевна,
учитель начальных классов
ГБОУ г. Москвы «Школа № 975»,
sedovaia@mail.ru
Щербатюк Светлана Александровна,
учитель начальных классов
ГБОУ г. Москвы «Школа № 975»,
sherbatyuk1971@yandex.ru

На протяжении нескольких лет мы занимались выявлением причин низкого уровня написания учениками диагностических работ по литературному чтению. Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что у обучающихся слабо сформирован навык осознанного чтения. Мы решили разработать такие задания к текстам, которые помогут учащимся легче ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию; интерпретировать информацию; оценивать достоверность предложенной̆ информации, высказывать оценочные суждения на основе прочитанного текста.

В апробации участвовали три класса (72 человека). Первый год работы по данной теме показал, что 23,6 % учащихся (17 чел.) допускают ошибки в тестовой части заданий; 34,7 % учащихся (25 чел.) затрудняются в выборе последовательности происходящих в тексте событий; 19,4 %учащихся (14 чел.) затрудняются в формулировке записи оценки поступков героев; 44,4 % учащихся (32 чел.) не могут проанализировать информацию и сделать самостоятельно вывод.

Итоговая работа второго года апробации показала, что:

– в тестовой части работы допустили ошибки – 12 чел. (16,7 %);

– в выборе последовательности происходящих в тексте событий – 19 чел. (26,4 %);

– в формулировке записи оценки поступков героев – 11 чел. (15,3 %;

– не могут проанализировать информацию и сделать самостоятельно вывод – 27 чел. (37,5 %).

На основе полученных результатов мы пришли к выводу, что систематическое применение данного вида заданий ведет к улучшению показателей обучающихся, а значит, к сформированности навыка осознанного чтения.

Представляем вам одну из работ, текст которой соответствует обязательному минимуму содержания начального общего образования и требованиям программ к знаниям, умениям и навыкам начальной школы в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования. Задания к тексту формируют правильное восприятие учебной задачи, контроль и корректировку собственных действий в процессе выполнения заданий.

Эффект бумеранга

Светлана Горева

В автобусе было душно и очень тесно. Его зажали со всех сторон, и он уже сто раз пожалел о том, что решил поехать на очередной прием к врачу ранним утром. Он ехал и думал о том, что совсем, казалось бы, недавно, а на самом деле семьдесят лет тому назад, он ездил на автобусе в школу. А потом началась война. Он не любил вспоминать то, что он пережил там, зачем ворошить прошлое. Но каждый год двадцать второго июня он запирался в своей квартире, не отвечал на звонки и никуда не ходил. Он вспоминал тех, кто ушел с ним добровольцем на фронт и не вернулся. Война была для него и личной трагедией: во время боев под Москвой и Сталинградом погибли его отец и старший брат. Сейчас это казалось таким далеким, что будто бы и не было совсем этой проклятой войны. Но рана была слишком глубокой, чтобы забыть об этом так быстро.

Был в его жизни один случай, который он тоже не мог забыть и простить себе. Он ехал на автобусе в школу (он тогда учился в третьем классе), был теплый весенний день, он сел на последнее свободное место, отвернувшись от старика, который беспомощно облокотился о поручень у дверей. Он не видел, где сошёл старик, но почему-то весь день потом вспоминал о нем, и острая поздняя боль раскаяния пронзила его душу. «Почему я не уступил ему место?» – этот вопрос терзал его день изо дня. Потом постепенно это постыдное воспоминание ушло на задний план, но время от времени возвращалось как укол совести, как руководство к правильному поведению, к уважению старших и поклону их опыту и седине.

Теперь, когда он сам стал таким же немощным стариком, ему было до слез обидно, если он видел неуважительное отношение к людям пожилого возраста, к ветеранам, которые потом и кровью заслужили победу и право на жизнь и свободу для своих потомков.

Автобус остановился на остановке, пассажиры начали выходить, стоять стало свободнее. Вдруг к нему подошел мальчик лет десяти и сказал: «Садитесь, дедушка, на мое место, я вижу, как Вам тяжело стоять». У старика навернулись слезы на глаза. Это были одновременно и горькие, и сладкие слезы. Они горчили потому, что совесть опять напомнила случай семидесятилетней давности, они радовали и согревали сердце потому, что он, глядя на этого мальчика, верил, что не все потеряно для русского человека.

Задания по тексту:

1. Восстанови последовательность событий событий. Номер 1 уже поставлен.

___ случай из жизни;

___ отношение к старшим;

1 поездка в автобусе;

___ воспоминание о войне;

___ надежда на будущее.

2. Почему война была для старика «личной трагедией»?

а) погибли отец и брат;

б) был ранен в бою;

в) не успел закончить школу;

г) постоянно не хватало еды.

3. Какой случай в жизни не мог забыть и простить себе старик?

а) не заплатил за проезд в автобусе;

б) обидел старшего брата;

в) разорвал школьную тетрадь с двойкой;

г) не уступил место в автобусе пожилому человеку.

4. Дополни предложение словами из текста:

Потом постепенно_________________________________________________

план, но время от времени_________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

5. Какое чувство испытал старик, когда ему уступил место мальчик?

а) гордость;

б) раздражение;

в) радость;

г) испуг.

6. Объясни, почему слезы, которые навернулись на глаза старика были одновременно и горькие, и сладкие.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

7. Мальчик, уступивший старику место – важный персонаж этого рассказа. Объясни, почему так важна его роль? ______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

8. Для каждого словосочетания первого столбца найди точное толкование во втором столбце.

1. ворошить прошлое;

2. немощный старик;

3. укол совести;

4. эффект бумеранга;

А. слабый, больной;

Б. постоянное напоминание об ответственности за поступок;

В. вспоминать забытое;

Г. результат, обратный ожидаемому.

а) 1-В, 2-Б, 3-А, 4-Г;

б) 1-В, 2-А, 3-Б, 4-Г;

в) 1-Г, 2-В, 3-А, 4-Б;

г) 1-А, 2-Б, 3-Г, 4-В.

9. Как можно по-другому озаглавить рассказ?

а) случай в автобусе;

б) горькие и сладкие слезы;

в) поступок мальчика;

г) постыдное воспоминание.

10. Какова главная мысль этого рассказа?

а) раскаяние длиною в жизнь;

б) отношение к старшему поколению;

в) помнить тех, кто не вернулся с фронта;

г) уступай старшим место в транспорте.

11. Чему научил тебя этот рассказ.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Критерии оценивания заданий

Ответы к заданиям №№ 2, 3, 5, 8, 9, 10 – 1 балл.

№ Ответ

2 а

3 г

5 в

8 б

9 б

10 б

Критерии оценивания заданий с открытым ответом

Ответы к заданиям №№ 1, 4, 7 – 1 балл; №№ 6, 11 – 2 балла.

1. 3 случай из жизни;

4 отношение к старшим;

1 поездка в автобусе;

2 воспоминание о войне;

5 надежда на будущее.

4. Потом постепенно это постыдное воспоминание ушло на задний план, но время от времени возвращалось как укол совести, как руководство к правильному поведению, к уважению старших и поклону их опыту и седине.

1) Сладкие – они радовали и согревали сердце потому, что он, глядя на этого мальчика, верил, что не всё потеряно для русского человека.

2) Горькие – они горчили потому, что совесть опять напомнила случай семидесятилетней давности.

Именно благодаря мальчику рассказ имеет счастливый̆ конец. [Примечание. В ответе отмечается решающая роль мальчика в существующем окончании рассказа.]

11. Написан развернутый ответ на вопрос.

Повышенный уровень: 11–13 баллов.

Базовый уровень: 5–10 баллов.

Низкий: 0–4 баллов.

Список литературы:

1. Сайт «Добрые истории для детей». [Электронный ресурс]. URL: http://добрые-истории.рф/pouchitelnye-rasskazy/10-effekt-bumeranga (дата обращения: 06.06.2017).

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.